Регулирование рынка труда
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ульяновская Государственная Сельскохозяйственная
Академия.
Кафедра: « Экономическая теория».
Курсовая работа
по дисциплине:
«Экономическая теория».
На тему: «Регулирование рынка труда».
Выполнила студентка
3-го курса
экономического факультета
заочной формы обучения
«Экономика и управление на предприятии»
Шифр: ____________
Малошик О.И.
Проверила:___________________
г. Ульяновск 2006
ПЛАН:
1. Введение...............................................................................................................................1
2. Структура и сущность рынка труда………………………………………………….…...4
3. Особенности современного
рынка труда………………………………………………...6
4. Организационно-финансовые основы
рынка труда……………………………………..8
5.
Безработица. Проблемы безработицы. Ее виды………………………………………….11
6. Основные задачи государственного регулирования на
рынке труда………………......15
7. Политика занятости и регулирования рынка труда………………………………….......16
8. Деятельность
профсоюзов…………………………………………………………………24
8. Вывод…………………………………………………………………………………….....25
9. Заключение………………………………………………………………………………...25
10. Список использованной
литературы………………………………………………….27
Введение
В условиях перехода нашей страны к
рыночным отношениям возрастает интерес и потребность в познании теоретических
основ рыночного механизма, мотивации поведения хозяйствующих объектов,
эффективного и рационального использования ресурсов, результативной деятельности
отдельной фирмы, отрасли, экономики в странах, где уже успешно функционируют
рыночные структуры.
Все экономические проблемы, в том
числе инфляция, безработица, бедность, так или иначе связаны с ограничением
ресурсов.
“Экономикс ” — это наука об использовании редких, ограниченных ресурсов в целях
удовлетворения неограниченных потребностей человека. Изучение курса “экономикс”
помогает любому интересующемуся экономическими вопросами понять, как
формируется и функционирует рыночный механизм, как достигается равновесие между
производством и потреблением, с помощью каких мер государство преодолевает спад
производства, безработицу, инфляцию, как эффективно вести предпринимательство,
добиваться получения максимальной прибыли с минимальными затратами и др. При исследовании
экономисты отбирают факты, обобщают их, устанавливают причинно-следственные
связи, выявляют закономерности и определяют, как будет развиваться данное
явление. Конечным результатом является теория, создаваемая на основе обобщения
фактов, выявления присущих им закономерностей.
Макроэкономика дает представление о
состоянии, об экономическом “здоровье” страны в целом; она исследует такие
совокупные величины, как национальный продукт, общий уровень цен и т.п.
Основными макроэкономическими проблемами в стране являются объем производства,
экономический рост, занятость, инфляция, кризисы и др.
Занятость — важный показатель в
макроэкономике. Не все трудоспособное население имеет работу, есть и
безработные. Безработица характеризуется как численность взрослого
трудоспособного населения, которое не имеет работы и находится в поиске ее.
Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу. Добиться того,
чтобы было занято все трудоспособное население, практически невозможно. Одни
хотят, вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих
увольняют, четвертые находятся в поисках рабочего места, то есть происходит
нормальное, объективное движение рабочей силы, часть которой остается без
работы на какой-то промежуток времени.
Переходная экономика 90-х годов
является объектом нашего изучения и в последующем будем использовать термин без
временной характеристики — переходная экономика. Отсчет переходной экономики в
России начался со 2 января 1992 года в результате либерализации цен. Старт переходной
экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Переходная
экономика — это промежуточное состояние экономики в связи с изменением
принципов хозяйствования в результате социально-экономических изменений.
Цель переходной экономики — экономическая
свобода и создание на этой основе социально ориентированной эффективной
хозяйственной системы, способной обеспечить динамическое развитие экономики и
достаточный уровень благосостояния граждан страны, преодолев отставание от
других стран. По мнению экономистов, рыночная экономика создает стимулы к
самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной
активности, способствует ускорению НТП.
Переход, который требуется
осуществить, состоит в том, что на смену командной системе должны прийти
свобода деятельности и ответственность каждого человека за свое благосостояние,
и благосостояние общества.
Чтобы выйти из этого состояния,
необходимо бороться за создание социально ориентированной экономики через
усиление государственной власти, не допускающей увеличение пропасти между
богатыми и бедными.
В начале 1998 года в Минэкономики
РФ были разработаны прогнозы функционирования экономики России на период до
2001 года.
Россия должна и может совершить
прорыв к экономическому росту и решению социальных задач.
Первый этап — трехлетний период
1999-2001 гг., в течение которого мог быть обеспечен переход к экономическому
росту и, прежде всего в обрабатывающей промышленности.
Второй этап — период 2002-2005
гг., в ходе которого экономический рост обретает новое содержание. Он будет
происходить за счет технологических сдвигов в реальном секторе экономики,
повышения конкурентоспособности производства.
Чтобы обеспечить экономический рост
в будущем, необходимо решить сегодняшние проблемы российской экономики.
Первая проблема — избавиться от
дефицита финансового (денежного) капитала. Он возник в ходе гиперинфляции
1992-1994 и 1998 гг. и уничтожил сбережения населения и оборотный капитал
реального сектора. Отсюда — чрезмерно высокая цена кредитов, неплатежи в
реальном секторе, низкий платежеспособный спрос.
Вторая проблема — обеспечить
эффективность значительной части производства и, как результат, укрепить
трудовой, материальный, институциональный, природный потенциалы России.
Проблема макроэкономического
равновесия — это проблема выбора, устраивающего всех в обществе, при котором
способ использования ограниченных производственных ресурсов (капитала, земли,
труда) для создания различных товаров и их распределения между различными
членами общества сбалансированы. Эта сбалансированность означает, что
достигается совокупная пропорциональность: а) производства и потребления; б)
ресурсов и их использования; в) спроса и предложения; г) факторов производства
и его результатов.
В условиях становления экономики,
встает проблема регулирования рынка рабочей силы.
Рынок труда - сфера формирования
спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа
рабочей силы на определенный срок.
Основными компонентами рынка труда являются:
- спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;
- стоимость рабочей силы;
- цена рабочей силы;
- конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными
работниками.
Субъектами рынка труда выступают:
- работодатели и их представители (союзы);
- работники и их представители (профсоюзы);
- государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения,
департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.
Различают внешние и внутренние, открытые и
скрытые рынки труда.
2.Структура и сущность рынка труда.
Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя
в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы
государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки
кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему
переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование
занятости.
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке
купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу
(способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные
предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких
работников им требуется.
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу,
который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу
отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок
труда работников по количественным и качественным параметрам.
На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее
способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем
он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой
взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная система
управления, при которой государство как собственник основных средств
производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число
рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью
разрушило мотивацию к труду.
Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может
существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и
демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже
теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает
человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства
субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал
эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо
другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а
личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и
социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но
почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких
условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его
антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей
природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.
Национальный рынок труда охватывает все общественное производство -
через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного
профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и
этико - трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.
На рынке труда реализуется возможность:
- свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности,
поощеряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности
реализации творческих замыслов и т. д.);
- найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства,
защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его
оплаты;
- независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых
ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными
группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой
деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных
населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных
и духовных ценностей;
- свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении
приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом
гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и
регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на
прогрессивной шкале.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|