рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Роль местных властей в создании условий для устойчивого развития малого бизнеса

-         оценка  предпринимателями деятельности местных властей;

-         оценка реальной поддержки  МП со стороны властей;

-         выделить наиболее важные проблемы предпринимателей, в том числе на каждой стадии развития;

-         получить информацию о том, что именно предприниматели ждут от местных властных структур;

Анкету заполнили 24 руководителя малых предприятий, чьи фирмы находились в следующих сферах деятельности:

Торговля – 5 респондентов (20,8%),

Производство – 5 респондентов (20,8%),

Оказание социально-бытовых услуг населению – 3 респондента (12,5%),

Научно-техническая сфера – 4 респондента (16,6%),

Образование – 3 респондента (12,5%),

Медицинское обслуживание – 2 респондента (8,3%),

Автоуслуги – 2 респондента (8,3%).

На день заполнения анкеты данные предприятия находились на следующих стадиях развития:

Стадия организации предприятия – 5 респондентов (20,8%),

Стадия старта деятельности – 10 респондентов (41,6%),

Стадия развития и становления предприятия – 9 респондентов (37,5%);

По мнению опрашиваемых,  помощь властных структур в первую очередь необходима в решении следующих проблем:

Чрезмерно высокие налоги – 22 респондента (91,6%),

Несовершенство законодательства –  24 респондента (100%),

Отсутствие финансовой поддержки со стороны властей – 16 респондентов (66,6%),

Невозможность получения кредитов и займов – 11 респондентов (45,8%),

Недостаточность деловой информации – 16 респондентов ( 66,6%),

Приобретение дополнительных профессиональных знаний –  17 респондентов (70,8%),

На первое место по значимости были поставлены следующие проблемы:

Несовершенство законодательства – 24 респондента (100%),

Несовершенство налоговой системы – 24 респондента (100%),

Несовершенство финансово-кредитной системы – 20 респондентов (83,3%),

Безопасность деятельности предприятия – 17 респондентов ( 70,8%),

Основными проблемами, с которыми предприниматели сталкиваются на стадии организации предприятия, являются

Поиск свободной ниши на рынке – 6 респондентов (25%),

Поиск партнеров – 3 респондента (12,5%),

Недостаточность стартового капитала –  11 респондентов (45,8%),

Сложность процесса регистрации предприятия – 16 респондентов (66,6%),

Несовершенство системы лицензирования –  9 респондентов (37,5%),

Несовершенство процедуры сертификации – 5 респондентов (20,8%),

Основные проблемы, возникающие на стадии старта деятельности:

Недостаток оборотных средств – 15 респондентов (62,5%),

Нехватка производственных площадей – 9 респондентов (37,5%),

Высокая арендная плата – 20 респондентов (83,3%),

Трудности со сбытом продукции –  11 респондентов (45,8%),

Недостаток профессионально подготовленных кадров – 18 респондентов (75%),

Недостаток профессиональных знаний и навыков –22 респондента (91,6%),

Отсутствие информации о местонахождении  структур, занимающихся деятельностью по поддержке МП – 16 респондентов (66,6%),

Высокие цены на качественную рекламу – 11 респондентов (45,8%).

В числе наиболее важных проблем стадии развития и становления малого предприятия были названы:

Жесткая конкуренция – 13 респондентов (54,1%),

Неразвитость информационного рынка – 10 респондентов (41,6%),

Недостаток лекций, семинаров для предпринимателей – 16 респондентов (66,6%),

Недостаток информации о правах и полномочиях контролирующих органов – 8 респондентов (33,3%),

Бессистемный характер проверок со стороны контрольно-ревизионных структур – 16 респондентов (66,6%).

Всего лишь 1 респондент обращался за помощью  в НОФПМП.

Повысить свои профессиональные навыки и знания есть необходимость у 22 респондентов (91,6%). В области маркетинга – 19 респондентов (79,1%), финансов – 18 респондентов (75%),  отчетности – 18 респондентов (75%), в составлении бизнес-планов – 16 респондентов (66,6%). Также, в области рекламы – 4 респондента (16,6%), планирования – 3 респондента (12,5%).

16 респондентов (66,6%) оценивают работу местных властных структур с малым бизнесом отрицательно, 4 (16,6%) – скорее отрицательно, чем положительно, а 4 респондента затруднились ответить на этот вопрос.

Опрашиваемые отметили и некоторые положительные моменты в деятельности властных структур, а именно: 2 респондента назвали  проведение семинаров для предпринимателей, 2 респондента отметили выгодность закона об упрощенном налогообложении, согласно которому стоимость патента  равна нулю,  1 респондент – 30% скидку на арендную плату и 1 респондент отметил низкую цену процедуры сертификации.

Самые главные пожелания предпринимателей властным структурам были таковы:

Улучшить законодательную базу – 23 респондента (95,8%), улучшить финансово-кредитную  и налоговую базы – 19 респондентов (79,1%), уделять больше внимания начинающим предпринимателям – 14 респондентов (58,3%), не собирать деньги по любому поводу – 8 респондентов (33,3%), поддерживать производство – 7 респондентов (29,1%).

По результатам анкетирования (образец анкеты прилагается) и опроса предпринимателей г. Новосибирска и изучения необходимых материалов, автору представляется возможным выделить наиболее серьезные проблемы, более всего  волнующие предпринимателей.


Всего выделено 4 группы проблем:

1.      Общие проблемы;

2.      Проблемы фазы организации малого предприятия;

3.      Проблемы стадии старта деятельности;

4.      Проблемы стадии развития и становления предприятия.


Общие проблемы малого предпринимательства.

Это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:

1) Несовершенство законодательства:

¨      нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение правил деятельности малых предприятий. Пример: в тексты практически всех законов о налогах и тексты соответствующих инструкций по применению этих законов постоянно (несколько раз в год) вносятся изменения. И предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;

¨      существенные законодательные пробелы:

-          дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;

-          неотработанность процесса купли-продажи;

-          отсутствие должного законодательства о земле;

-          внутренняя противоречивость законов. Пример: закон "О бюджетных и внебюджетных фондах НСО", где неясно каким именно фондом является Новосибирский Областной Фонд Поддержки Малого Предпринимательства.


¨       невыполнение уже имеющихся законов. Пример: Закон " О научной деятельности и региональной научно-технической политике НСО". В 1998 году на финансирование научных разработок не было выделено ни копейки, хотя данным законом предусмотрено выделение ежегодно не менее 1,5% областного бюджета. Предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.


2) Несовершенство налоговой системы.

Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам  Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и пр.

При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.


3) Несовершенство финансово-кредитной системы.

В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.

Однако, проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств (материалы 1 Новосибирской конференции, секция 2, доклад Фадейкиной).

На данный момент в Новосибирске функционирует Европейский Банк Реконструкции и Развития, единственный банк, реально работающий с предпринимателями, который предлагает кредиты для предприятий и частных предпринимателей на срок до 6 месяцев под 5,3% в месяц. Учитывая особый риск, связанный с МП, для обеспечения гарантии, банк берет в залог личное имущество, автомобили. недвижимость и т.п. Однако предприниматели идут на это крайне неохотно. а другого объекта залога, особенно у начинающих, как правило нет.

Кроме того, основное условие предоставления кредита - опыт работы не менее 6 месяцев. что не подходит начинающим предпринимателям. но которые больше всего в этом нуждаются.

Вообще, финансирование малого предпринимательства в НСО осуществляется только через НОФПМП (данные представлены в главе 2) и очевидно, что этого количества финансовых средств крайне недостаточно для развития малого бизнеса.


4) Безопасность деятельности предприятия.

Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:

*         невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;

*         невыполнение своих обязательств поставщиками;

*         произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.

*         прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по "охране";

*         передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;

*         утечка информации из коммерческих банков;

Необходимо заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации" преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово - технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.




Проблемы, возникающие на стадии организации малого предприятия.

Стадия организации малого предприятия – первый важнейший этап, включающий следующие основные процедуры:

1)      Обсуждение целесообразности создания МП между партнерами, согласование особенности деятельности предприятия, ролей учредителей, выбор хозяйственной формы предприятия, оценка экономических последствий, риска.

2)      Разработка пакета учредительных документов (устава и учредительного договора), его нотариальное заверение.

3)      Сдача пакета документов на регистрацию.

4)      Постановка на учет в налоговой инспекции.

5)      Открытие расчетного счета в банке и взнос денег в уставной фонд предприятия.

6)      Получение лицензии на право ведения деятельности.

7)      Если необходимо, получение сертификата на продукцию или оказываемые услуги.

Почти на каждом шагу предпринимателя ожидают препятствия. Наиболее

важные, по мнению предпринимателей, представлены ниже:

§         Поиск перспективной области деятельности, где хотя бы на первом этапе работы будет спрос на продукцию (поиск свободной ниши на рынке);

§         Поиск партнеров;

§         Недостаточность стартового капитала;

§         Сложность, отсутствие четкого алгоритма процесса регистрации предприятия. Оформление большого количества документов, требующих частых визитов в соответствующие организации и оплаты их услуг в той или иной форме, а также визитов к нотариусу (например, для заверения образцов подписи директора и главного бухгалтера на учетной карточке для банка). Кроме того, периодически возникают требования о подтверждении выполнения одной из операций (например, постановка на учет в налоговой инспекции) для начала выполнения другой (например, заказа печати и штампа или открытия счета в банке). Также, властные структуры периодически  осуществляют различного рода перерегистрации МП, что с одной стороны, усложняет работу предприятий, а с другой – является способом дополнительных изъятий их средств.

§         Несовершенство системы лицензирования. В процессе лицензирования необходимо получить заключение противопожарной службы о соответствии помещения профилю деятельности и безопасном состоянии данного помещения. Для этого нужно обратиться в Областное управление по пожарной охране, где очередь на несколько месяцев. Стоимость же этого заключения и справки от санэпидемстанции составляет от 5000 рублей и выше, в зависимости от профиля деятельности. (пример – МП  «Корунд»).

§         Несовершенство процедуры сертификации. Для выпуска ряда товаров и оказания услуг требуется наличие сертификата (изготовление одежды, продуктов питания, парфюмерно-косметических средств, ремонт бытовой техники,  деятельность предприятий общественного питания и др.). Сертификацию поводит центр стандартизации, где весьма умеренные цены (пример: стоимость этой услуги для получения сертификата качества тканей и готовых изделий предприятием, изготовляющим готовую одежду – около 300 рублей), но данная экспертиза занимает довольно долгое время – 2,5 – 3 недели, что для подобных предприятий невыгодно, т.к. они работают в индустрии моды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.