-
реальное акционирование (становление акций полноценными) в соответствии с
порядком проведения подписки растягивается обычно на год;
-
возникновение потребности не просто купить какие-нибудь акции (чтобы “спрятать”
деньги от инфляции и получить процент), а перепродать их и купить новые акции
,тоже требует времени. Пока акционеры не "пощупают" дивиденды, они не
начнут избавляться от купленных
акций.
Во-вторых, запускать механизм фондовой биржи (фондового отдела)можно только
тогда, когда будет сформирована система посредников, в проведении фондовых
операций - брокеров и дилеров. Полноценная фондовая биржа опирается на
двухступенчатую структуру посредничества, но ее создание - результат развития
самой биржи, в ходе которого и расставляются те или иные акценты на статусе ее
участников.
В-третьих,
прежде чем решиться на запуск фондовой биржи необходимо наладить работу
центральных блоков биржевого организма(экспертной комиссии и системы допуска ЦБ
на биржу, котировальной комиссии , системы регистрации ценных бумаг и т.д.).
Фондовая
биржа представляет собой организованный рынок ценных бумаг. При этом значимость
этого очень важного института в разных странах далеко не однозначна. Как
подчеркивает шведский профессор Андерс Ослунд, если в США и Великобритании
большая часть собственного капитала предприятий мобилизуется именно на фондовых
биржах, то в Европе и Японии их удельный вес значительно меньше, а половина из
100 крупнейших предприятий Германии ¾ вообще семейные
фирмы, акции которых не подлежат продаже. А на варшавской фондовой бирже около
25% биржевого оборота ценных бумаг приходится на операции иностранных
инвесторов.
Естественно,
нам еще далеко до Нью-Йоркской и Токийской фондовых бирж по объему биржевого
оборота. Но следует отметить, что и на Варшавской фондовой бирже ежедневный
оборот достигает $50 млн.
С
целью совершенствования механизма приватизации государственного имущества,
расширения возможностей финансовых посредников по участию в приватизационных
процессах, создания благоприятных условий для дальнейшего развития рынка ценных
бумаг в соответствии с Указом Президента Украины от 27 февраля 1995 года
"Об участии Украинской фондовой биржи в приватизационных процессах"
УФБ разрешено размещать часть акций открытых акционерных обществ, созданных на
базе объектов групп В и Г.
Таким
образом, попытка комплексного анализа рынка ценных бумаг в Украине
свидетельствует о многоаспектности этой одной из важнейших сфер рыночной
экономики, наличии массы недостатков и нерешенных вопросов, обусловленными как
объективными, так и субъективными причинами. А значит и устранение последних
требует комплексного подхода. Будем надеяться, что цивилизованный рынок ценных
бумаг на Украине когда-нибудь появится.
Глава ІІ.
Законодательное регулирование РЦБ.
Деятельность
на украинском рынке ценных бумаг регулируют два основных законодательных акта ¾ закон
Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 18 июня 1991 года и
Указ президента Украины "Об инвестиционных фондах и инвестиционных
компаниях" от 19 февраля 1991 года.
В
соответствии с законом "О ценных бумагах и фондовой бирже " различают
два типа ценных бумаг:
· именные
ценные бумаги, которые, как правило, передаются путем полного индоссамента;
·
предъявительские ценные бумаги, обращающиеся свободно.
Украинским
законодательством также определены следующие виды ценных бумаг:
· акции;
· облигации
внутренних республиканских и местных займов;
· облигации
предприятий;
·казначейские
обязательства предприятий;
·
сберегательные сертификаты;
·векселя;
·приватизационные
бумаги;
·
инвестиционные сертификаты.
Акции
и облигации предприятий могут быть выпущены лишь после их регистрации в
соответствующем финансовом органе. А в том случае, когда акции и облигации
предприятий предназначены для открытой продажи, в том же финансовом органе
должен быть зарегистрирован и проспект эмиссии.
Украинское
законодательство устанавливает два серьезных ограничения деятельности
акционерных обществ в качестве эмитентов:
¨ акционерные
общества имеют право выпускать облигации на сумму, не превышающую 25%
оплаченного уставного фонда;
¨ количество
привилегированных акций акционерного общества ограничено 10% уставного фонда.
Приказом
Министерства финансов Украины (как регистрирующего органа) от 20 июля 1995
года №123, зарегистрированным Министерством юстиции 24 июля 1995 года №233/769,
утвержден "Порядок выдачи разрешения на проведение деятельности по выпуску
и обращению ценных бумаг, как исключительной деятельности".
Этот
документ устанавливает не только перечень и правила подачи документов и
получения разрешения на работу с ценными бумагами, но и государственный
контроль за совершением операций с ними. Необходимо отметить создание
Государственной комиссии по ценным бумагам со статусом министерства. В ее
задачи входят расширение влияния государства на фондовый рынок, перераспределение
функций контролирующих его государственных структур и создание на базе этой
комиссии Методологического координационного совета.
Комиссия
ставит перед собой задачи создания системы отчетности компаний ¾ участников
фондового рынка, систематизации украинских фондовых стандартов, контроля за
ценообразованием на фондовом рынке, создания депозитарной и клиринговой сетей и
участия в выборе и отработке модели фондового рынка Украины.
В
соответствии со ст. 4 закона Украины "О ценных бумагах и фондовой
бирже" предприятие самостоятельно ведет книгу регистрации именных акций. В
этой книге отображается движение именных акций, включая информацию о каждой
акции, ее собственнике, времени приобретения и количестве акций у каждого из
акционеров. Закон не определяет юридическую силу информации, включенной в
книгу. Однако, учитывая фактически полное отсутствие материализованных ценных
бумаг, которые могли подтвердить право собственности акционера на эту бумагу
благодаря индоссаменту, и то, что книга регистрации акций, являющаяся в связи с
этим основным документом, подтверждающим право собственности инвестора на
акции, ведется самим эмитентом, существует значительный риск повторения на
Украине ситуации с исключением из книги регистрации акций "неудобных"
акционеров.
Анализируя
имеющееся на сегодняшний украинское законодательство о ценных бумагах с точки
зрения его зрелости и определеннсти, можно сказать, что оно пока далеко не
совершенно. В нем отсутствуют многие понятия, привычные для цивилизованного
рынка ценных бумаг. Основной проблемой, конечно же, является отсутствие
нормальной процедуры перехода права собственности на ценные бумаги. В то же
время множество проблем могут создать такие незначительные, на первый взгляд,
вопросы, как определения понятия "торговец ценными бумагами" или
порядок осуществления "андеррайтинговых" функций.
Глава ІІІ. Рынок ценных бумаг на Украине.
§ 1.
Особенности становления и развития РЦБ на Украине.
По
уровню своего развития украинский рынок ценных бумаг находится в начальной
стадии развития. Это связано со многими причинами, включая вялый темп
приватизации и недостатки в работе украинских финансовых учреждений. Тем не
менее многие факторы обусловливают возможность значительного повышения
активности дилеров и инвесторов. Так, например, в первом полугодии 1995 года
доходы населения Украины превысили расходы на 100 трлн. крб., а за июнь эта
сумма составила 28 трлн. К тому же значительное снижение инфляции и депозитных
ставок коммерческих банков заставит потенциальных инвесторов обратиться к
альтернативным источникам финансовых вложений. В связи со значительным
понижением с 15 июля учетной ставки НБУ и активизацией фондового рынка уже
наблюдается постепенное перемещение на него средств с валютного рынка и рынка
банковских депозитов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|