рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Рынок ценных бумаг и его основные модели

В России все описанные этапы развития прошел рынок акций приватизирован­ных предприятий. Реально он возник еще в 1992 году, в июле 1994 года была создана НАУФОР, а с 1995 года функционирует Российская торговая система — электронная система внебиржевой торговли ценными бумагами.

Среди способов определения цен сделок с ценными бумагами кроме обычных переговоров следует отметить разного рода аукционы. Различают следующие виды аукционов:

1) простой (английский) аукцион. Сделка заключается с тем покупателем, который предложил наибольшую цену. На таком принципе обычно основываются продажи единичных лотов, при этом часто устанавливается минимальная (стартовая) цена. Например, методом простого аукциона с дополнительными условиями проводились продажи акций приватизированных предприятий на инвестиционных конкурсах;

2) двойной аукцион. В этом случае происходит конкурс не только покупателей, но и продавцов; накапливаются заявки, и в определенный момент встречные заявки удовлетворяются. Наиболее развитые рынки функционируют в форме непрерывного двойного аукциона, когда поступление заявок и их удовлетворение происходят в ре­жиме реального времени. Так, например, функционирует вторичный рынок ГКО и ОФЗ на ММВБ;

3) голландский аукцион. В этом случае заранее объявляется объем продаваемых ценных бумаг и происходит предварительное накопление заявок, часть которых (в размере не более заявленного объема) удовлетворяется по цене заявок (как в случае первичных аукционов ГКО и ОФЗ) или по определенным образом определяемой цене аукциона (так проводились ваучерные и денежные приватизационные аукционы).[4]

4. Перспективы развития рынка ценных бумаг России.

После 17 августа 1998 г. наступил новый этап развития российского рынка ценных бумаг. К большому сожалению, мы не видим в настоящее время фундаментальных предпосылок для преодоления негативных последствий объявленного дефолта по внутренним обязательствам. Как уже было сказано, был нарушен основной фундаментальный баланс исходных и необходимых условий для нормального развития рынка ценных бумаг и экономики в целом. В настоящее время в России нет безрисковых финансовых инструментов, гарантирующих получение прибыли.

Государственные ценные бумаги являлись базовыми финансовыми инструментами с определенной доходностью, относительно которой инвесторы принимали решения об инвестировании денежных средств в те или иные активы, исходя из соотношения будущих доходов и возможных убытков. Сегодня инвестиции в РФ не могут быть объективно разделены на группы по степени риска. Все финансовые инструменты перешли в разряд повышенного риска, и вопрос сегодня заключается в том, где возможна полная потеря капитала, а где она составляет не более 80% от суммы инвестиций? А если затронуть вопрос о соотношении риск/прибыль, то вложение средств в рисковые операции будет намного целесообразнее, нежели вложения в государственные ценные бумаги. Люди, принимавшие данное решение, перевели развивающийся российский рынок ценных бумаг в «рынок без каких-либо нормальных логичных цивилизованных правил».

В настоящий момент по различным причинам нет четкой стратегической программы развития рынка ценных бумаг РФ. К глубокому сожалению, это плохо. Мы приглашаем инвесторов как прямых, так и портфельных, но при этом не говорим, что их ждет через год-два в нашей стране. Мало того, мы не гарантируем им сохранность их капиталов, защиту их инвестиционных интересов наравне с отечественными инвесторами и т.д., и потом удивляемся, что к нам никто не идет, забывая при этом, что венчурный капитал инвестируется минимум на 12 месяцев, а прямые инвестиции инвестируются как минимум на 10 лет. Благодаря резкому повышению мировых цен на нефть и значительному сокращению импорта за счет девальвации национальной валюты мы имеем за 1999 г. значительное положительное внешнеторговое сальдо, рост производства и ВВП. Это то не многое, что в настоящий момент привлекает венчурный капитал в Россию. Рост ВВП и производства, без значительного положительного внешнеторгового сальдо не так привлекателен для инвесторов. Мало получить прибыль, ее необходимо конвертировать вместе с основным капиталом и беспрепятственно вывести из страны, а для этого в государстве должны быть необходимые запасы валютных ресурсов. В случае снижения положительного внешнеторгового баланса страны по различным причинам (падение цен на энергоресурсы, увеличение импорта, выплата внешнего долга и т.д.), мы можем вновь получить значительную девальвацию рубля, резкое падение цен на все финансовые инструменты и бегство капитала.

Структура мирового инвестиционного капитала

Мировой инвестиционный капитал имеет приблизительно следующую структуру инвестирования (рис. 1).

 

Рисунок 1. Структура мирового инвестиционного капитала

По различным причинам инвестиции в Россию в основном состоят из мирового венчурного капитала. До 17 августа 1998 года, по нашему мнению, в Россию направлялось не более 5% мирового венчурного капитала и распределение внутри страны было следующим (рис. 2).

Предполагаем, что в настоящее время структура осталась приблизительно такой же, но теперь вместо 100% общих инвестиций не более 20%, да и они уже не могут быть объективно распределены по степени риска. Также произошло перераспределение инвестиций между государственными ценными бумагами и корпоративными акциями и облигациями в пользу последних.

Если раньше портфельные инвесторы открывали длинные позиции со сроком более года, то теперь при любой отрицательной информации относительно экономического и политического будущего России они будут уходить с рынка, что в свою очередь, будет вызывать резкие колебания курса ценных бумаг.

Что же необходимо делать для дальнейшего развития рынка ценных бумаг России?

 Рынок ценных бумаг и его основные модели
Стратегически многие экономисты считают, что для экономического роста государства инвестиционный капитал должен иметь следующий путь, и этот путь — единственный:

 

 

 

 

 

Структура распределения мирового венчурного капитала внутри РФ

Рисунок 2. Структура распределения мирового венчурного капитала внутри РФ

4.jpg (8718 bytes)
Считаем, что когда существуют значительные риски, связанные с инвестированием, т.е. неблагоприятный инвестиционный климат в государстве с вытекающими отрицательными последствиями (доля портфельных инвестиций составляет более 75% от инвестиционного капитала, что приводит к менее эффективному распределению финансовых средств с точки зрения экономического роста), а государство все же заинтересовано в экономическом развитии, то можно на определенный промежуток времени изменить путь большей части инвестиционного капитала:

Государственные ценные бумаги в этом случае в большей части выпускаются не на покрытие дефицита бюджета страны, а на прямые инвестиции в «локомотивные» объекты экономики (рис. 3).

Доходность рублевых государственных ценных бумаг в этом случае не должна превышать 10–20% в СКВ (6,5% — «нормальная» ставка дохода, плюс 6,5–13,5% премия за риск). Данную доходность необходимо удерживать, т.е. при ее снижении увеличивать выпуск облигаций, а при увеличении доходности — выкупать.

Предприятия, а может быть и отдельные отрасли, в которые государство инвестирует полученные таким образом финансовые ресурсы, будут впоследствии частично приватизированы. Денежные средства от приватизации будут направлены на погашение государственных ценных бумаг.

 Рынок ценных бумаг и его основные модели

Рисунок 3. Возможное направление инвестиционных средств в РФ

Этот вариант предусматривает вмешательство государства в большей степени, нежели сейчас, и многие экономисты скажут, что это возврат к директивной экономике. Но нам кажется, что в настоящий момент без этого не обойтись. (Конечно, можно начинать развитие с феодального строя или ждать, пока мелкий бизнес лет через 10 станет средним бизнесом, а еще через 20 лет появятся деньги для покупки технологий и средств производства, правда, если государство не заберет эти деньги раньше).

Для дальнейшего развития рынка ценных бумаг вне зависимости от выбранной стратегии, на наш взгляд, необходимо предпринять следующие важные шаги:

1. Усовершенствовать законодательную базу. Нужны гарантии для инвесторов о неизменности первоначальных условий, особенно в сфере прямых инвестиций.

2. Ввести налоговое стимулирование инвестиций. Например, для отраслей, которые являются стратегическими для России, необходимо создавать определенные благоприятные условия. В США на инвестиции, связанные с коммунальным хозяйством, установлены льготы по налогообложению при получении дохода по данному виду бизнеса. Следует также стимулировать долгосрочные инвестиции со сроком инвестирования более одного года. В США ставка налога на прибыль различается относительно времени, в течение которого инвестор держал купленные ценные бумаги (до шести месяцев и более шести месяцев).

3. Пересмотреть решения от 17 августа. Признать ошибку и рассчитаться с инвесторами, несмотря на финансовые трудности в настоящее время.

4. Ввести частную собственность на землю. В настоящее время есть банки, у которых есть свободные финансовые ресурсы, а, с другой стороны, — предприятия, нуждающиеся в увеличении оборотного капитала, но у которых часто отсутствует предмет залога. Земля могла бы быть этим залогом. Споры о том, что сначала необходимо сделать: узаконить продажу земли, а потом создавать финансовые структуры, обслуживающие данный процесс, или наоборот, являются несостоятельными.

5. Необходимо воздействовать на основной фундаментальный фактор привлекательности корпоративных акций с точки зрения вложения средств — соотношение «сумма выплаченного дивиденда/рыночная стоимость акции», т.е. для увеличения рыночной стоимости акции какого-либо предприятия необходимо:

·        выплачивать дивиденды,

·        сумма выплат должна быть по возможности больше.

В этих целях необходимо:

·        Создать экономические условия для того, чтобы все предприятия, получающие фактическую прибыль, показывали ее. В настоящий момент из 100 организаций, имеющих прибыль, показывают ее не более 30%, а значительно занижают ее — более 80%. Ставку налога на прибыль целесообразно установить в размере 5-10%.

·        Создать экономические условия, стимулирующие предприятия выплачивать дивиденды. Предусмотреть дополнительные льготы для организаций, выплачивающих дивиденды.

В результате резко повысится спрос на корпоративные акции, возрастет капитализация компаний, и у предприятий появятся дополнительные возможности для привлечения инвестиций на более выгодных условиях (дополнительная эмиссия акций, размещение облигаций и др.), т.е. более активно заработают портфельные инвестиции.

Для компенсации краткосрочного снижения налоговых поступлений за счет уменьшения ставки по некоторым налогам достаточно будет продать несколько пакетов акций, принадлежащих государству (в настоящий момент более 60% акций, принадлежащих государству, неликвиды).

Предполагаем, что после изменения налоговых ставок, капитализация в среднем вырастет от 5 до 25 раз, и на фондовый рынок вернутся инвесторы, в большей мере отечественные.

Необходимо перестать носить «воду в решете». Если правительству удастся уменьшить незаконную утечку капитала хотя бы на 50%, то в годовом исчислении резервы ЦБ могут увеличиться как минимум на 5 млрд. долларов. Действия могут быть различными, вплоть до того, что на каждые 100–200 миллионов долларов импорта «посадить» по одному контролеру из ЦБ. Счетаем, что для государства это будет один из наиболее рентабельных видов бизнеса, с точки зрения затраты/доход.[5]


Заключение

Сегодня рынок ценных бумаг России находится в начальной стадии развития. При этом имеется значительный потенциал как со стороны профессиональных участников рынка, так и со стороны инвесторов.

Положительную роль в развитие рынка играют:

·    факт появления на нем акций приватизированных промышленных предприятий, благодаря чему увеличивается объем "предмета деятельности", т.е. ценных бумаг;

·    значительное изменение имеющей до этого спекулятивной направленности фондового рынка за счет активизации деятельности как внутренних, так и внешних инвесторов;

·    перспективы создания института независимых регистраторов, что значительно облегчит процесс переоформления именных ценных бумаг, увеличит скорость их оборота и в значительной степени уравняет права акционеров;

·    наличие квалифицированных профессиональных участников рынка ценных бумаг;

·    совершенствование законодательства, которое регулирует деятельность фондового рынка России.

Безусловно, регулирование отношений на рынке ценных бумаг нуждается в совершенной нормативно-правовой  базе. Однако, говорить о последней пока особо не приходится. В принципе, именно это является основой недостатков, которые имеются на сегодняшний день на рынке ценных бумаг в России, среди которых можно выделить следующие:

Так что наряду с имеющимися положительными сторонами функционирования рынка ценных бумаг в России на данном этапе можно, в то же время, “взяться за голову”, глядя на имеющиеся недостатки. И пока они не будут урегулированы законом с одной стороны, и не отлажены до автоматизма при помощи рынка и конкуренции (что мы видим в развитых капиталистических странах), с другой стороны, то остается лишь надеяться на улучшение ситуации в данном вопросе. А это возможно лишь при одновременном налаживании экономики России во всех ее сферах без исключения. И лишь после этого рынок ценных бумаг сможет адекватно и органично влиться в налаженную экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

               

 

1.        Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и Статистика, 1994 г.

2.        Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг: введение в фондовые операции. - Самара: СамВен, 1998 г.

  1. Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг.- М.: Финансы и статистика, 2000.
  2. Зайцев Д. «Что дальше?» // Ценные бумаги, 1999, №1
  3. Кольцова Н. «Фондовые индексы AK&M» // Рынок ценных бумаг, 1995, №10

6.        Кравченко П.П. «Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации» // Менеджмент в России и за рубежом №2 / 2000 г.

7.        Региональный рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 1998 г.

8.        Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ Принят Государственной Думой 20 марта 1996 года Одобрен Советом Федерации 11 апреля 1996 года.

 

 


[1] Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и Статистика, 1994 г.

 

[2] Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг: введение в фондовые операции. - Самара: СамВен, 1998 г.

 

[3] Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ Принят Государственной Думой 20 марта 1996 года Одобрен Советом Федерации 11 апреля 1996 года.

[4] Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг.- М.: Финансы и статистика, 2000.

[5] Кравченко П.П. «Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации» Менеджмент в России и за рубежом №2 / 2000 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.