рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Рынок ценных бумаг России - становление, оценка эффективности и перспективы развития

Деятельность инвестиционных компаний по привлечению денежных средств населения имела весьма значительный внешний успех. Средства частных инвесторов собирали в России более 1000 финансовых структур. Из них 22 инвестиционные компании работали на общероссийском рынке. Причем 80 % вкладчиков были средне- и малообеспеченными, 40 % вкладчиков — пенсионерами. Однако серия громких скандалов, начавшихся с середины 1994 г., подорвала в конечном итоге доверие частных инвесторов к фондовому рынку в целом.

Страховые компании, пенсионные фонды и прочие акционерные общества. Их ценные бумаги весьма слабо представлены на фондовом рынке. Поэтому эта тема требует особого внимания и анализа.



1.4.3 Профессиональные участники фондового рынка



Инвесторы и эмитенты связаны со средством фондового рынка, функционирующего через взаимодействие его профессиональных участников. Участники рынка ценных бумаг по формам профессиональной ориентации разделяются на следующие большие группы:

1.     торговые агенты фондового рынка:

-         брокеры,

-         дилеры.

-         организации, занимающиеся трастовой деятельностью;

2.     торговые площадки:

-         биржевые,

-         внебиржевые;

3.     организации, входящие в инфраструктуру фондового рынка:

-         депозитарии.

-         реестродержатели,

-         клиринговые организации.

Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Торговые агенты осуществляют свою деятельность на фондовом рынке по следующим направлениям:

-         участие в инвестиционном процессе;

-         торговля;

-         управление активами;

-         распределение инвестиционного капитала.

Инвестиционный процесс предполагает участие торговых агентов в консультировании эмитентов относительно структуры их капитала. Эту работу могут выполнять как брокеры и дилеры, так и организации, осуществляющие трастовую деятельность.

Торговля - подбор конкретных продавцов и покупателей. Этот вид деятельности более характерен для брокеров и дилеров.

Управление активами клиентов характерно для организаций, занимающихся трастовой деятельностью.

Распределение инвестиционного капитала предполагает сведение тех, кто имеет капитал (инвесторов), с теми, кто его не имеет, но испытывает в нем потребность (эмитентов). Этот вид деятельности присущ всем торговым агентам фондового рынка.

Основная общественно значимая задача, которую решает институт торговых агентов (брокеров, дилеров и организаций, за­нимающихся трастовой деятельностью), состоит в обеспечении партнерства между промышленностью, стремящейся получить капитал, и инвесторами, которые готовы его предоставить и получить при этом прибыль. Бытующее у нас понимание функции брокера как организации, выполняющей покупку или продажу принадлежащих клиенту ценных бумаг, достаточно однобоко и, примитивно. Мы уже не говорим о случаях, когда за высшую доблесть считают умение купить подешевле и “впарить” подороже.

В классическом понимании торговый агент на фондовом рынке — своего рода доктор, который диагностирует клиента, т.е. определяет его потребности и цели и предлагает определенные рецепты: совокупность действий и продукты, которые этим целям удовлетворяют.

Торговый агент на фондовом рынке призван помочь выбрать правильную форму сбережений. Для этого необходимо: понять цели своего клиента; определить риск, на который готов пойти клиент; хорошо знать доходность разных видов инвестиций; правильно сочетать потребности клиента и допустимый риск, на который тот готов пойти; консультировать клиента.

Торговые площадки достаточно четко разделяются на биржевые и внебиржевые.

Биржевые торговые площадки являются ценообразующим инструментом фондового рынка. Это обусловлено гласностью совершаемых сделок и доступностью информации об этих сделках: все понимают, какие сделки осуществляйся, когда, где и по какой цене. Биржевые торговые площадки ориентированы на обслуживание вторичного фондового рынка, на котором ценные бумаги перераспределяются от их первых покупателей последующим владельцам.

Внебиржевые торговые площадки либо служат для осуществления крупных адресных сделок (между определенным продавцом и определенным покупателем), либо представляют форму связи частных инвесторов с крупными инвестиционными компаниями (фондовые магазины). Адресные сделки характерны для первичного фондового рынка, на котором происходит первая сделка купли-продажи вновь выпущенных ценных бумаг между эмитентом и инвестором.

Об этих организациях уже говорилось ранее. В настоящем разделе нам хотелось бы обратить внимание на то, что функционирование организаций, составляющих инфраструктуру фондового рынка, невозможно без их телекоммуникационного взаимодействия. Формирование такой среды — весьма сложный, трудоемкий и длительный процесс. Важность его решения была отмечена в Указе Президента РФ “О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы при хранении ценных бумаг и расчетах

на фондовом рынке Российской Федерации” № 662 от 3 июля 1995 г. В решении этого вопроса исключительно важную роль играет Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ). К настоящему времени создана телекоммуникационная сеть “Деловая сеть России”, которая может служить основой для создания телекоммуникационной среды функционирования инфраструктуры фондового рынка.

1.5 Первичный и вторичный рынок ценных бумаг



1.5.1 Первичный рынок ценных бумаг


Рынок ценных бумаг обслуживает процесс воспроизводства капитала. В зависимости от той роли, которую он играет в процессе воспроизводства, его принято делить на первичный и вторичный рынки.

Первичный рынок — рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущенных ценных бумаг. Основными его участниками являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Эмитенты, нуждающиеся финансовых ресурсах для инвестиций в основной и оборотный капитал, определяют предложение ценных бумаг на фондовом рынке. Инвесторы, ищущие выгодную сферу для применения своего капитала, формируют спрос на ценные бумаги. Именно на первичном рынке осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств и инвестирование их в экономику. Но первичный рынок не только обеспечивает расширение накопления в масштабе национальной экономики. На первичном рынке происходит распределение свободных денежных средств по отраслям и сферам национальной экономики. Критерием этого размещения в условиях рыночной экономики служит доход, приносимый ценными бумагами. Это означает, что свободные денежные средства направляются в предприятия, отрасли и сферы хозяйства, обеспечивающие мак­симизацию дохода. Первичный рынок выступает средством создания эффективной с точки зрения рыночных критериев структуры национальной экономики, поддерживает пропорциональность хозяйства при сложившемся в данный момент уровне прибыли по отдельным предприятиям и отраслям.

Все это означает, что первичный рынок ценных бумаг является фактическим регулятором рыночной экономики. Он в значительной степени определяет размеры накопления и инвестиций в стране, служит стихийным средством поддержания пропорциональности в хозяйстве, отвечающей критерию максимизации прибыли, и таким образом определяет темпы, масштабы и эффективность национальной экономики. Первичный рынок предполагает размещение новых выпусков ценных бумаг эмитентами. При этом в качестве эмитентов могут выступать корпорации, федеральное правительство, муниципалитеты. Значение этих групп эмитентов на рынке определяется состоянием экономики в странах и общим уровнем ее развития. Хронические дефициты государственных бюджетов большинства стран обусловливают преобладающую роль государства на рынке ценных бумаг. Так, в США в 1989 г. на долю государства приходилось до 75 % всех заимствований, в России в 1995 г. около 70 %.

Покупателями ценных бумаг могут являться индивидуальные и институциональные инвесторы. При этом соотношение между ними зависит как от уровня развития экономики, уровня сбережений, так и состояния кредитной системы. В развитых странах на рынке ценных бумаг преобладают институциональные инвесторы. Это коммерческие банки, пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды взаимные фонды и т.д. Их доля в активах финансового рынка может быть охарактеризована следующими данными.


Таблица 5 - Распределение активов финансового рынка США

Распределение активов финансового рынка США (в %)

                                                         1975г.                             1992г.

Коммерческие банки                       37,4                                26,8

Ссудосберегательные ассоциации  18,8                                10,5

Страховые компании                       17,6                                16,6

Пенсионные фонды                         13,9                                21,1

Взаимные фонды                           2,0                                  11,4

Прочие                                             10,3                                13,6


Инвестиционный потенциал России на фондовом рынке и его структура оцениваются следующим образом. Если совокупная масса инвестиционного потенциала России в 1995 г. составляла 125,6 трлн. Руб., то долю банков приходилось 43,9 %, российских брокеров — 3,64 %, страховых компаний — 3,24 %, коммерческих структур — 3,4 %, инвестиционных и пенсионных фондов — 2,1 %, населения — 36,4 %, иностранцев - 1,32 %.

Основными причинами выпуска акций в развитых странах в настоящее являются финансирование поглощения и необходимость снижения заемного капитала в совокупном капитале корпораций. Первая причина эмиссии новых акций — поглощения (слияния) компаний. Поглощения осуществляются в форме обмена акций поглощаемых компаний на поглощающих. Поглощающие компании активно выходят на первичный рынок ценных бумаг, производя эмиссию новых акций.

Вторая причина выхода современных корпораций на рынок ценных — необходимость уменьшения доли заемного капитала в совокупном капитале корпораций.

В России рынок ценных бумаг находится на этапе своего становления. В условиях массового акционирования государственных предприятий, создания новых акционерных структур, которые остро нуждаются в средствах для инвестирования, постоянного заимствования средств государством, первичный рынок является основным сегментом рынка ценных Его объем и структура характеризуется следующими данными.

Эмиссия ценных бумаг в Российской Федерации (трлн. руб.)

                                                                        1994г.      01.06.1995г.              

Государственные ценные бумаги                43,0              124,0                      

В том числе:

ГКО КО                                                    18,3              35,9

Облигации валютного займа                   6,5              52,9

Приватизационные чеки                                17,0             33,9

Муниципальные облигации                           5,0                 -

Акции                                                              46,0              46,0

В том числе:

Приватизированных                               38,0              38,0

предприятий                                           

Банков                                                       3,0                3,0

Прочие                                                      5,0                5,0

Облигации корпораций и банков                  2,0                2,0

Всего                                                              97,0              176,9

Однако, в силу слабого развития рыночных отношений, инфляции, общей неустойчивости, первичный рынок России не выполняет свои функций регулирования экономики.

Размещение ценных бумаг на первичном рынке осуществляется в формах:

1) путем прямого обращения к инвесторам;

2) через посредников.

Особенность рынка развитых стран — размещение ценных бумаг посредников, роль которых выполняют инвестиционные посредники. Взаимоотношения между компанией-эмитентом и инвестиционным посредником строятся на основе эмиссионного соглашения. Инвестиционные посредники совместно с компанией-эмитентом определяют условия эмиссии  суммы капитала и кончая сроками и способом размещения ценных бумаг, и осуществляют их непосредственное размещение.

Независимо от формы размещения ценных бумаг - путем обращения к инвесторам или через посредника - подготовка выпуска всегда включает ряд этапов:

I. Регистрация выпуска специально уполномоченным для этого правительственным органом. Она производится на основе заявления на регистрацию, характеризующего все основные условия выпуска.

II. Период остывания. В течение этого периода проводится проверка заявления. Эмитент же использует его для публикации предварительных проспектов эмиссии, дающих необходимую информацию, для оценки привлекательности выпуска. По этим проспектам потенциальные ин­весторы могут направить эмитенту письмо о своей заинтересованности в данных бумагах.

III. Этап предэмиссионного совещания, на котором выверяется заяв­ление о регистрации и определяется окончательный проспект эмиссии. Если выпуск размещается через посредников, обсуждаются окончатель­ные условия контракта между эмитентом и банком.

IV. Период непосредственной реализации новых выпусков.

Обязательным условием размещения ценных бумаг на рынке РФ является регистрация их выпуска. В тех случаях, когда ценные бумаги размещаются в форме открытой подписки или число владельцев закрытого общества более 500, а общий объем эмиссии превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, наряду с регистрацией выпуска ценных бумаг необходима регистрация проспекта эмиссии. Каждому выпуску ценных бумаг присваивается свой регистрационный номер. К выпуску и обращению на территории РФ допускаются только акции, прошедшие государственную регистрацию.

Первичная эмиссия ценных бумаг на российском рынке можете осуществляться эмитентами либо самостоятельно, либо при помощи финансового  посредника, которая является профессионалом рынка ценных бумаг.

Когда размещение происходит с помощью посреднической фирмы между эмитентом и фирмой возможны два варианта взаимоотношений. В первом случае фирма-посредник принимает ценные бумаги на комиссию и тогда ее роль сводится к тому, чтобы приложить максимум усилий для продажи ценных бумаг. Риск остается на компании-эмитенте, выпускающей акающей акции, а фирма-посредник получает комиссионное вознаграждение за реализованное количество акций. Во втором варианте посредническая фирма проводит операции по размещению ценных бумаг за свой счет. Она выкупает у эмитента весь объем выпускаемых акций по одной цене и перепродает в розницу инвесторам по другой, немного превышающей первоначальную. При этом фирма, выкупающая акции у эмитента и берущая на себя риск, связанный с их реализацией, становится андеррайтером.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.