рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Рынок экономических ресурсов: степень развитости в условиях России

p>2.2 Уровни цен и уровни производства

В определенной степени то, что происходило в экономике до августа 1998 г., можно охарактеризовать как процесс приближения отечественных цен к уровням и пропорциям внешних рынков. Если в конце 1991 г., т.е. в начале реальных экономических реформ, средний уровень цен в России составлял лишь около 10% от усредненного уровня внешних рынков, то в середине 1998 г. по официальной статистике межстрановых сопоставлений он достиг уже более 70%; при этом средние цены на товары уже вплотную приближались к уровням экономически развитых стран или даже превосходили их, а разница сохранялась за счет все еще более дешевых услуг. Более того, чрезмерному удорожанию подверглись важнейшие производственные ресурсы, например топливно-энергетические. Так, относительные тарифы на электрическую энергию для промышленных предприятий в России в середине 1998 г. оказались на 11.2% выше, чем в США. Относительные цены на некоторые другие энергоресурсы – энергетический уголь, нефть, топливо были в тот период, по меньшей мере, не ниже, чем в Германии. То же можно сказать и о сырьевых ресурсах, особенно экспортируемых. Цены на конечные виды продукции, инвестиционные и конструкционные товары возросли в меньшей степени, чем на топливо, энергию и металлы. Исключение составляет пищевая промышленность, продукция которой пользуется постоянным спросом, поддерживаемым естественными причинами.

Последствиями изменений уровней и соотношений цен в России явились спад производства и структурные сдвиги в выпуске продукции и услуг. Вследствие незначительных объемов инвестиций в основной капитал сдвиги в его структуре не приобрели выраженного характера.

Общий объем выпуска промышленной продукции в 1998 году был на 54% меньше, чем в 1990, сельского хозяйства — на 43%. Всего произведенная в данном году товарная масса, измеряемая в ценах начала периода, была более, чем вдвое меньше, чем в начале переходного периода. Сильно снизился реальный объем ВВП. Согласно официальной статистике, его физический объем составлял в 1998 году около 56% от уровня 1990 года, что примерно соответствует среднему уровню по странам СНГ, однако, больше, чем в других странах, осуществляющих экономические реформы. По альтернативной оценке, проведенной автором совместно с Григорием Ханиным, сокращение ВВП в России за рассматриваемый период оказывается еще сильнее. Так в 1996 г. его объем был равен не 58% от уровня 1990 года, а лишь 52%.

2.3 Дестабилизирующий фактор экономического роста.

Причина этого - слабая      мобильность ресурсов

Процесс приближения в России цен на продукцию и ресурсы к уровням цен внешних рынков оказался значительно более разрушительным, чем ожидалось. Причиной этого, наряду со слабыми частными стимулами к инвестированию, послужила очень ограниченная мобильность производственных ресурсов, которые не обнаружили стремления к перераспределению из нерентабельных сфер экономики (перерабатывающая промышленность) в более рентабельные секторы производства (добывающий и экспортный секторы экономики). Отток ресурсов шел в какой-то степени в пользу потребления, главным образом, небольшой группы населения, получившей преимущества во время высокой инфляции (присвоение части инфляционного налога), а также благодаря приватизации или принадлежности, или близости к власти. Большая часть высвобождавшихся денежных ресурсов уходила за рубеж по теневым каналам. По нашей оценке, общий скрытый вывоз капитала из России за прошедший период времени составил порядка 750 млрд. долл. США. При этом данный показатель, кроме теневого вывоза включает субсидии России странам ближнего зарубежья, в особенности в первые годы переходного периода, в виде переводов денег и заниженных цен на энергоносители. Правда, теневой экспорт капитала заметно снижался по мере приближения российских цен к уровням мирового рынка.

Причинами малой мобильности производственных ресурсов являются:

-    обширная территория страны с недостаточной насыщенностью инфраструктурой,
-    слабость рыночной инфраструктуры, призванной опосредовать перетоки финансовых средств и трудовых ресурсов между сферами       реального сектора экономики,
-    наличие большого сектора экономики, включающего, как правило, крупные и очень крупные предприятия с мягкими бюджетными ограничениями. Мягкость бюджетных ограничений означает для предприятий возможность бюрократического торга за финансовую поддержку со стороны правительства, получение льгот или просто лояльное отношение к нарушениям финансовой дисциплины. В таких условиях неэффективно работающие предприятия могут долгое время откладывать реструктуризацию и продолжать контролировать финансовые и ресурсно-товарные потоки.
  Реальный сектор экономики России после августа 1998 г.                                      Известное замедление экономического спада, стабилизация реальных доходов населения, розничных цен и курса рубля в 1996-1997 гг. создавали у многих экономистов в России и на Западе впечатление приближающегося завершения экономического спада и возможного скорого начала экономического подъема. С финансовой стороны некоторая стабилизация обеспечивалась, в том числе за счет роста внешнего и внутреннего государственного долга с короткими сроками погашения и под огромные реальные проценты. Правительству так и не удалось сбалансировать доходы и расходы государственного бюджета. В 1998 г. дефицит консолидированного госбюджета был примерно на уровне 1996-97 годов и по данным за три квартала составлял около 5% ВВП.




Глава 3.Развитие промышленного производства

3.1 Дальнейшее развитие: превратится ли увеличение промышленного производства в экономический рост?

Намечающийся рост экономики, пока что нельзя считать сколько-нибудь устойчивым, хотя по результатам 1999 г. можно ожидать заметного роста не только в промышленности, но и в других сферах экономики. Улучшение показателей функционирования российской экономики достигнуто за счет значительной девальвации российской валюты, что снижает издержки отечественных предприятий и, таким образом, делает менее значимой высокую ресурсоемкость производства. В условиях более-менее либерального режима внешней торговли и больших объемов экспорта важных производственных ресурсов, дающих большие доходы, такая ситуация может иметь место только при поддерживании определенных уровней инфляции, хотя, возможно, и не очень высоких. Представляется, что указанный фактор может препятствовать проведению финансовой стабилизации. Отказ от такой политики при недостроенной налоговой системе, мягких бюджетных ограничениях большого количества крупных предприятий и наоборот — жестких условиях существования мелкого бизнеса, может повлечь за собой не только прекращение роста, но и возобновление экономического спада. С другой стороны, инфляция по своей природе является неустойчивой и порождает высокую неопределенность ожиданий, что в свою очередь будет препятствовать наращиванию инвестиционной активности. Выходом из такой ситуации представляется продолжение институциональных реформ при отказе от слишком жесткой монетарной политики.

Дальнейшее развитие экономики России в любом случае связано с высокой неопределенностью и зависит от целого ряда условий — геополитических, внутриполитических, внешнеэкономических и внутриэкономических. Ни одну группу перечисленных условий нельзя сейчас считать достаточно устойчивой. Даже внутриэкономические условия, традиционно сильно зависящие от накопленного потенциала, ресурсной базы, нельзя считать жестко определяющими развитие страны в ближайшие годы. Это связано с тем, что сложившаяся система экономики России не является ограниченной по ресурсам, как в период существования административно-командной системы. Имеющиеся в отраслях производственные мощности, хотя и часто устаревшие морально и физически изношенные, могут без больших затрат поддерживаться в работоспособном состоянии. По оценке экспертов, в отраслях машиностроения не используется в настоящее время до 80% имеющихся мощностей, а иногда и более. В других отраслях ресурс возможного увеличения производства без инвестиций в создание новых мощностей также весьма велик. Так, в угольной промышленности он равен 100% основного капитала, в лесной — также 100%, в черной металлургии — от 1/4 до почти 300%, в цветной металлургии — порядка 2/3. Вопрос о целесообразности использования данных мощностей связан не столько с инвестиционными возможностями, сколько с развитием спроса на производимую на них продукцию, который будет зависеть как от внешней, так и от внутренней конъюнктуры. Достижение положительных уровней рентабельности при производстве на указанных мощностях позволит их использовать и сделает такое использование целесообразным, т.е. экономически выгодным. Но в условиях более или менее либерального внешнеторгового режима внешние и внутренние цены прежде всего транспортабельных однородных (конкурирующих) производственных ресурсов рано или поздно начинают выравниваться. Это приводит к "выбраковыванию" непроизводительных мощностей, т.е. разорению и закрытию соответствующих производств. Именно указанный процесс обусловил основную причину глубокого производственного спада, развивавшегося по мере подтягивания внутренних цен к ценам внешних рынков. Как ни парадоксально, в такой ситуации, чем более решительными являются меры по обузданию инфляции, в особенности монетарными методами ("политика двух монетарных якорей"), тем быстрее развивается кризис. Альтернативная политика состоит в менее жестких монетарных мерах, обеспечивающих поддержание цен на основные производственные ресурсы ниже уровней внешних рынков. Комплиментарной мерой является политика взвешенного протекционизма во внешней торговле, предполагающая введение таможенных тарифов на экспорт важнейших производственных ресурсов. Указанные тарифы, кроме чисто фискальных целей изъятия горной ренты, обеспечивают уравнивание рентабельности для поставщиков на внешний и внутренний рынок. В этом случае более высокая внешняя цена не приводит к "оголению" внутреннего рынка, а следовательно, внутренняя цена не испытывает дополнительного давления со стороны внутреннего спроса. Ясно, что выбор того или иного сочетания мер в области монетарной, внешнеторговой и налоговой политики будет влиять на условия выхода из кризиса. Отсутствие определенности в области такой политики повышает неопределенность будущего развития.

Расстановка политических сил внутри страны также может повлиять на траекторию будущего развития в ближайшем будущем. От нее во многом зависит выбор сочетания административных и рыночных методов регулирования экономики, что должно иметь следствием различия в инвестиционной, региональной, налоговой, внешнеторговой политике. От этого также зависит отношение к собственности на средства производства, некоторые другие важные аспекты.

Важное значение будет иметь модель взаимодействия федеральной и региональной систем власти. Региональная политика федерального центра формируется, в том числе под воздействием внутри- и внешнеполитических факторов. В настоящее время не вполне ясным остается "расклад" полномочий между центром и регионами, их компетенция в принятии решений, распоряжении ресурсами, в том числе финансовыми. Вместе с тем, от решения региональных проблем зависит такое важное условие, как степень интеграции регионов страны, т.е., иными словами, степень развития межрегиональной специализации, и следовательно — получение системных эффектов. Упрочение хозяйственного единства всех территорий России должно оставаться приоритетной задачей экономической политики в течение довольно длительного периода времени.

 3.2 Рынок ресурсов и распределение доходов.

Рынки ресурсов играют важную роль в экономическом кругообороте. Через взаимодействие спроса и предложения они регулируют распределение имеющихся у общества ограниченных ресурсов между отдельными потребителями. На рынках ресурсов формируются издержки производства, которые определяются ценами на ресурсы. Кроме этого на рынках ресурсов формируются доходы домашних хозяйств, которые проставляют факторы производства на рынки ресурсов, продают их предприятиям, а в обмен получают свои доходы.

Спрос на ресурсы предъявляют фирмы для производства товаров, которые потом будут проданы. Предложение исходят главным образом от агентов, владеющих землей, трудом или капиталом, то есть от домашних хозяйств. Когда фирма обеспечивает себя соответствующим фактором производства, она несет издержки, но надеется, что ее производство возрастет и что ее выручка также возрастет с увеличением производства продукции. Для фирмы-производителя большое значение имеют цены на ресурсы, так как именно от них будет зависеть уровень издержек производства.

Факторы производства, экономические ресурсы подразделяются на материальные, трудовые и природные, вовлекаемые в хозяйственный оборот.

Подробная характеристика этих факторов была дана в теме 1.

В частности, отмечалось, что материальные ресурсы включают средства труда и предметы труда. Среди средств труда важную роль играют орудия труда. Их эфективность и величина в наибольшей мере влияют на рост производимых материальных благ. В свою очередь предметы труда подразделяются на две группы:

это материалы, сырье, непосредственно извлекаемые из природы - уголь, руда, лес;

и полуфабрикаты как некое сырье, материалы, но прошедшие первичную обработку.

Составной частью экономических ресурсов являются финансовые ресурсы, которые представляют собой средства денежно-кредитной и бюджетной систем.

Трудовые ресурсы принципиально отличаются ото всех других видов экономических ресурсов.

Природные ресурсы становятся частью экономических ресурсов в том случае, когда они вовлекаются обществом в хозяйственный оборот.

В экономической теории рынок ресурсов рассматривается в следующей последовательности исходя из той роли, которую выполняют в производстве различные факторы производства, а именно: рынок труда, рынок капитала, рынок земли.

3.3 Особенности спроса на ресурсы

В принципе цены на ресурсы формируются так же, как и цены на конечную продукцию, то есть под воздействием спроса и предложения факторов производства. На рынке каждого ресурса цена ресурса имеет свою специфику и выступает в особой форме.

В частности:

цена услуг труда - это заработная плата;

цена услуг денежного капитала - это ссудный процент;

цена услуг физического каптала - арендная плата за капитал;

цена использования земли как фактора производства - арендная плата.

Вместе с тем есть и дополнительные особенности рынков ресурсов, которые усложняют ценообразование на этих рынках.

К ним относятся:

ограниченность предложения многих видов ресурсов;

сильное воздействие институциональных факторов на масштабы спроса на тот или иной ресурс;

спрос на ресурс является производным спросом.

1. Многие виды ресурсов ограничены в силу того, что они не воспроизводимы. Например, качественная нефть в мире пользуется большим спросом, но её просто очень мало, и её запасы истощаются. То же самое можно сказать о плодородной земле. Высококвалифицированный творческий работник также является редким ресурсом, спрос на таких работников всегда превышает предложение. В то же самое время предложение обычных товаров, например, потребительских товаров, всегда можно увеличить, если они пользуются спросом.

2. К институциональным факторам, влияющим на спрос на ресурсы, например, можно отнести государственное регулирование рынка земли, деятельность профессиональных союзов. Получить землю для её производственного использования достаточно сложно, в том числе и потому, что государство определяет правила использования как сельскохозяйственных, так и других земельных угодий. Среди этих правил есть и налог на землю, который удорожает арендную плату за использование земли. Профсоюзы также усложняют формирование заработной платы, в частности, создавая препятствия как при приёме на работу новых работников, так и при увольнении работников. Это ведёт к удорожанию рабочей силы на рынке труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.