Структурные
изменения и сокращение спроса на рабочую силу в 90-е годы вызвали рост общей
безработицы, которая достигла максимума в феврале 1999 года (после финансового
кризиса 1998 года) - 10,4 миллиона человек, или 15 процентов экономически
активного населения. Максимальный показатель регистрируемой безработицы
отмечался в апреле 1996 года - 2,8 миллиона человек, или 3,8 процента экономически
активного населения.
Экономический
рост привел к снижению среднегодовой численности безработных, рассчитанной по
методике Международной организации труда, с 7,5 миллиона человек в 2000 году до
5,7 миллиона человек в 2002 году, или с 10,5 до 8,1 процента экономически
активного населения, а также к относительной стабилизации среднегодовой
численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (в
2000-2001 годах - 1,1 миллиона человек (без учета данных по Чеченской
Республике), или 1,5 процента экономически активного населения, и
незначительному росту в 2002 году (1,3 миллиона человек (с учетом данных по
Чеченской Республике), или 1,8 процента).
7. Факторы, влияющие на развитие рынка труда в
Российской Федерации в период с 2003г. по 2005 г.
На
основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод
о том, что на развитие рынка труда в 2003-2005 годах окажут воздействие следующие
факторы:
1) увеличение в
2003-2005 годах численности населения трудоспособного возраста (на 0,8 миллиона
человек, или на 0,9 процента), что обусловлено вступлением в трудоспособный
возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е годы. В 2003 году отмечается
максимальный за последние годы прирост населения трудоспособного возраста - на
674 тысячи человек, после чего он будет постоянно снижаться: в 2004 году
составит 542 тыс. человек, в 2005 году - 258 тысяч человек, а после 2006 года
начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста;
2) сохранение тенденции
превышения предложения рабочей силы над спросом. Реформирование экономики, в
том числе реструктуризация и модернизация угольной промышленности, черной
металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей,
а также участие России в процессах глобализации мирового хозяйства в связи со
вступлением во Всемирную торговую организацию активизируют высвобождение
работников, которое не в полной
мере будет
компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом новых рабочих мест в
перспективных отраслях экономики;
3) профессиональный
уровень значительной части работников российских организаций не соответствует
требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на их
конкурентоспособность на международном рынке труда. Кроме того, сохраняется
тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных
рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных
кадров на производстве;
4) недостаточный спрос
на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках труда по причине
несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения,
низкой трудовой мобильности населения, проблема прогноза потребности рынка
труда в специалистах определенных профессий и квалификации и связанных с ним
программ подготовки специалистов в системе профессионального образования;
5) сохранение высокого
уровня неэффективной занятости;
6) недостаточный
уровень развития сферы малого бизнеса;
7) рост напряженности
на рынке труда в сельской местности, обусловленный ростом численности
трудоспособного населения и ростом общей и регистрируемой безработицы,
недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие
рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики;
8) сохранение
значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной ситуации на рынке
труда в субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях;
9) наличие нелегальной
миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на внутреннем рынке труда и
осложняющей ситуацию в области занятости населения в ряде приграничных районов
Сибири и Дальнего Востока;
10) сохранение
негативных процессов внутренней трудовой миграции, характеризующейся оттоком
населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми
ресурсами;
11) сохранение низкой
конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без
практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов,
беженцев, вынужденных переселенцев и др.), обусловленной ужесточением
требований работодателей.
8.
Основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации.
Исходя
из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу, можно сделать вывод, что в 2004-2005 годах не произойдет
коренных изменений в структуре экономики России и, соответственно, на рынке
труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем в этот период должны будут подготавливаться
и происходить качественные структурные преобразования в экономике
(реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей
экономики, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию,
модернизация системы среднего и высшего образования и др.).
В этой
связи ключевыми задачами действий на рынке труда в 2003-2005 годах становятся
разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят
в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность
занятости населения.
Приоритетными
направлениями действий на рынке труда РФ в 2003-2005 годах являются:
- в
области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения
обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной
защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение
конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка
труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей
базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;
- разграничение
полномочий, функций в области регулирования рынка труда и сферы занятости между
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями,
а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости
населения; динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение
рабочей силы по отраслям и территориям;
- создание
условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую
силу, в том числе путем создания рабочих мест в перспективных отраслях
экономики;
- поддержка
малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и
содействия занятости населения; обеспечение регулирования привлечения
иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности
иммигрантов;
- в
области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на
рынке труда, обеспечения отраслей экономики рабочими и специалистами определенных
профессий и квалификации разработка прогноза потребности в рабочих и
специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам
экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами
подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в
целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей
силы на рынке труда;
-
разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках
учреждений
профессионального
образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения
бюджетных средств в профессиональное образование молодежи;
- создание
системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку
профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;
- развитие
профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой
деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
улучшение профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а
также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению,
как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях
реструктуризации отдельных отраслей экономики;
- разработка
общероссийского классификатора профессий (занятий), который позволит
унифицировать системы кодирования профессиональной деятельности с учетом
международных классификаторов в связи с подготовкой к вступлению России во
Всемирную торговую организацию;
-
разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит требования к
профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества
производительности выполняемых работ;
- создание
системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности
и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к
квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с
требованиями профессиональных стандартов;
- совершенствование
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и
возможности скорейшего трудоустройства;
- в
области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих
мест, совершенствования форм социального партнерства на отраслевых рынках труда
проведение экспертного анализа возможных экономических и социальных последствий
вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;
- совершенствование
налогового законодательства Российской Федерации с целью снижения налоговой
нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в
перспективных отраслях экономики;
-
разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ,
предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест,
повышению
производительности
труда;
-
разработка показателей, отражающих движение рабочей силы в
территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и
отраслях, при составлении прогнозов и определении сценарных условий
социально-экономического развития на средне срочную и долго срочную
перспективу; проведение анализа перспектив повышения занятости в проблемных
отраслях экономики, в том числе в угольной, металлургической,
топливно-энергетической, текстильной и легкой промышленности;
- поддержка
малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры
военных городков, закрытых административно-территориальных образований,
территорий с расположенными на них градообразующими организациями;
- поддержка
развития всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения на
селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе;
- развитие
социального партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия
органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных
представительных органов работников при решении проблем занятости населения на
отраслевых рынках труда;
- развитие
системы социального планирования в организациях реструктурируемых отраслей
экономики;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|