рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции: роль государства и профсоюзов

-в-третьих, значительное воздействие, которое оказывают на рынок труда различные институциональные структуры – профессиональные институциональные структуры. Во-первых, к ним относится государство, которое активно регулирует рынок труда, законодательно лишая заработную плату рыночной гибкости. Во-вторых, профсоюзы, оказывающие большое влияние на уровень заработной платы, как правило, в направлении её повышения.

Можно заметить, что регулирование этого рынка значительно облегчается в связи со спецификой фигурирующего на нём товара. Проявление рыночных законов на рынке труда имеет особый характер. Он определяется тем, что купля-продажа услуг труда производится в форме найма на базе более или менее продолжительного трудового договора. Поэтому каждый работник не находится в постоянной, беспрерывной зависимости от состоянии рынка труда.

Регулирование рынка труда предполагает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.

Под заработной платой в широком смысле этого слова понимается доход ото фактора производства под названием «труд».В узком смысле этого слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы, т. е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определённого времени – часа, дня и т. д. 4



2. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции.

Анализ характера спроса и предложения на рынках труда позволяет  описать несколько моделей взаимодействия продавцов и покупателей труда в зависимости от степени конкуренции. Среди них часто: чисто конкурентный рынок труда ( я эту модель рынка рассматривать рынка не буду, т. к. моя тема не нуждается в её рассмотрении), модель монопсонии, модели с учётом действий профсоюзов, модель двусторонней монополии.



2.1. Монопсонический рынок труда.

Монопсонический рынок труда – рынок с монополией одного покупателя – Характеризуется следующими чертами:

работники, занятые определённым видом труда, сосредоточены в основном на одной фирме;

данный вид труда в силу географических или других факторов не имеет альтернатив, т. е. при имеющейся специальности и квалификации работник не может найти другое место работы не сменив их;

заработную плату диктует фирма, но ставка заработной платы напрямую зависит от числа нанимаемых работников.

В малых городах и в отдалённых районах при наличии там крупного предприятия, которое обеспечивает занятость людей, оно становится практически полным монопсонистом по отношению к работникам.

Процесс установления заработной платы и уровня занятости на монопсоническом рынке труда показан на этом графике.



Кривая П-П характеризует предложение труда, т.е. средние издержки на труд со стороны фирмы. Кривая ПИ (предельных издержек) показывает, как будут изменяться предельные издержки фирмы на наем работников по более высоким ставкам в связи с необходимостью доведения ставок заработной платы ранее нанятых работников до ставок дополнительно принятых работников, так как монопсонист будет стремиться избежать недовольства из-за разных ставок за равный труд.

Кривая ПИ будет выше кривой П-П, так как предельные издержки монопсониста на наем работников будут выше средних ставок заработной платы. Для максимизации прибыли фирма будет уравнивать предельные издержки на труд с предельным спросом на труд в точке пересечения кривой спроса С-С с кривой предельных издержек ПИ (точка «а»). Количество работников, нанятых монопсонистом, будет равно Тм, а ставки заработной платы будут равны Зм, которая меньше, чем в условиях конкуренции (там ставки были бы равны Зр, а число нанятых работников – Тр). Монопсонист – наниматель ресурсов считает выгодным сокращать занятость, чтобы снижать ставки заработной платы ниже конкурентных.



2.2. Модели рынка труда при участии на нём профсоюзов.


Профсоюзы , представляя на рынке труда интересы работников, преследуют цель увеличения спроса на труд и повышения заработной платы. На этом графике показано, как увеличение спроса на труд за счёт действий профсоюзов ведёт к росту заработной платы


Если спрос на труд увеличится с С1-С1 до С2-С2, то ставки заработной платы возрастут с Зр до Зп, а занятость увеличиться с Тр до Тп.

Спрос на труд профсоюзы могут увеличивать следующими способами: увеличением спроса на производимые продукты или услуги при помощи рекламы «товаров с профсоюзной этикеткой»; требованием у правительства увеличения финансирования производств, интересы работников которых они защищают, влиянием на повышение производительности труда через участие в совместных рабоче-административных комитетах; и др.

Профсоюзы могут воздействовать на рост ставок заработной платы через ограничение предложения труда путём борьбы за сокращение детского труда, поддержки обязательного выхода на пенсию лиц пенсионного возраста, сокращения рабочей недели. Графически это воздействие показано на этом графике:



Уменьшение предложения труда с П1-П1 до П2-П2 ведёт к росту ставок заработной платы с Зр до Зп, но при этом сокращается занятость работников с Тр до Тп. Такое воздействие характерно для профсоюзов, объединяющих работников только какой-то определённой профессии (цеховые профсоюзы), которые путём давления на предпринимателей создают искусственное сокращение предложения труда, что, в свою очередь, ведёт к увеличению заработной платы.

Отраслевые профсоюзы, объединяющие всех работников конкретной отрасли, не ограничивают число своих членов. Они, наоборот, заинтересованы в максимальном охвате работников отрасли, что позволяет им оказывать на работодателей сильное давление при установлении ставок заработной платы путём угрозы забастовок и лишения фирмы предложения труда. Особенности такого воздействия открытых профсоюзов на рынке труда показаны на этом графике:



Профсоюз, объединив всех работников и контролируя предложение труда, навязывает фирме ставки заработной платы Зп, которые выше конкурентной ставки Зр. Кривая предложения труда перемещается с П-П в Зп-п-а-П. Занятость работников сокращается с Тр до Тп.

         2.3. Двусторонняя монополия.


Модель двусторонней монополии характерна для условий монопсонического рынка, на котором действуют сильные отраслевые профсоюзы. Схематично это можно изобразить, объединив момнопсоническую модель с моделью отраслевых профсоюзов, как показано на следующем графике:


Фирма-монопсонист будет стремиться к установлению ставки заработной платы на уровне Зм, а отраслевой открытый профсоюз будет добиваться установления ставки заработной платы на уровне Зп. В конечном итоге ставка будет приближаться к равновесному уровню Зр. При этом у администрации фирмы пропадает стремление к ограничению занятости уровня Тм, и она устанавливается в размере Тр. В итоге ставки заработной платы уровень занятости приближаются к условиям конкурентного рынка труда.5



3. Безработица и занятость населения: роль государства.

3.1. Безработица на рынке труда.

6Безработица – это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда – безработным признаётся любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.   К безработным в России относятся лица, достигшие

16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

·        не имели работы (доходного занятия);

·        занимались поисками работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;

·        были готовы приступить к работе.

   При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия.   К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного в органах государственной службы занятости. Безработица - не просто отсутствие работы. Она, как неизбежный спутник свободного редпринимательства, ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей. Она буквально просачивается повсюду, кажется, что для нее не существует пока никаких преград. Она может выбить кого угодно из колеи. Ее жертвами становятся миллионы рабочих, их семьи, целые городские и сельские районы. Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. И хотя она может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Более того, хочется особо отметить, что сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве (депрессии) и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек просто-напросто теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь. Он просто начинает существовать, а не жить. А это, на мой взгляд, самое худшее, потому что теряется личность индивида.

В целом уровень безработицы складывается из комплекса решений, которые принимаются и теми, кто предлагает свой труд, и теми, кто предъявляет спрос на него. Очевидно, что все они учитывают и возможные выгоды, и ожидаемые издержки в результате принятия тех или иных решений. Темпы роста и уровня безработицы отражают не только растущую нехватку рабочих мест, но и изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски работы. Как издержки согласия на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей весьма различны в зависимости от таких факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, принадлежность к тем или иным профессионально-должностным группам, источники дохода, не связанные с основной работой.

Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.



3.2. Занятость и рынок труда.


7Можно ввести несколько исходных определений. В отличие от отношений трудового контроля, связанных с условиями распределения работы между группами занятых и воспроизводства особого трудового порядка, отношения занятости выражают те условия, на которых происходит создание рабочих мест и распределение работников по рабочим местам. Эти отношения включают в себя следующий набор основных элементов:

·        поиск работы и рабочей силы;

·        порядок найма и высвобождения работников;

·        условия и содержание труда;

·        установление уровня его оплаты и формы сопутствующих льгот;

·        обучение и подготовка кадров вне производства на рабочих местах;

·        горизонтальная и вертикальная профессиональная мобильность (перемещение и продвижение).


Сфера оплачиваемой занятости характеризуется понятием «рынок труда». Он охватывает всех работников и претендующих на рабочие места в рамках определённой территории, отрасли или группы профессий. Исключение составляют категории вне рынка труда, а именно:

занятые в домашнем натуральном хозяйстве;

занятые благотворительной работой без оплаты труда;

занятые в государственных мобилизационных структурах (солдаты срочной службы, заключённые;

учащиеся дневных отделений вузов.

Важно подчеркнуть, что занятость не просто выражает соответствия предложения труда и спроса на труд. Это совокупность действий, связанных с формированием способов вовлечения трудоспособных групп населения в хозяйственной деятельность. Сфера занятости, следовательно, может быть представлена как плоскость столкновения действий нанимателей и нанимающихся.






3.3. Службы занятости населения, их структура и функции.


8Реализация конституционных прав граждан России на свободный выбор занятости и защиту от безработицы независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических и религиозных убеждений требует создания и деятельности государственного органа по вопросам занятости населения. В соответствии с действующим законодательством такая структура – Государственная служба занятости населения России была создана 19 апреля 1991 г. на базе ранее существовавших бюро по трудоустройству населения как федеральная государственная служба на территории Российской Федерации, которая, являясь органом исполнительной власти.

Государственная служба занятости населения России осуществляет:

оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

разработку и реализацию федеральной, территориальных (краёв, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а так же граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящихся на их содержании.

Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.