рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Рынок: возникновение и эволюция

    Потребности - это еще не спрос, но нет спроса без потребностей. Поэтому, по мере удовлетворения потребностей покупателей в каком-либо товаре, с их точки зрения, полезность этого товара уменьшается и, соответственно, падает спрос на эти товары. На каждый рубль, затрачиваемый покупателем на приобретение товара, он будет стремиться приобрести равные или сопоставимые предельные полезности. Иначе говоря, рубль, затраченный на макароны, должен представлять такую же полезность, что и рубль, затраченный на колбасу. График предельной полезности U(товар) приведен на рис. 1. Рынок: возникновение и эволюция                                          

Принцип предельной полезности послужил своего рода отправным пунктом для последующей разработки положений и категорий, которые вошли в арсенал экономической науки в виде весьма важной, можно сказать, универсальной концепции предельных величин. Эта концепция предусматривает учет не только затрат, но и результатов (полезности) как в сфере обращения, так и в сфере производства. Она нацеливает на минимизацию затрат и получение максимума полезности в различных областях деятельности. Эта концепция используется, к примеру, при разработке теории стоимости и ценообразования, при анализе поведения человека в условиях рыночной экономики, при обосновании факторов экономического роста и т. д. В рамках приведенной на рисунке зависимости полезности того или иного «товара» от его величины, нельзя не учитывать некоторые давно известные, но уже изрядно забытые закономерности, например, зависимость роста населения и производство продуктов питания. Очевидно, что и предельная полезность роста населения, и предельная полезность производства продуктов питания имеет такой же вид, что и на рис. 1, в силу ограниченности территорий и природных ресурсов. Аналогичная закономерность имеет место при размножении, например, одноклеточных организмов в некоторой замкнутой среде, в которой через некоторый промежуток времени этот процесс приобретает стационарный характер, достигает насыщения. Согласно выработанному неоклассиками подходу цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обусловливается степенью его полезности; цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства. Цены формируются не посредством их “усреднения”, а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса, и со стороны предложения. Это два взаимодействующих между собой фактора. В приложении к своей основной работе “Принципы политической экономии” Маршалл писал: “Принцип «издержек производства» и принцип «конечной полезности», без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц”. К этому можно добавить только то, что отношения полезности действительно характеризуют всеобщность закона спроса и предложения, и не только в экономической сфере а вообще, в рамках любой иерархической системы. Спрос и предложение- это суть двойственные отношения, а системы, основанные на равновесных состояниях спроса и предложения – суть интегрированные системы с отношениями координации или субординации.  

А. Маршалл разработал концепцию, явившуюся своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки, и, в частности, теориями стоимости. Ключевая идея Маршалла состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения, как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. Он обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение; ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, “компромиссную” теорию цены. Маршалл использовал понятие равновесной цены: когда цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо - равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой. Подход Маршалла к трактовке цены и проблеме ценообразования опирается как на теорию производственных издержек, так и на положения австрийской школы о предельной полезности. Напомним, что полезность - это способность удовлетворять определенные потребности индивидуума. Но как оценить, измерить полезности, если они неодинаковы, субъективны для каждого конкретного индивидуума (человека, фирмы)? И почему нужно сравнивать, соизмерять полезности, сопоставлять потребительные стоимости? Экономисты не сразу пришли к пониманию того, что при изучении закономерностей спроса, формирования цен необходимо понять поведение потребителя, его интересы, принимаемые им решения, нужно точнее представить, чем он руководствуется, как возникают и “выстраиваются” его побудительные мотивы. А для этого надо с позиций потребителя попытаться оценить, соизмерить полезности - воды, пищи, одежды, духовных благ и т. п. Тогда можно будет представить, что именно, в каких размерах, в какой последовательности он будет стремиться найти и приобрести на рынке.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Условия возникновения и структура рынка.

 Маятник спроса и предложения, характеризующий двойственность отношений полезности, устанавливается в той или иной позиции двойственного отношения и характеризует равновесную цену мультидвойственного отношения полезности. Эта цена всегда имеет не только качественную, но и количественную оценку. Цена может выступать в качестве критерия полезности, если она соответствует предельной полезности товара (степени его важности и насыщенности им рынка). При повышении цен происходят сдвиги в структуре и иерархии полезностей, на практике – в структуре спроса и потребления. Если растут цены товаров, их относительная полезность (а значит и спрос на них) будет падать. Равновесная цена двойственных отношений характеризует установившиеся связи между взаимодействующими системами, их оболочками и подоболочками. Она характеризует интеграционные связи. При смещении маятника спроса-предложения в ту или иную сторону будет меняться и структура этих мультидвойственных отношений.

 Спрос и предложение – это фундаментальное отношение двойственности в экономической сфере отношений, и, в первую очередь, теории стоимости. Главная проблема этой теории - удовлетворение потребностей человека. На первом месте здесь стоит потребительская стоимость (полезность) благ (товаров и услуг) и спрос на эти блага со стороны потребителей. Ключевая идея теории полезности заключается в том, что вместо теоретических споров вокруг стоимости, рассматриваются проблемы взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы рыночных отношений. Отношение объема спроса на рынке к объему предложений являются важнейшими характеристиками, характеризующими степень равновесности. Теория полезностей в экономике имеет прямую аналогию и в других иерархических системах. Например, взаимодействие одноклеточных и многоклеточных организмов и процессы интеграции, протекают в соответствии с теорией мультидвойственности, теорией полезности - между производителями и потребителями ресурсов, имеющих для взаимодействующих сторон статус полезности. «Рыночные» отношения полезности проявляются в иерархических системах любой природы, в самых разнообразных формах, но их сутью является двойственное отношение «спроса» и «предложения». В химии это отношения валентности, которые лежат в основе всех взаимодействий химических веществ и их сплавов, в биологии - это отношения «спроса» и «предложения», например, между одноклеточными организмами и внешней средой, в процессе их деятельности и размножения. В физике эти отношения фактически лежат в основе всех взаимодействий атомов и элементарных частиц. В мозге человека рост аксона порождает предложение, на которое по мере роста, находится спрос. Удовлетворение этого спроса наступает в тот момент, когда отросток аксона соединяется с той или иной нервной клеткой, запросившей его «услуги», и т. д. Вообще везде, где существуют отношения двойственности, а они существуют везде, там всегда проявляются и «рыночные» отношения, формируя равновесную цену «спроса» и “предложения” и являются главным механизмом естественных процессов самоорганизации Вселенной, самоорганизации материи.

Говоря о рыночных отношениях, которые господствуют в природе, нельзя не согласиться с утверждением, что «бог не играет в кости, создавая свои творения». Рыночные отношения не являются случайными. На рынке всегда присутствуют два противоположных по своим потребностям объекта. Они целеустремленно, осознанно, ищут друг друга. И как только они встречаются, то между ними начинаются интеграционные процессы. Любая интеграция, даже на бессознательном уровне осуществляется, благодаря этому, осознанно и целенаправленно, используя простые правила. Вначале из всех претендентов в первую очередь удовлетворяются самые главные отношения полезности, составляющие принципиальный характер интеграции. Затем, по мере важности отношений удовлетворяются все другие отношения. Если при этом будут удовлетворены все отношения, то будет достигнута гармонизация отношений. В результате гармонизации, мы получим равновесную цену, при которой объем спроса будет равен объему предложений.

     Например, представляет интерес взглянуть с позиций «рыночных» отношений. на проблему союза протона и электрона, который вращается в атоме по системе боровских орбит. Очевидно, что эти отношения должны быть таковы, чтобы они характеризовались равновесной ценой, чтобы их объем был равным. При малой массе отрицательно заряженного электрона и большой массе положительно заряженного протона баланс «рыночных» отношений может быть достигнут за счет соответствующего изменения радиуса боровской орбиты. Поэтому любое возмущение протона, порождает соответствующую систему боровских орбит, находясь на которых электрон совместно с протоном образует нейтрально заряженную структуру.

     Таким образом, в основе интеграционных процессов лежит рыночный закон спроса и предложения, . Всегда, когда каждой системе (оболочке системы) чего-нибудь не хватает, когда  между двумя иерархическими  системами (оболочками) возникают устойчивые отношения двойственности (полезности, целесообразности), мы можем вести речь о возникновении интеграционных процессов, о возникновении «рыночных» отношений.

        Интеграция происходит не сама по себе. Она диктуется такой же необходимостью, которая толкает одноклеточные организмы к созданию интегрированной системы. В условиях все более углубляющегося кризиса иерархия представляет собой единственную магистральную дорогу, встав на которую можно удовлетворить оптимальным образом свои потребности, осуществить гармонизацию отношений. Таким образом, за многообразием, многоуровневостью отношений иерархии, сложностью проведения анализа систем, за сложными связями между интегрированными системами скрываются достаточно простые закономерности.

Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Изначально двойственные отношения спроса и предложения по мере их усложнения и преобразования в сложную иерархическую систему мультидвойственности могут формировать и формируют антагонистические отношения антиполезности, которые могут соответствовать отношениям хищников и их жертв. Эти антагонистические отношения вырастают из отношений конкуренции. Конкуренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Конкуренция и ее виды могут быть самыми различными и может проявляться в самых различных сферах. Конкуренция может быть внутриотраслевой, межотраслевой, совершенной и несовершенной, монополистической, ценовой и не ценовой, добросовестной, недобросовестной и т. д. Усложнение отношений мультидвойственности ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки.

        Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. По мере возрастания сложности отношений иерархии, структура этих отношений становится все более сложной. Она становится все более неустойчивой. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

        Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Возникновение таких структур обусловлено, прежде всего, тем, что по мере усложнения мультидвойственных отношений спроса и предложения механизмы саморегуляции этих отношений уже не работают. Возникает необходимость в создании механизмов регуляции. И такие механизмы возникают в рамках монополизированных (интегрированных) структур, демонстрируя их большую эффективность по сравнению с чисто рыночными отношениями.

        В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на создание и совершенствование компенсационных механизмов, направленных на удовлетворение многих общественных потребностей, не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом и направленных на формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержку здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.