Корпорированные
предприятия существуют везде, де технологическая база той или иной отрасли
предполагает формирование среднего или крупного производства, для чего
необходимы большие капиталы. Эти предприятия существуют в виде обществ
(акционерные и с ограниченной ответственностью), товариществ (полных, на вере и
др.), кооперативов, некоммерческих организаций (фондов, объединений).
Субъектами общей
собственности могут быть любые собственники, в том числе и государство. Если
собственник отделяет свою часть из общей собственности, она становится частной
собственностью.
Общая
собственность, понимается в широком смысле слова, простирается от узкогрупповой
до общенародной. В общенародной собственности не выделяется субъект
собственности как индивидуум, а право собственности распространяется на всех
граждан. В то же время было бы неправомерным полагать, что в общенародной
собственности (называемой иногда общественной) личность как собственник вообще
не фигурирует. Общенародная собственность – это то, что принадлежит всем вместе
и каждому в отдельности, т.е. каждый член общества хотя бы в какой-то
минимальной, но определенной степени обладает правами собственника. Часто
общенародную собственность отождествляют с государственной, что не совсем
корректно.
Общая, в том
числе общенародная собственность иногда разделяется по территориальному
признаку. В этом случае выделяются такие формы собственности, как региональная
(территориальная) и муниципальная (местная). Выделение таких форм собственности
подчеркивает и то обстоятельство, что собственностью в известной степени
распоряжаются органы власти на данной территории, скажем, муниципалитет.
Муниципальная собственность примыкает непосредственно к государственной,
которая, однако, и на Западе, и в России квалифицируется как отличная от
государственной. Тем не менее, по своей экономической природе они родственны
друг другу. Разница лишь в том, что муниципальная собственность связана с
бюджетом более низкого уровня и функционирует в территориально ограниченной
области национального хозяйства; собственность земель или штатов также не
распространяется на всю страну.
Государственная
собственность – это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная
собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне
ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны
или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь
идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре (железнодорожный
транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях
имеются лишь «точечные» участия государства в виде пакетов акций ряда фирм. В
среднем по развитым странам доля государственных предприятий в создании ВВП в
1995 г. не превышала 7%. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой
этот показатель составлял соответственно 11 и более 40%.
Предприятия,
именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно
владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным
блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных
государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или штатов
США, т.е. образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных
государствах – соответствующие центральные и региональные учреждения.
Фирмы и учреждения (например, в
сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на
уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными.
В странах с федеративным устройством
государственная собственность делится на федеральную и субфедеральную, т.е.
собственность регионов – субъектов федерации.
Четко провести грань между
государственной и общенародной собственность трудно. Объектами общенародной
собственности, по логике, должны быть блага, общедоступные всем гражданам на
равных правах, такие, как свободные земли, водные и речные просторы, открытые
парки и пляжи, лесные массивы. Если возможности использования их всеми людьми
ограничены, то применяется принцип очередности. А такие места, как зоопарки,
заповедники, находящиеся в ведении государственных органов управления,
относятся уже к государственной собственности, так же, как и государственные
предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты.
Теперь обратимся
к отнюдь не праздному вопросу: какая из рассмотренных форм собственности лучше?
Обычно этот вопрос становится в виде дилеммы: государственная или частная
собственность? В действительности такая альтернативная постановка вопроса
неплодотворна. Речь должна идти о поиске наиболее рационального, оптимального
сочетания обеих форм.
Критерий оценки
может быть только один: какая форма собственности обеспечивает в данный
исторический момент и в отдаленной перспективе более высокий уровень
удовлетворения потребностей населения в благах, но обязательно с учетом
индикаторов качества жизни.
По совокупности этих критериев предпочтение
следует отдать частной собственности, являющейся в настоящее время стержнем
развитой рыночной экономики стран Запада. К формированию именно такой
хозяйственной системы стремятся развивающиеся и бывшие социалистические страны.
Она содержит в себе мотивы прибыли и конкуренции, реализация которых приносит
наивысшую экономическую эффективность и наилучшее удовлетворение потребностей.
Однако и частная собственность имеет свои недостатки, в первую очередь
касающиеся занятости и безработицы. Ведь мотив прибыли и конкуренции вынуждает
предпринимателей постоянно стремиться к возможно большему сокращению издержек
производства, в том числе и на наем рабочей силы.
В странах Запада волна приватизации в
80-х – первой половине 90-х гг. привела к сокращению доли государственной
собственности в производстве ВВП с 9 до 7% в среднем (разумеется, по отдельным
странам – членам ОЭСР этот показатель немного отклоняется в ту или иную
сторону), что означает преодоление наследия предвоенных и первых послевоенных
лет. В 30-х гг. прямое участие государства в экономике расширялось в процессе
преодоления самого глубокого в истории капитализма кризиса 1929 – 1933 гг.
Государственная собственность в предвоенные годы в большинстве стран Запада
была заметно усилена как своего рода «подпорка» частного предпринимательства,
обнаружившего очередные слабости, и инструмент поддержания прочности общественного
строя. В конце 40-х – 50-х гг. в Западной Европе и Японии частный капитал был
временно ослаблен военными разрушениями и некоторыми другими обстоятельствами.
Такого рода брешь по необходимости была заполнена государством, в чем теперь
нет надобности.
Потенциал для
дальнейшей приватизации в странах Запада в основном исчерпан. Доля государства
в них, по меньшей мере в среднесрочной перспективе, будет оставаться примерно
на нынешнем уровне, немного изменяясь в отдельных странах. При этом в ряде
случаев для борьбы с безработицей возможно создание в трудоемких отраслях
(прежде всего в инфраструктуре) новых предприятий за счет государственных
инвестиций. Программы западноевропейской социал-демократии, пришедшей в
последние годы к власти в ряде стран, в том числе во Франции, в Великобритании,
Германии и Италии, предусматривают подобные меры.
В развивающихся странах в тот же
период указанный показатель оставался на уровне 11%. С одной стороны, это было
обусловлено притоком иностранных частных инвестиций, за счет которых
создавались новые частные предприятия. С другой стороны, слабость национального
частного капитала вынуждала государство поддерживать сравнительно высокий
уровень своего присутствия в экономике. Поскольку в среднесрочной перспективе
нельзя ожидать массированного увеличения притока прямых инвестиций из стран
Запада, а также по ряду других причин нынешний показатель вряд ли заметно
изменится в обозримом будущем.
Бывшие социалистические страны встали
на путь перехода от планового к рыночному хозяйству преимущественно на рубеже
80-х и 90-х гг. Рыночная трансформация, естественно, в первую очередь требовала
вытеснения государственной собственности частным путем приватизации первой и
создания новых частных предприятий.
В этом
направлении страны с переходной экономикой с начала 90-х гг. уже прошли (каждая
в разной степени) значительный отрезок пути. Вместе с тем доля госсобственности
в производстве ВВП этих стран, как правило, все еще составляет 20 – 30% и
более, т.е. заметно превышает соответствующий показатель для развитых и
развивающихся государств.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ
СОБСТВЕННОСТИ В
РОССИИ
В КОНЦЕ ХХ ВЕКА.
С конца 80-х годов в социалистических
странах обозначился переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу
экономики отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах
экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и
параллельно существующих в мире систем.
Экономическая
система, основанная на общественной собственности, позволяла концентрировать
материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и
обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности.
Однако исторически эта система была обречена на поражение. Нормальное
функционирование усложняющегося хозяйства пришло в противоречие с
централизованным директивным управлением. СССР оказался не в состоянии в полной
мере освоить достижения научно-технической революции во второй ее части и
экономика страны вступила в стадию угасания. Возникла необходимость в изменении
отношений собственности как основы всей системы экономических отношений.
Возрождение различных форм частной
собственности путем разгосударствления предприятий началось с конца 80-х годов.
Приватизация была направлена на повышение эффективности хозяйственной
деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных
собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение
эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание
конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие
демократизации экономики. Сложный хозяйственный комплекс с установившимися связями
был рывком брошен в рыночную стихию. В рынок страна вступила, будучи не
подготовленной ни в экономическом, ни в социальном плане.
Мировая практика накопила
определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал
относительной широкие масштабы (Великобритания, Франция), приватизация
проходила, например, в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного
распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья
квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития
конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15
лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа.
Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп
предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду,
продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.
Выбор направлений и форм
преобразований в переходной экономике России осуществлялся в ходе острых
дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В качестве
приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной
собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса;
создание коллективных предприятий, как с неделимой, так и коллективно-долевой
собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди
населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные
бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций и самих
предприятий. Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по
характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.
В России приватизация началась в
октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация.
Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала
в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание,
общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.
Второй этап – ваучерной приватизации
ставились. Его основным содержанием стало преобразование государственных
предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых
предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и
выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого
этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов
превратился бы в зажиточный «средний класс».
По официальным данным за период
ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70%
промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме
стоимости имущества составила 35%.
С 1 июля 1994 г. был объявлен третий
– денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как
самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в
порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная
цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут
заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие
эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не
оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов.
Этому мешал ряд обстоятельств:
·
75%
предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не
собирались продавать свою долю какому-то другому лицу.
·
Большое
количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы
только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.
·
Инвесторы
не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.
Четвертым этапом приватизации стали
залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в
залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий,
акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой
приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не
планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|