| Социально-экономические последствия безработицы и пути их преодоления |
-
активизацией высвобождений
в связи с сокращением численности работников (до сих пор менее 10% среди
причин безработицы);
-
увеличением средней
продолжительности безработицы.1
Безработица определяется соотношением двух основных
сторон рынка труда: спроса на рабочую силу и ее предложения.
Предложение рабочей силы, а следовательно, уровень и
структура безработицы, зависят прежде всего от воспроизводства населения,
рождаемости, смертности, миграции (определяющих численность населения в
трудоспособном возрасте в стране и регионах), а также от численности различных
демографических групп (женщин, молодежи, пожилых людей в населении трудоспособного
возраста).
Предложение рабочей силы определяется также социально
– экономическими и психологическими факторами: заработной платой и уровнем
доходов, отношениями распределения, потребностью в труде как средстве
самовыражения, уровнем образования и специальной подготовки, социальной
политикой, т.е. условиями, которые вынуждают потенциальную рабочую силу искать
место на рынке труда.
Особенно в сложном положении в переходных условиях
оказались такие демографические группы, как женщины, молодежь, многодетные
родители или родители-одиночки. Сложившийся уровень занятости женщин (всех
женщин, а также особенно многодетных и глав неполных семей) и молодежи в
производстве в нашей стране традиционно высок, что определяется низким уровнем
жизни населения, идеологическими факторами (особенно в отношении занятости
женщин), недостатками социальной политики. В настоящее время высокая
потребность в труде этих групп населения поддерживается невозможностью
существования семьи на доходы ее главы, что ведет к мультипликации спроса на
труд, поскольку один человек претендует на несколько рабочих мест при высокой
потребности в них всех групп населения.
При анализе ситуации на рынке труда и перспектив ее
изменения, при выработке приоритетов и мер государственной поддержки
безработных необходимо учитывать и потенциальные возможности домохозяйств, и
возрастающую посредническую роль семьи, членами которой являются безработные.
Государственная поддержка безработных призвана
сократить срок безработицы и поддержать уровень жизни безработного. В обоих
направлениях этой политики необходимо учитывать роль семьи (домохозяйства).
Так, рост числа детей в семье обостряет для ее членов проблему безработицы,
поскольку при относительно низком уровне жизни многодетных семей безработица
одного из кормильцев ставит членов семьи на грань выживания. В то же время
высокая безработица среди женщин не всегда серьезно обостряет проблемы членов
семьи, если муж имеет возможность содержать семью (перераспределение занятости
на уровне семьи).1
2.2 Особенности безработицы в
России
Сегодня Россия переживает спад производства. Объемы
производства сокращаются в результате структурных изменений. Казалось бы, спад
производства должен сопровождаться ростом зарегистрированной безработицы и
адекватным перераспределением рабочей силы по отраслям.
Однако ожидаемые процессы не происходят. Предприятия,
находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой
коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и
использование частичной занятости. Фактически сформировалась скрытая
безработица. Масштабы ее возрастают по мере свертывания производства.
Следует иметь в виду, что квалифицированные работники
с таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня
производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой
цены, которую общество за них платит. А она говорит о себе сразу же, ибо первые
шаги перехода к рынку значительно снизили уровень потребления населения.
Продвижение в направлении реформ ставит и другую проблему сопоставления: во что
обходится поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая
безработица по сравнению с финансированием содержания безработных, их
переобучения и содействия в трудоустройстве.
По данным Росстатагентства, общая численность
безработных в 1992-1999гг. возросла почти втрое, составив в августе 1999г. 9,1
млн. чел. Уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, увеличился за
тот же период с 5,2 до 12,4%. Таким образом, сегодня можно констатировать, что
Россия перешла в категорию стран с высокой безработицей.
Обострение проблемы безработицы выражается в: усилении
ее региональной дифференциации; углублении очаговой безработицы; увеличении продолжительности
безработицы; расширении масштабов скрытой безработицы и снижение эффективности
системы государственной помощи безработным.
Однако, некоторое оживление российской экономики
привело в тому, что в 1999г. впервые за последние 9 лет отмечается рост
численности занятых. Она увеличилась на 1,8 млн. чел. и составила 65,1 млн.
чел. (в 1998г. численность занятых уменьшилась на 1,1 млн. чел.). Началось
постепенное сокращение общей численности безработных. Она уменьшилась в течение
года до 8,7 млн. чел. Численность официально зарегистрированных безработных
совратилась за этот период на 34,5% и составила к концу года 1,26 млн. (1,7%
экономически активного населения).
Таблица 1.
Уровень
безработицы по экономическим регионам РФ (апрель 2000г.).
|
Северный
|
более 3,5%
|
Восточно-Сибирский
|
от 2,5 до 3,5%
|
Дальневосточный
|
от 2,5 до 3,5%
|
Волго-Вятский
|
от 2 до 2,5%
|
остальные
|
менее 2%
|
Коэффициент напряженности на рынке труда снизился с
начала года с 6,6 до 2,5 чел.
Как и в 1998г., в наиболее кризисной ситуации на
регулируемом рынке труда находилось 15 регионов России, где уровень официальной
безработицы превысил средне российский в 2 и более раза.1
2.3
Основные демографические группы безработных в регионах России
Степень напряженности ситуации на рынке труда можно
охарактеризовать соотношением спроса и предложения рабочих мест со стороны
предприятий. В качестве показателя предложения рабочих мест используется
заявленная
предприятиями потребность в рабочей силе. Показателем
спроса на рабочие места является численность безработных.
Если сгруппировать регионы России по показателю соотношения
числа безработных к числу вакансий, то в конце 1992 г., когда безработица стала
заметным явлением (численность безработных составила около 600 тыс. человек,
ищущих работу – чуть более 920 тыс. человек), картина была следующей.
Первую группу, где число вакансий превышало предложение
рабочей силы, составили Москва, Читинская область и Карачаево-Черкесская
Республика.
Вторую группу (предложение превышало число вакансий до
2 раз) образовали Калужская, Тульская, Тюменская, Рязанская, Липецкая,
Волгоградская, Оренбургская области; Хабаровский край; республики – Саха
(Якутия) и Башкортостан.
Третью группу, где предложение рабочей силы превышало
число вакансий в 2–4 раза, сформировали республики – Коми,
Кабардино-Балкарская, Хакасия, Бурятия, Тыва; области – Московская, Орловская,
Рязанская, Смоленская, Курская, Ульяновская, Волгоградская, Ростовская,
Курганская, Пермская, Кемеровская, Омская, Томская, Иркутская, Амурская, Магаданская;
а также края – Краснодарский, Ставропольский, Красноярский, Приморский.
В четвертую группу, где напряженность на рынке труда
составляла от 4 до 10 раз, вошли Мурманская, Новгородская, Брянская,
Владимирская, Астраханская, Саратовская, Пензенская, Самарская, Свердловская,
Челябинская, Камчатская, Калининградская области; Санкт-Петербург; республики
– Калмыкия, Татарстан, Адыгея, Алтай.
Пятую группу с особо напряженной ситуацией на рынке
труда (предложение рабочей силы в 10-20 раз превышало спрос) составили
Ленинградская, Тамбовская, Архангельская, Ивановская, Ярославская, Сахалинская
области; республики – Карелия, Марий Эл, Мордовия, Дагестан, Северная Осетия –
Ала-ния, Удмуртия; а также – Алтайский край.
По сравнению с концом 1992 г. степень напряженности на
рынке труда на конец 1997 г. возросла. В среднем, по данным Минтруда и
социального развития, она составила 5,5 (в середине 1998 г. этот показатель
достиг 5, затем он стал снижаться и осенью 1999 г. составил 2,9).
Проанализируем безработицу среди основных демографических
групп населения – женщин и молодежи.
На 1 января 1993 г. в стране насчитывалось 417 тыс.
безработных женщин, или 72,3% всех безработных. Из них 5% – женщины в возрасте
до 18 лет, 14% – 18-22 года, 20% – 22-30 лет и около 8% – женщины
предпенсионного возраста. Молодежь в возрасте до 30 лет составила в это время
38,2% всех безработных.
В конце 1997 г.,
по данным Минтруда и социального развития, в нашей стране
насчитывалось 2,37 млн. зарегистрированных безработных, или 2,7% экономически
активного населения (осенью 1999 г. соответственно 1,9 млн. человек, или 2,5%.
Общая безработица, рассчитанная по методологии МОТ, составила 9,1 млн. или 12%
экономически активного населения). Из них молодежи (16-29 лет) было 32,9%.
Безработных лиц предпенсионного возраста было 9,0%, безработных, имеющих
детей, – 48,2%, многодетных (имеющих 3 и более детей) – 4,2%, одиноких
родителей, воспитывающих детей, – 4,1 % от всех безработных.[2]
Женщины составляли 69,0% от всех безработных, в то
время как молодые женщины – 70,6% от всех молодых безработных. Таким образом,
женщины в большей степени были представлены как среди всех безработных, так и
среди молодых безработных. Женщины предпенсионного возраста составляли 40,1 %
от всех безработных этого возраста, имеющие детей – 64,8% от всех безработных с
детьми, многодетные – 74,5% от всех многодетных безработных, одинокие
родители-женщины – 66,5% от всех безработных одиноких родителей. Таким образом,
среди безработных предпенсионного возраста женщин было относительно меньше, –
в большей степени безработные были представлены молодыми женщинами, женщинами
с детьми, многодетными и одинокими родителями.
Графически безработица демографических групп населения
в общей численности безработных в соответствии с типологией регионов России по
степени напряженности на рынке труда в 1992 и 1997 гг. представлена рисунками 2
и 3.
Рисунок 2
Доля
демографических групп безработных (в %) в общей численности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|