Во-первых, эта модель должна быть социально ориентированной смешанной
рыночной экономикой, которая гармонично сочетает антитоталитарный механизм
социального рыночного хозяйства и макроэкономическое регулирование.
Во-вторых, она должна предусматривать, с одной стороны, развитие
частного сектора экономики, а с другой — существование государственного. При
этом преобладание государственного сектора не должно означать каких-либо особых
для него льгот, преимуществ или исключительных прав. Вместе с тем курс на
скорейшее становление частного сектора не должен означать искусственный и
форсированный раздел государственных предприятий, их немедленную передачу в
частные руки. Главными критериями здесь должны быть экономическая и социальная
эффективность.
В-третьих, в ближайшем будущем экономика Республики Беларусь не может
быть ничем иным, кроме как экономикой, управление которой будет представлять
единство государственного регулирования экономических процессов и рыночного
саморегулирования. Причем ослабление и сужение сферы макро регулирования должно
происходить только по мере становления и нарастания рыночного саморегулирования
в его цивилизованных формах.
В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере
экономики должно происходить в сочетании с аналогичным усилением роли
государства в социальной сфере.
После снижения валового внутреннего продукта за период с 1991 по 1995
г. на 35% наблюдается тенденция его роста, который за период с 1996 по 2001 г.
составил 142,3%.[12]
Достигнута положительная динамика производства промышленной продукции и
потребительских товаров, а также денежных доходов населения, что способствовало
расширению потребительского спроса, росту объемов платных услуг и розничного
товарооборота. Наблюдалась тенденция увеличения экспорта, стабилизации
положения на внутреннем рынке, улучшения системы социальной защиты населения
(см. таблицу 3).
Имеются положительные изменения в
денежно-кредитной сфере и на валютном рынке. Проводимая монетарная политика
позволила уменьшить среднемесячный прирост рублевой денежной массы с 7,3% в
2000 до 5,4% в 2001 г. и способствовала почти двукратному снижению темпов роста
инфляции (с 6,3% в среднем за месяц в 2000 до 3,2% в 2001 г.). Индекс
потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) снизился с 207,5% в
2000 до 146,1 % в 2001 году.[13]
Однако анализ социально-экономического развития страны выявил и ряд
отрицательных тенденций, среди которых следует особо выделить преимущественно
экстенсивный путь развития экономики при сохранении структурных диспропорций в
нерыночном секторе экономики и неэффективных предприятий. Это привело к сдерживанию
интенсификации производства, падению его эффективности и ухудшению качественных
характеристик социально-экономического развития страны. В развитии экономики,
начиная с 1991 г., можно выделить четыре этапа: 1991-1994 годы - снижение всех
макроэкономических показателей (достаточно сказать, что индекс потребительских
цен - ИПЦ - только за 1994 г. составил 2321%); 1995-1996 годы - приостановление
обвального спада производства, снижение уровня инфляции и дефицита
государственного бюджета, а к концу периода - проявление положительной динамики
ВВП (в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8%, ИПЦ - 152,7%); 1997-1998 годы -
относительно высокие темпы прироста ВВП (соответственно 11,4 и 8,4%); с 1999 г.
и по настоящее время - замедление темпов социально-экономического развития
страны (прирост ВВП в 1999 г. составил 3,4%, в 2000 - 5,8%, в 2001 г. -4,1%).[14]
Таблица
3. Динамика основных показателей социально-экономического развития РБ в
сопоставимых ценах (в % к 1990 году)[15]
|
Инвестиции в основной капитал,
в том числе по объектам:
производственного назначения
непроизводственного назначения
|
38.5
34.7
47.9
|
36.6
35.4
41.2
|
51.5
45.6
66.2
|
48.4
45.3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|