Составление бизнес-плана
Государственный Комитет
Российской Федерации
по
высшему образованию
Московская
Государственная Текстильная Академия
им.
А.Н. Косыгина
кафедра
экономики
Факультет экономики и
менеджмента
Курсовая
работа
по курсу:
“Экономика отрасли”
на
тему:
Группа
47 / 94
Студент Петухова
И. В.
Руководитель Сафронова
Л. И.
МОСКВА
1997
г.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................................................
1.Типология бизнес-планов...................................................................................................
2. Разделы бизнес-плана...........................................................................................................
2.1. Резюме.........................................................................................................................................
2.2. Анализ дел в отрасли..........................................................................................................
2.3. Виды товаров (услуг)..........................................................................................................
2.4. Анализ рынка сбыта..........................................................................................................
2.5. Конкуренция на рынках сбыта...................................................................................
2.6. План маркетинга.................................................................................................................
2.7. Производственный план.................................................................................................
2.8. Организационный план..................................................................................................
2.9. Правовое обеспечение деятельности фирмы.....................................................
2.10. Оценка риска и страхование.....................................................................................
2.11. Финансовый план............................................................................................................
2.12. Предложения, выдвигаемые фирмой....................................................................
Заключение....................................................................................................................................
Литература.......................................................................................................................................
"
...Люди всегда хотят начать самостоятельное дело. Даже если им никогда не
удастся заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год, все же есть
что-то привлекательное в возможности строить собственные планы и выполнять
разнообразные задачи, к каждодневному решению которых мелкий предприниматель
имеет склонность"[1], -
писал знаменитый американский экономист Пол Самуэльсон.
Но,
к сожалению, одного желания мало. Каждый предприниматель, начиная свою
деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в
материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их
возможного получения, а также уметь четко определить эффективность
использования ресурсов в процессе работы фирмы. Все эти задачи помогает решить
бизнес-план, который является основой предпринимательской деятельности и
представляет собой всестороннее исследование различных сторон работы любой
фирмы.
В
рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, который
используется во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс
функционирования фирмы (под фирмой в дальнейшем будет подразумеваться и любая
организация, и любое предприятие), каким образом ее руководители собираются
решить следующие задачи: повышение прибыльности работы; определение конкретных
направлений и области деятельности фирмы, целевых рынков и место фирмы на этих
рынках; выбор состава и определение качественных показателей товаров и услуг,
которые будут предлагаться потребителям; оценка производственных и торговых
издержек по созданию и реализации товаров; оценка соответствия кадров фирмы и
условий мотивации их труда требованиям по достижению намеченных целей;
определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка,
ценообразованию, стимулированию продаж, рекламе и каналам сбыта; оценка
финансового и материального положения фирмы и соответствия материальных и
финансовых ресурсов достижению намеченных целей.
В
нашей стране, на мой взгляд, бизнес-план пережил своеобразную эволюцию. Вначале
90-х годов он рассматривался лишь как инструмент, который позволяет привлечь
иностранные инвестиции. Так, в консалтинговой фирме «Диалог: Америка-Россия «
(ДАР) говорят, что обычно клиенты приходили к ним со словами:» Нам нужны
деньги, а не бизнес-план» [16, с. 16]. И это - горькая правда об
отношении отечественного предпринимателя к бизнес-плану Отношении, взращенном
на почве, с одной стороны, задорного отрицания старого, директивного планирования,
а с другой - прочной убежденности в том, что кто-то должен дать деньги:
не государство, так иностранный инвестор. Понятно, что инвестор думает совсем
наоборот: во-первых, он никому ничего не должен, а во-вторых, он отчетливо
понимает, что если предприниматель не может сделать нормальный бизнес план, то
решить поставленные в бизнес-плане задачи он тем более он не сможет.
Сейчас
же все чаще и чаще, а так и должно быть, бизнес-план считается продуктом
внутренней управленческой деятельности, который необходим для решения многих
вопросов функционирования фирмы, не связанных с привлечением внешних
инвестиций. Это вопросы открытия нового дела и определение профиля фирмы и
основных направлений ее коммерческой деятельности; перепрофилирования существующей
фирмы, а также выбора новых видов и способов осуществления коммерческих
операций.
Даже,
когда бизнес несложный и все, кажется, заранее известно и посчитано, вполне
может быть, что на фирму сваливается какая-нибудь неприятность, надо принять
решение, а на основании чего его принимать? Именно бизнес-план позволяет без
проведения конкретных реальных шагов просчитать все возможные варианты
конечного результата и выбрать оптимальный. Таким образом, бизнес-план не
командует, а на базе его анализа принимаются решения, в то время как обычна
текучка, работа без плана на самом деле такого выбора лишает.
К
тому же, достаточно отгораживаться от международных стандартов ведения бизнеса,
т.к. нельзя рассчитывать на сколько-нибудь долгое существование некоей особой
российской системы менеджмента, т.к. фирмам приходится иметь дело с
иностранными инвесторами, которые имеют совершенно другую методологию
организации учета, планирования и т.д. Для успешного развития дальнейших
отношений необходимо иметь «общий язык», который должен основываться на
международных стандартах.[11, с. 60]
О
разделах бизнес-плана, принятых в мировой практике, об особенностях его
составления в российских условиях и пойдет речь в работе.
Как
уже отмечалось во введении, существует несколько целей составления
бизнес-плана. В соответствии с этими целями принято выделять следующие типы
бизнес-планов:
1.
Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - изложение
для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового
исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых
результатов.
2.
Концепт бизнес-плана коммерческой идеи или инвестиционного проекта - основа для
переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его
заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.
3.
Бизнес-план компании (группы) - изложение перспектив развития компании на
предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с
указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для
обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.
4.
Бизнес-план структурного подразделения - изложение перед высшим руководством
корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения
для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых
ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения
прибыли.
5.
Бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных
средств от организации-кредитора.
6.
Бизнес-план (заявка на грант) для получения средств из государственного бюджета
или благотворительных фондов для решения острых социально-политических проблем
с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от
выделения средств или ресурсов под данный проект.
6.
Бизнес-план развития региона - обоснование перспектив социально-экономического
развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов
с бюджетными полномочиями.
Понятно,
что при составлении бизнес-планов каждого вида должно быть больше уделено
внимания определенным вопросам, связанным с целью его составления. Бизнес-план
должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные
инвесторы и кредиторы смогли получить полное представление о предлагаемом
проекте и его целях. Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от
размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится. Например, одно дело
- открыть мастерскую по ремонту швейных машин, а совсем другое - организовать
производство ткацких станков. В первом случае бизнес-план не требует большой
объемной проработки, и поэтому часть его разделов может отсутствовать. Во
втором случае бизнес-план необходимо разработать в более полном объеме, для
чего следует провести достаточно трудоемкие и сложные маркетинговые
исследования.
Здесь
уже идет речь о структуре бизнес-плана. Специалисты при этом обращают внимание
на два предубеждения. Первое - это то, что существует якобы одна «правильная»
структура. Это утверждение верно только в том смысле, что когда речь идет о
привлечении внешних инвестиций, то приходится подстраиваться под требования
инвестора. Второе - это то, что структура бизнес-плана и последовательность его
разработки - одно и тоже. Иными словами, предполагается, что существует некая
линейная схема, а в ней - позиция номер один, с которой всегда надо начинать.
Кстати, это заблуждение подтверждается существованием программных продуктов,
которые своей жестко1структурой задают единственную последовательность работы.
Здравый смысл подсказывает, что это не так. Поэтому не важно, с чего начать,
все равно придется пройти все разделы, и сделать это не один раз.
Теперь
конкретно о самих разделах бизнес-плана, об особенностях их составления
Многие
кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес-плана, объем
которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные
особенности и преимущества данного проекта перед другими. По содержанию резюме
инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять свое время и читать
бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить
основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли
получить ответы на вопросы: "Что они получат в случае успешной реализации
этого бизнес-плана?" и "Каков риск потери ими денег?" Т.е. схема
того, что должно показать резюме бизнес-плана, выглядит следующим образом [11, с. 58]:
Идея
предпри- Деньги
нимателя предпринимателя
Продукт Рынок
Деньги Деньги
инвестора инвестора
Для
ответа на эти вопросы в этом разделе бизнес-плана определяются все направления
и сферы деятельности фирмы. Границами сфер деятельности могут служить
производимые товары, существующие сегменты рынка и технологические возможности
самой фирмы. После определения сфер и направлений деятельности по каждому их
них фирма устанавливает цели, к которым стремиться фирма. Этими целями могут
быть увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины или
повышение общего объема продаж в несколько раз, увеличение роста чистого
дохода, увеличение доли сервисных услуг или повышение качества продукции, а
также снижение срока освоения новых видов продукции, проникновения на рынки и
вытеснение старых товаров. [2, с. 8]
Каждая
цель должна иметь стратегию своего достижения, а на основе стратегии
разрабатывается перечень определенных мероприятий с их сроком выполнения и
конкретными исполнителями, ответственными за проведение этих мероприятий.
Часто
в резюме включают основные данные о фирме: дата создания и регистрации, форма
собственности, контактные телефоны руководства фирмы, краткое описание сферы, в
которой уже действует фирма, или в которую она собирается войти.
Последняя
страница резюме должна быть посвящена финансовым результатам, которые ожидаются
от проекта в будущем. Надо отметить, что резюме составляется после составления
бизнес-плана.
В
этом разделе описываются основные направления и цели деятельности будущего
проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося
на определенный момент состояния дел в отрасли. Необходимо продемонстрировать
глубокое понимание соответствия состояний предприятия или фирмы и той отрасли,
в которой оно предположительно будет функционировать.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|