Современная экономика США и ее проблемы
Современная экономика США и ее проблемы
Уже в начале 20 века США выделились как самая
мощная в политическом и экономическом плане страна. После второй мировой войны
к этому добавилось и военное доминирование. С распадом СССР, США остались
единственной сверхдержавой. И, несмотря на то что экономическая составляющая их
лидерства уже не столь внушительна как прежде, на пороге нового тысячелетия
американская экономика является главной стабилизатором и локомотивом мировой
экономики.
Общая характеристика экономики США
На всем протяжении американской истории
социально-экономическому развитию страны способствовали благоприятный
географические и природные факторы, такие как
- обширная территория, допускающая постоянную
экспансию населения и экономики
- преобладание умеренных зон, благоприятных
для сельского хозяйства, богатство ресурсов, полезных ископаемых
- наименьшее среди великих держав, зависимость
от импорта сырья, особенно нефти
- свободный доступ к двум незамерзающим
океанам
- отсутствие соседей, способных серьезно
угрожать безопасности интересам США
Положительное влияние имело также большее,
чем у других развитых стран социально-политическая стабильность США. Почти
полтора века в этой стране не было революций, переворотов, неконституционной
смены власти, массовых волнений, сопровождавшихся насилием.
В настоящее время США является ведущей
страной в мировом хозяйстве, одним из крупнейших по территории, населению
государством мира. Они занимают территорию площадью около 9.3 млн. кв. км. на
которой проживает более 265 млн. человек или 1.7% населения мира.
По масштабам хозяйства США значительно
опережают любую другую промышленно развитую с рану. Один лишь федеральный
бюджет страны превосходит размеры ВВП всех государств мира, кроме Японии и
германии.
Огромен, ас следовательно, и чрезвычайно
привлекателен для производителей и инвесторов американский внутренний рынок. Он
поглощает примерно 90% всего объема внутреннего производства и, кроме того,
значительную часть продукции, которая создается в других странах, в том числе и
развивающихся.
По масштабам хозяйства США значительно
опережают любую другую промывшленно развитую страну. Один лишь федеральный
бюджет страны превосходит размеры ВВП всех государств мира, кроме Японии и
Германии.
Огромен, а следовательно и чрезвычайно
привлекателен для производителей и инвесторов американский внутренний рынок. Он
поглощает примерно 90% всего объема внутреннего производства и ,кроме того,
значительную часть продукции, которая создается в других странах, в том числк и
развивающихся. Только промышленность США потребляет около 1/3 сырья,
добываемого в мире, а также имеет самый емкий рынок машин и оборудования, на
долю которого приходится свыше 40 % реализуемой в развитых странах продукции
машиностроения.
США располагают одним из самых
высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является
ориентация на НТП и передовую технику. Она лидирует в области внедрения
результатов НТП в производство, в экспорте лицензий на свои открытия,
изобретения и новей2шие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости
других стран от США в области науки и техники.
Страна расходует огромные средства на НИОКР
(до 40% мировых затрат, 162 млрд. Долл. В 1992 г.). Ежегодные ассигнования на
эти цели превышают подобные расходы Британии, Германии, Франции и Японии вместе
взятых. Велика также доля СШа в общем объеме экспорта наукоемкой продукции в
современном мире, которая составляет не менее 20%.
Прочные позиции на мировых рынках занимают
американские ТНК, заграничные предприятия которых обеспечивают производство
товаров и услуг в объеме примерно 3 трлн. долл. В год (почти 40% ВНП США). Они
оказывают огромное влияние на экономику стран, где эти предприятия работают.
Некоторые исследователи даже считают, что сегодня существуют 2 американские
экономики: одна- на территории США, другая- в иных странах.
Объем производства ВНП США достигает более 7
трлн. Долл. В год. Ход экономических процессов здесь является одним из главных
генераторов развития всей мировой экономики. Деловая активность в США служит
своего рода барометром для мировой экономики, реально влияет на движении цикла
и ход экономического развития в других странах, на структуру мировой торговли.
Хотя США уступают некоторым
странам(Швейцарии, Японии, Швеции) по показателю ВВП на душу населения, в целом
по уровню жизни они превосходят большинство развитых стран. На это к примеру указываете
тот факт, что на единицу стандартной продовольственной корзины в 1993, житель
большого города США должен был работать в среднем 2,4 часа (против 4.6 для
жителя Токио, 5.2 – Парижа, 3.5 – Лондона, 4.4- Рима).
Душевое потребление говядины и мяса птицы в США
больше чем во всех других развитых странах. Несколько выше показатели
обеспеченности жильем, владение автомобилями и некоторыми хозяйственными
приборами (хотя эти различия не слишком велики). Достаточно высоки также
показатели образованности американского населения. Так доля мужчин старше 215
лет, имеющих высшее образование (4-х летний колледж и более высокое
образование), возросла с 10% в 1960 году до 26% в 1995 году, женщин – с 6% до
20%.
Значительные успехи достигнуты в сфере охраны
окружающей среды. Под влиянием жесткого законодательства и при многообразном
участии государства расходы на эти цели в реальном исчислении возросли с 1972
по 1997 г. более чем на 10% и достигли 2% ВВП, что равно половине военных
расходов.
Несмотря на все вышеупомянутое для США
характерен ряд серьезных, прежде всего социально-политических проблем.
Во- первых, при исчезновении главного
стратегического противника и отступление угрозы глобальной войны, сохраняется
\опасность локальных войн и терроризма.
Во-вторых, несмотря на известные достижения, смягчение
расовой проблемы, ее осторота велика, особенно потому, что расовые различия, в
большой мере совпадают с различиями в экономическом и социальном статусе.
В-третьих, преступность и число заключенных в
США (по отношению к общей численности населения) на порядок выше, чем в других
развитых государствах, таких как например, Япония или Скандинавские страны.
Серьезную нагрузку на бюджет оказывают также наркотики и СПИД, которые представляют
для США более серьезную проблему чем для других развитых странах.
В-четвертых, сохраняется опасность глубокого
экономического кризиса (хотя еще одна Великая депрессия вряд ли возможна),
поскольку устойчивости финансовой сферы, существенно больше связанной с мировым
рынком, чем в 30-е годы, не гарантированы.
В-пятых, США имеет тенденцию жить не
посредства, что проявляется в низкий норме личных сбережений при высокой
кредитной задолженности населения, дефицитности (до самого недавнего времени)
государственного бюджета, в пассивном сальдо торгового и текущего платежного
баланса.
Наконец, в –шестых, разрастание социальных
программ постепенно приводит к образованию устойчивого общественного строя,
живущего за счет государственных пособий разного рода, что повышает социальное
напряжения в обществе, ибо главном плательщиком налогов по-прежнему является
средний класс.
Экономика США 1970-1980 гг. и экономическая программа
Р. Рейгана
В послевоенный
период можно выделить следующие периоды развития, отличающиеся характером
применяемых технологий, целями государственного регулирования экономики и
положением США в мировом хозяйстве.
Первый период –
время после второй мировой войны до конца 50-х годов. Основное его содержание –
переориентация экономики США на гражданские нужды, восстановление и расширение
потребительского спроса, развертывание программ антикризисного государственного
регулирования. На международной арене США обладали абсолютными экономическим
превосходством и всемирно содействовали восстановлению стран Западной Европы в
рамках плана Маршалла, активно наращивая вывоз ссудного и предпринимательского
капитала в эти страны.
Второй период
начался с кризиса 1957-1958 гг. и завершился кризисом 1973-1975 гг. Для него
характерны расширение поточного производства, ориентированного на выпуск
стандартной продукции для массового потребителя, а также бурное развитие НТП в
этом направлении. В государственном регулировании экономики господствовали представители
кейнсианства. Произошли крупные перемены в позиции США в мировом хозяйстве
страны Западной Европы и Японии становиться активным конкурентами для США не
только на мировых рынках, но и на собственном, внутреннем США. Кроме того,
наряду с долларом статус международных расчетных и резервных валют
приобретают(хотя и в скромной мере) немецкая марка, японская иена и ряд других
валют.
На протяжении
70-80-х годов динамика многих важных показателей, характеризующих международные
экономические позиции США, была отрицательной. Доля США в совокупном ВВП стран-
членов ОЭСР упала с 42.3% в 1961 до 38.7% в1984: доля в промышленном
производстве развитых стран понизилась с 39.5% в 1960г. до 36.7% в 1983г.; в
мировом экспорте _ сократилась с 18.2% в 1960г. до 12.4% в 1980г.
В 1985 г. из
крупнейшего кредитора США превратились в “страну-должника”, когда дефицит
платежного баланса за 1984г. почти вчетверо превысил уровень чистых активов.
Замедление темпов экономического роста в стране привело к тому, что в 1980 г. уровень
ВНП на душу населения здесь был ниже, чем в ФРГ, Англии и Франции, и лишь на
15% превышал японский.
Относительное
ослабление экономических позиций США в тот период обусловлено действием ряда
факторов. Первый фактор – низкий уровень номы накопления капитала внутри страны
по сравнению с ее конкурентами, что обусловило медленное обновление основного
капитала и снижение темпов роста производительности труда.
Другой важный
фактор – сокращение “технологического разрыва” между США и конкурентами,
наблюдавшееся в 60-70-е годы, а в некоторых областях продолжавшееся и в 80-х
годах.
Хотя США по
абсолютным размерам затрат в середине 80-х годов все еще направляли на НИОКР
больше, чем Англия, Франция, ФРГ и Япония вместе взятые, однако их доля в ощей
сумме расходов крупнейших стран – членов ОЭСР продолжала сокращаться (с 70% в
1969г. до менее 50% в 80-х годах). На сокращение “технологического разрыва”
указывало и сближение США с другими развитыми странами по числу научных
работников, а также по изменениям в сфере патентования новой техники и
технологии.
Наконец, фактором ухудшения
экономических позиций США послужило их длительное отставание от других развитых
стран по темпам роста производительности труда. В 1960-1982 гг. ее
среднегодовые темпы в обрабатывающей промышленности были в 3.5 раза ниже, чем в
Японии, и вдвое ниже чем в ФРГ, во Франции, в Италии и Голландии.
Третий период
начался с конца 70-х годов. Рост мировых цен на сырье подоткнул экономику
страны к переходу на новые технологии, в результате чего ее экономическое
развитие стало в большой мере ориентироваться на мировую экономическую систему.
Существенно возросла роль денежной политики в регулировании экономики. В 80-е
годы основной стратегической целью стало восстановление экономической и
стратегической мощи США.
Именно в такой
обстановке на рубеже 80-х годов сформировался новый подход в государственной
политике, который получил название “рейганомики” (по имени тогдашнего
президента США Р. Рейгана). Он затронул микро - и макроуровень экономики страны,
также характер их сочетания друг с другом.
Следует отметить,
что “рейганомика” явилась лишь одним из вариантов неконсервативной политики, которая
на протяжении 80-90-х годов, применялась во всех развитых странах и получила
название “консервативной волны”. Неоконсерватизм, возникший как реакция на
ухудшение условий капиталистического воспроизводства, выдвинул на первый план
задачи рационализации производства, его структурной и технологической
перестройки, усиления интернационализации капитала.
В конце 70-х годов
действовавшая до этого в США система регулирования привела к замедлению экономического
роста, нарастанию бремени госаппарата, увеличению налогообложения, торможению
роста конкурентоспособности американских товаров. Это привело к тому, что
кейнсианство уступило место “новой” либеральной концепции монетаризма, которая
выдвигала требования ослабления прямого вмешательства государства в экономику и
переходу к широкой государственной поддержке частного предпринимательства и
рынка.
Монетаристская
теория американского экономиста М.Фридмена стала основой экономической
программы президента Р.Рейгана. Она носила название» Новое начало для Америки.
Программа экономического возражения ” и включила следующие основные пункты:
налоговую реформу, реформу амортизации, антиинфляционную кредитно-денежную политику,
реформу дерегулирования экономики США.
Сущность данной
экономической программы сводилась к следующим положениям:
1.Существеному
ограничению роста расходов федерального правительства (прежде всего гражданских,
т.е направляемых на социальные программы);
2.Значительному
снижению ставок подоходного налога и предоставлению корпорациям крупных
налоговых льгот, направленных на стимулирование производственных
капиталовложений и соответственно экономического роста;
3.Ослаблению
государственной регламентации предпринимательской деятельности (сокращение
числа правил, форм отчетности, требований к производственной и рыночной
деятельности, обязательности к выполнению, по охране окружающей среды и.т.д.);
4.Проведению
Федеральной резервной системой (ФРС) ограничительной кредитно-денежной
политики, направленной на ослабление инфляций.
В результате
проведения курса Р.Рейгана были достигнуты стабильный экономический рост
реального ВНП (на 3-4,% а год до 1988г.) и снижение уровней инфляции и
безработицы (с 9,4 и 7,6% в 1981г. до 3,7 и 5,5% в 1988г. соответственно).
Хозяйственный подъем проходил в условиях глубокой структурной перестройки
экономики, связанной с новым этапом НТР. Реальные инвестиции в технику обработки
информации (ЭВМ, оборудование связи, контрольно-измерительные и научные
приборы) возрастали ежегодно в среднем на 13%. Объем личного потребления на
1\3превысили уровень 1979г. что было связанно с увеличением численности занятых
более чем на 17 млн. человек.
Однако за эти
успехи пришлось заплатить огромным бюджетным дефицитом, который побил все
рекорды послевоенной истории как в абсолютном, так и в относительном
(применительно к ВВП) измерении, а также серьезным ухудшением
внешнеэкономических позиций США. Первый в отдельные годы превышал 200 млрд.
долл., второе проявилось в отрицательном сальдо платежного баланса по текущим
операциям, которое выросло с 5 млрд. долл. В 1981 г. до 127.1 в 1988 г. Еще
более снизился показатель ВНП на душу населения. Уже 10 стран опережали США по
этому показателю. Упала средняя заработная плата: в 1990 г. часовая оплата
равнялась 14.8 долл. Против 17.9 долл. В Дании, 21.5 – в ФРГ, и 21.9 – в
Швеции.
Экономический курс правительства Б. Клинтона
(1992-1996 гг.)
В конце 89-х годов, после шестилетнего
подъема, наступил период резкого замедления темпов роста экономики, который
составил около 1% в год против 3.8 в среднем за 1982-1988 гг. Кроме того,
американская экономика стала испытывать определенные перегрузки в связи с обслуживанием
огромной задолженности, накопленной за годы последенего подъема. В 1992 г.
совокупная нефинансовая задолженность населения, государства и корпораций
составляла около двух объемов ВНП.
Острейшими экономическими проблемами начала
90-х стали дефицит государственного бюджета (почти 290 млрд. долл.) и растущий
государственный долг (около 4 трлн. Долл.). Это привело к сокращению
инвестиционной активности в стране, вытеснению части заемщиков с рынка ссудных
капталов и к другим негативным последствиям.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|