рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Современная экономика США и ее проблемы

 Все финансовые учреждения являются частными – либо акционерными, либо кооперативными. Государству принадлежит лишь небольшое число специализированных кредитных учреждений, которые не конкурируют с частными, а выполняют особые функции в интересах общества. Их главная задача – поддерживать стабильность главных звеньев кредитной системы и дополнять частный бизнес в таких областях, как кредитование сельского хозяйства и жилищного строительства.

 Технически американская кредитная система быстро совершенствуется. В ее институт постоянно происходит смена оборудования с целью повышения производительности. Важным направлением развития системы является вытеснение наличных денег (банкнот), а в последнее время – и чеков. По данным на 1994 г., число держателей кредитных карточек всех видов составляло 124 млн. или не менее 75% всего взрослого населения. Число действующих карточек превышало 1.1 млрд. Средний американец имеет обычно несколько карточек для разных целей и форм оплаты.

 Растет роль небанковских кредитных институтов (судно - сберегательных ассоциаций, кредитных союзов, пенсионных и взаимных фондов, страховых компаний и проч.), который составляют конкуренцию коммерческим банкам и заметно теснят их, особенно в сфере долгосрочного кредита. Эти особенности являются следствие законодательного регулирования банковской деятельности США.

 Изменение юридических основ функционирования кредитной системы и проведения денежной политики – важная составная часть макроэкономической стратегии американского правительства последних десятилетий. Изменения финансового законодательства США в этот период теоритечески опирались на смену идеи регулирования и дерегулирования, взаимно дополняющих друг друга.

 На рубеже 70-80-х годов были постепенно устранены многие законодательные различия между типами кредитно – финансовых институтов. Последние получили возможность заниматься операциями, которые ранее считались прерогативой только коммерческих банков. В то же время за счет включения этих институтов в сферу регулирования ФРС значительно расширила границы своей компетенции. Все эти меры усилили конкуренцию на кредитном рынке, особенно потребительском, а также стимулировали создание новых финансовых инструментов. В последние десятилетия США стали центром финансовых инноваций. Например, общий объем кредитных лимитов под залог жилья лишь за десять лет (1980 – 1990 гг.) вырос с нуля до 80 млрд. долл.

 Однако не все инновации имели положительный эффект. Зачастую они приводили к появлению банков с большим количеством займов сомнительного качества, росту числа банков, “испытывающих серьезные трудности” и даже к банкротству ряда банков. В последние годы в стране отмечается самый высокий в мире показатель отношений потребительской задолженности к величине доходов.

  Все эти процессы потребовали усиления регулирующих функций ФРС, проведения ею более активной денежной политики. Основными параметрами, на который было направлено внимание ФРС, стали динамика агрегатов денежной масса и уровень процентных ставок на кредитном рынке. Последний был главным показателем до середины 70-х годов. С 1975 г. по требованию конгресса ФРС начала устанавливать ежегодные ориентиры роста денежной массы. Причем до 1985 г. в основном использовалась динамика денежного агрегата М1, который позже сменили агрегаты М2 и М3.

 В 1982 – 1985 гг., стремясь способствовать оживлению экономики, ФРС ослабила ограничения на рост денежной массы. Однако такие меры не дали желаемого результата (из стимулирующий эффект был нейтрализован уменьшением скорости кругооборота денежных средств в тот период), а лишь вызвали всплеск инфляции. Последовавший далее поворот в сторону жесткого контроля за объемом денежной масс в обращение привел к росту процентных ставок, снижению объемов национального производства и сокращению занятости.

 Одновременно повышение ссудного процента стимулировало поток в США иностранных прямых и портфельных инвестиций, так как без них нельзя было удовлетворить потребность экономики в кредитных ресурсах. Причем основная масса поступавшего иностранного каптала вкладывалось в ценные бумаги, прежде всего в государственные. Задача привлечения иностранного капитала в американскую экономику облегчается в силу того, что сами торговые партнеры США заинтересованы в инвестировании долларов, полученных в уплату за экспортируемых туда товары. В противном случае им пришлось бы столкнуться с опасностью импортируемой инфляции.

 Благодаря роли доллара в международных расчетах у США, несмотря на высокий уровень внешней задолженности, и дефицита торгового баланса, гораздо меньше хлопот с регулированием курса своей валюты, чем у других стран. Традиционно заботы о поддержании доллара во многом перекладывается на основных торговых партнеров (в частности, на Японию).

 Наиболее важным достижением такой политики ФРС стали невысокие среднегодовые темпы роста потребительских цен. После спада 1990 – 1992 гг. они стабилизировались на уровне 2.3 – 2.7%. Сохранению умеренной инфляции кроме эффективной денежной политики способствовали: стабилизация на низком уровне цен на нефть и на другие сырьевые товары: изменения в политике регулирования заработной платы (как результат высокого уровня безработицы, открытости рынка труда, расширения возможностей переноса производств в страны, где затраты на рабочую силу ниже).

 В настоящее время кредитно – денежная политика ФРС близка к нейтральной, т.е. не стимулирует и не ограничивает развитие американской экономики. Основным инструментом регулирования в последние годы являются процентные ставки. Их значения, как для первоочередных заемщиков, так и по долгосрочным обязательствам колеблется в пределах 5-6.5%. Неизбежное ужесточение фискальной политики как основного инструмента снижения бюджетного дефицита грозит вызвать замедление экономического роста. Учитывая это, ФРС приходится время от времени понижать процентные ставки для первоочередных заемщиков с целью стабилизации производства. В целом снижение процента помогает росту инвестиций и производства.

 

Социальная политика и система социального обеспечения


   Как отмечалось выше, в 70-х годах проявился, в 80-х интенсивно продолжался перевод американской государственной политики на рельсы консервативного направления. При этом резко сократились темпы роста социальных расходов государства, их доля в ВНП сначала стабилизировалась, а затем и несколько понизилась. Ряд программ был ликвидирован или серьезно урезан. Изменился сам подход и правящих кругов, и достаточно широких общественных слоев к таким ключевым проблемам, как цели и задачи социальной политики, возможности и пределы государственного вмешательства в эту сферу, выбор между социальной справедливость. И экономической эффективностью.

 Администрация Рейгана в принципе отвергала идею, что государственная политика призвана обеспечивать больше равенства и социальной справедливости.  Консерваторы настаивали на формуле: “Либо равномерное распределение бедности, либо неравномерное распределение богатства”. И тем не менее перемены оказались менее радикальными, чем ожидалось: не произошло тотального демонтажа социальных программ; расходы на социальные нужды в конце 80-х составляли половину федерального бюджета и 60% - бюджетов штатов и местных органов управления.

 Социальное обеспечение в США представляет собой сложную систему различных выплат, пособий, дотаций. Система социальных расходов образует прочную “страховочную сеть”, защищающую интересы населения в случае потери работы, трудоспособности, кормильца. Свыше 80 млн. американских граждан регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования, объем которых в 1997 г. впервые превысил рубеж в 1 трлн. долл. Во второй половине 90-х годов уровень бедности в США достиг самой низкой отметки за всю историю.

 Согласно оценкам, на “человеческий каптал” приходится примерно 3/4 национального богатства США. Капиталовложения в человеческий фактор стали главной причиной уверенного экономического развития страны в конце 20 в. Экономическое содержание так называемого социального контракта – стимулирование роста национального богатства страны.

 На здравоохранение американцы тратят 14, на образование – 7.6, на науку – 2.6% ВВП(для сравнение Россия – только 3%, 4.5% и 0.5% соответственно).

 При Клинтоне осуществлена реформа расходов на социальное обеспечение, которая положила предел их росту. Главный упор реформы был сделан на переориентацию с программ помощи на повышение конкурентоспособности ее получателей на рынке труда. В 1997 г. вступил в силу закон, предусматривающий обязательное участие реципиентов в трудовой деятельности (не менее 20 часов в неделю). Обсуждаются возможности повышения пенсионного возраста, увеличения взносов на пенсионное страхование, увеличение трудового стажа, необходимого для получения пенсии.

 В стране исторически сложились 2 независимые ветви соцобеспечения – государственная и частная. Причем между бизнесом и государством установилось своеобразное распределение функций. Государство в большей степени отвечает за поддержание минимального уровня помощи и ее широкую доступность. Бизнес во многих случаях предоставляет социальные услуги (пенсии, пособия и т.д.) в более высоком объеме и лучшего качества: они, как правило, увязаны с программами социально развития, которые имеют почти все компании.

 Особняком стоит программа страхования по безработице, финансирование и управление который осуществляется совместно правительство и правительствами штатов.  Функциональные обязанности двух уровней власти распределены следующим образом: выделение финансовых средств в основном контролируется федеральным правительством, а управление программами и механизм ее реализации находится в ведение штатов.

 В целом социальная помощь осуществляется по трем основным каналам

- государственному социальному страхованию (выплаты по линии общей федеральной программы, пенсий по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца, медицинской помощи престарелым и инвалидам)

- государственному вспомоществованию(почти 180 программ, которые можно условно разделить на 2 группы: федерально-штатные специализированной помощи в денежной форме: пособия в натуральной форме, включая предоставления бесплатно продуктов питания, а также оплата государством полностью или частично медобслуживания, образования, проф.подготовки, жилья и коммунальных услуг);

-частной системе социального (производственного) страхования и вспомоществования(опаливаемые отпуска по болезни, страхование от несчастных случаев и проф. Заболеваний, оплата медицинской страховки, дополнительное пенсионное обеспечение  и т.п.).

 Активная социальная политика американского государства стала одним из факторов, обеспечивающих чрезвычайно высокий квалификационный уровень рабочей силы в США. Администрация Клинтона провозгласила повышение уровня образования постоянной функции на протяжении жизни человека в условиях экономики, переживающей непрерывную технологическую революцию. Из го. Источников финансируется примерно 80% учебных заведений. Расходы на образование достигли почти 7% ВВП. Законченное средне образование имеют 90% занятых в экономике, а высшее образование, включая незаконченное 56%. Ныне 81% соответствующей возрастной группы учится в ВУЗах. Это в 2-3 раза выше чем в других развитых странах.


Государственная научно-техническая и промышленная политика

Среди приоритетов администрации Б. Клинтона (впрочем как и всех его предшественников, начиная с 1945 г.) наряду с социальной политикой не менее важное место занимает государственная научно-техническая политика. При этом подчеркивается, что только американская наука и техника, опирающиеся на поддержку государства, смогут обеспечить США сейчас и в перспективе технологическое и экономическое лидерство в мире, а также конкурентоспособность американских товаров.

 Администрация Клинтона сформировала в обществе позитивное отношение к федеральной политике в сфере науки и технологий, значительно укрепила общественную убежденность в необходимости расширения инвестиций в эту сферу. Капиталовложения в НТП в официальных документах называют не иначе, как “инвестиции в будущее”.

 Известно, что в настоящее время все развитые индустриальные страны отвечают за тен или иные отрасли науки и промышленности в глобальном экономическом комплексе. При этом главным критерием ответственности является несомненный приоритет данной страны среди других государств в конкретной сфере деятельности, подразумевающий научно – техническую новизну и качество поставляемого на мировой рынок товара. Необходимо подчеркнуть что предлагая на мировой рынок продукт высокого качества, не имеющий аналогов, страна лидер получает права монополиста и может диктовать цены, на которые вынуждены соглашаться другие участники международного разделения труда.

 За последние 20-25 лет США под влиянием стабильно возрастающей конкуренции со стороны других индустриально развитых стран, значительно изменили “зону своей ответственности”.

 В рамках разделения труда по критерию вовлеченности стран в различные стадии научно технического цикла, США занимают наиболее выгодные позиции. Они в большей степени чем остальные развитые страны вовлечены в начальные, бурно растущие и наиболее защищенные от конкуренции стадии вышеназванного цикла. Поскольку производимые в США высокотехнологическая продукция, носит зачастую системообразующий и уникальный характер, американские фирмы получают эксклюзивную прибыль с каждой ступени расширения спроса входящей в продуктовый цикл.

 США давно уже не являются мировой “кузницей”, лидирующей в мировом производстве товаров. Однако им удалось выстроить такой механизм взаимодействия государства и бизнеса в сфере науки и техники, который позволяет им сохранять лидирующие позиции в мировом экономическом развитии.

 Основа промышленной политики США заключается прежде всего в обоснованном выборе приоритетом государственной поддержки, а также адекватных форм финансового стимулирования конкретных отраслей и производств. Государство постоянно отслеживает ситуацию в определяющих секторах и отраслях индустрии, имеющих общенациональное значение. Какие отрасли промышленности являются в тот или иной период ключевыми с точки зрения общенациональных интересов в конкретных сферах мирового производства – определяется тем, где у страны могут быть значительный преимущества по сравнению с другими участниками глобального разделения труда и где можно извлечь максимальную прибыль.

 Если еще 20 лет назад приоритетными отраслями промышленности считались автомобили – и судостроение, качественная черная и цветная металлургия, производство персональных компьютеров, то сейчас указанные сферы больше не рассматриваются как основополагающие в шкале национальных интересов. Появились новые критические секторы и направления бизнеса в промышленности. Именно в отношении них выстраивается государственная научно –промышленная стратегия. Это особенно отчетливо просматривается в динамике расходов на эти цели в гос. бюджете.

 Каждое десятилетие расходы на НИОКР в США удваивается. В 1996 г. Они составили около 185 млрд. Долл. На долю федерального правительства приходится более 1/3 вех расходов на НИОКР, в том числе свыше половины – на фундаментальные исследования. Фундаментальные достижение в области знаний официально признаны в качестве основы экономического роста. Согласно имеющимся оценкам, на один доллар вложенный в НИОКР, приходится 9$ роста ВВП.

 Среди гражданских НИОКР лидирует здравоохранение, невоенные космические программы, энергетика, окружающая среда, транспорт и сельское хозяйство. На долю США приходится около половины расходов на НИОКР стран ОЭСР и не менее трети общемировых затрат.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.