Все финансовые учреждения являются частными –
либо акционерными, либо кооперативными. Государству принадлежит лишь небольшое
число специализированных кредитных учреждений, которые не конкурируют с
частными, а выполняют особые функции в интересах общества. Их главная задача –
поддерживать стабильность главных звеньев кредитной системы и дополнять частный
бизнес в таких областях, как кредитование сельского хозяйства и жилищного
строительства.
Технически американская кредитная система
быстро совершенствуется. В ее институт постоянно происходит смена оборудования
с целью повышения производительности. Важным направлением развития системы
является вытеснение наличных денег (банкнот), а в последнее время – и чеков. По
данным на 1994 г., число держателей кредитных карточек всех видов составляло
124 млн. или не менее 75% всего взрослого населения. Число действующих карточек
превышало 1.1 млрд. Средний американец имеет обычно несколько карточек для
разных целей и форм оплаты.
Растет роль небанковских кредитных институтов
(судно - сберегательных ассоциаций, кредитных союзов, пенсионных и взаимных
фондов, страховых компаний и проч.), который составляют конкуренцию
коммерческим банкам и заметно теснят их, особенно в сфере долгосрочного
кредита. Эти особенности являются следствие законодательного регулирования
банковской деятельности США.
Изменение юридических основ функционирования
кредитной системы и проведения денежной политики – важная составная часть
макроэкономической стратегии американского правительства последних десятилетий.
Изменения финансового законодательства США в этот период теоритечески опирались
на смену идеи регулирования и дерегулирования, взаимно дополняющих друг друга.
На рубеже 70-80-х годов были постепенно
устранены многие законодательные различия между типами кредитно – финансовых
институтов. Последние получили возможность заниматься операциями, которые ранее
считались прерогативой только коммерческих банков. В то же время за счет
включения этих институтов в сферу регулирования ФРС значительно расширила
границы своей компетенции. Все эти меры усилили конкуренцию на кредитном рынке,
особенно потребительском, а также стимулировали создание новых финансовых
инструментов. В последние десятилетия США стали центром финансовых инноваций.
Например, общий объем кредитных лимитов под залог жилья лишь за десять лет
(1980 – 1990 гг.) вырос с нуля до 80 млрд. долл.
Однако не все инновации имели положительный
эффект. Зачастую они приводили к появлению банков с большим количеством займов
сомнительного качества, росту числа банков, “испытывающих серьезные трудности”
и даже к банкротству ряда банков. В последние годы в стране отмечается самый
высокий в мире показатель отношений потребительской задолженности к величине
доходов.
Все эти процессы потребовали усиления
регулирующих функций ФРС, проведения ею более активной денежной политики. Основными
параметрами, на который было направлено внимание ФРС, стали динамика агрегатов
денежной масса и уровень процентных ставок на кредитном рынке. Последний был
главным показателем до середины 70-х годов. С 1975 г. по требованию конгресса
ФРС начала устанавливать ежегодные ориентиры роста денежной массы. Причем до
1985 г. в основном использовалась динамика денежного агрегата М1, который позже
сменили агрегаты М2 и М3.
В 1982 – 1985 гг., стремясь способствовать оживлению
экономики, ФРС ослабила ограничения на рост денежной массы. Однако такие меры
не дали желаемого результата (из стимулирующий эффект был нейтрализован
уменьшением скорости кругооборота денежных средств в тот период), а лишь
вызвали всплеск инфляции. Последовавший далее поворот в сторону жесткого
контроля за объемом денежной масс в обращение привел к росту процентных ставок,
снижению объемов национального производства и сокращению занятости.
Одновременно повышение ссудного процента
стимулировало поток в США иностранных прямых и портфельных инвестиций, так как
без них нельзя было удовлетворить потребность экономики в кредитных ресурсах.
Причем основная масса поступавшего иностранного каптала вкладывалось в ценные
бумаги, прежде всего в государственные. Задача привлечения иностранного капитала
в американскую экономику облегчается в силу того, что сами торговые партнеры
США заинтересованы в инвестировании долларов, полученных в уплату за
экспортируемых туда товары. В противном случае им пришлось бы столкнуться с
опасностью импортируемой инфляции.
Благодаря роли доллара в международных расчетах
у США, несмотря на высокий уровень внешней задолженности, и дефицита торгового
баланса, гораздо меньше хлопот с регулированием курса своей валюты, чем у
других стран. Традиционно заботы о поддержании доллара во многом перекладывается
на основных торговых партнеров (в частности, на Японию).
Наиболее важным достижением такой политики
ФРС стали невысокие среднегодовые темпы роста потребительских цен. После спада
1990 – 1992 гг. они стабилизировались на уровне 2.3 – 2.7%. Сохранению
умеренной инфляции кроме эффективной денежной политики способствовали:
стабилизация на низком уровне цен на нефть и на другие сырьевые товары:
изменения в политике регулирования заработной платы (как результат высокого
уровня безработицы, открытости рынка труда, расширения возможностей переноса
производств в страны, где затраты на рабочую силу ниже).
В настоящее время кредитно – денежная политика
ФРС близка к нейтральной, т.е. не стимулирует и не ограничивает развитие
американской экономики. Основным инструментом регулирования в последние годы
являются процентные ставки. Их значения, как для первоочередных заемщиков, так
и по долгосрочным обязательствам колеблется в пределах 5-6.5%. Неизбежное
ужесточение фискальной политики как основного инструмента снижения бюджетного
дефицита грозит вызвать замедление экономического роста. Учитывая это, ФРС
приходится время от времени понижать процентные ставки для первоочередных
заемщиков с целью стабилизации производства. В целом снижение процента помогает
росту инвестиций и производства.
Социальная политика и система социального обеспечения
Как отмечалось
выше, в 70-х годах проявился, в 80-х интенсивно продолжался перевод
американской государственной политики на рельсы консервативного направления.
При этом резко сократились темпы роста социальных расходов государства, их доля
в ВНП сначала стабилизировалась, а затем и несколько понизилась. Ряд программ
был ликвидирован или серьезно урезан. Изменился сам подход и правящих кругов, и
достаточно широких общественных слоев к таким ключевым проблемам, как цели и
задачи социальной политики, возможности и пределы государственного
вмешательства в эту сферу, выбор между социальной справедливость. И
экономической эффективностью.
Администрация
Рейгана в принципе отвергала идею, что государственная политика призвана
обеспечивать больше равенства и социальной справедливости. Консерваторы
настаивали на формуле: “Либо равномерное распределение бедности, либо
неравномерное распределение богатства”. И тем не менее перемены оказались менее
радикальными, чем ожидалось: не произошло тотального демонтажа социальных
программ; расходы на социальные нужды в конце 80-х составляли половину
федерального бюджета и 60% - бюджетов штатов и местных органов управления.
Социальное
обеспечение в США представляет собой сложную систему различных выплат, пособий,
дотаций. Система социальных расходов образует прочную “страховочную сеть”,
защищающую интересы населения в случае потери работы, трудоспособности,
кормильца. Свыше 80 млн. американских граждан регулярно получают пособия по
программам государственного социального страхования и вспомоществования, объем
которых в 1997 г. впервые превысил рубеж в 1 трлн. долл. Во второй половине
90-х годов уровень бедности в США достиг самой низкой отметки за всю историю.
Согласно оценкам,
на “человеческий каптал” приходится примерно 3/4 национального богатства США.
Капиталовложения в человеческий фактор стали главной причиной уверенного
экономического развития страны в конце 20 в. Экономическое содержание так
называемого социального контракта – стимулирование роста национального
богатства страны.
На здравоохранение
американцы тратят 14, на образование – 7.6, на науку – 2.6% ВВП(для сравнение
Россия – только 3%, 4.5% и 0.5% соответственно).
При Клинтоне осуществлена
реформа расходов на социальное обеспечение, которая положила предел их росту. Главный
упор реформы был сделан на переориентацию с программ помощи на повышение
конкурентоспособности ее получателей на рынке труда. В 1997 г. вступил в силу
закон, предусматривающий обязательное участие реципиентов в трудовой
деятельности (не менее 20 часов в неделю). Обсуждаются возможности повышения
пенсионного возраста, увеличения взносов на пенсионное страхование, увеличение
трудового стажа, необходимого для получения пенсии.
В стране
исторически сложились 2 независимые ветви соцобеспечения – государственная и
частная. Причем между бизнесом и государством установилось своеобразное
распределение функций. Государство в большей степени отвечает за поддержание
минимального уровня помощи и ее широкую доступность. Бизнес во многих случаях
предоставляет социальные услуги (пенсии, пособия и т.д.) в более высоком объеме
и лучшего качества: они, как правило, увязаны с программами социально развития,
которые имеют почти все компании.
Особняком стоит
программа страхования по безработице, финансирование и управление который осуществляется
совместно правительство и правительствами штатов. Функциональные обязанности
двух уровней власти распределены следующим образом: выделение финансовых
средств в основном контролируется федеральным правительством, а управление
программами и механизм ее реализации находится в ведение штатов.
В целом социальная
помощь осуществляется по трем основным каналам
- государственному
социальному страхованию (выплаты по линии общей федеральной программы, пенсий
по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца, медицинской помощи
престарелым и инвалидам)
- государственному
вспомоществованию(почти 180 программ, которые можно условно разделить на 2
группы: федерально-штатные специализированной помощи в денежной форме: пособия
в натуральной форме, включая предоставления бесплатно продуктов питания, а
также оплата государством полностью или частично медобслуживания, образования,
проф.подготовки, жилья и коммунальных услуг);
-частной системе социального
(производственного) страхования и вспомоществования(опаливаемые отпуска по
болезни, страхование от несчастных случаев и проф. Заболеваний, оплата
медицинской страховки, дополнительное пенсионное обеспечение и т.п.).
Активная
социальная политика американского государства стала одним из факторов, обеспечивающих
чрезвычайно высокий квалификационный уровень рабочей силы в США. Администрация
Клинтона провозгласила повышение уровня образования постоянной функции на
протяжении жизни человека в условиях экономики, переживающей непрерывную технологическую
революцию. Из го. Источников финансируется примерно 80% учебных заведений.
Расходы на образование достигли почти 7% ВВП. Законченное средне образование
имеют 90% занятых в экономике, а высшее образование, включая незаконченное 56%.
Ныне 81% соответствующей возрастной группы учится в ВУЗах. Это в 2-3 раза выше
чем в других развитых странах.
Государственная
научно-техническая и промышленная политика
Среди приоритетов администрации
Б. Клинтона (впрочем как и всех его предшественников, начиная с 1945 г.) наряду
с социальной политикой не менее важное место занимает государственная
научно-техническая политика. При этом подчеркивается, что только американская
наука и техника, опирающиеся на поддержку государства, смогут обеспечить США
сейчас и в перспективе технологическое и экономическое лидерство в мире, а
также конкурентоспособность американских товаров.
Администрация
Клинтона сформировала в обществе позитивное отношение к федеральной политике в
сфере науки и технологий, значительно укрепила общественную убежденность в необходимости
расширения инвестиций в эту сферу. Капиталовложения в НТП в официальных
документах называют не иначе, как “инвестиции в будущее”.
Известно, что в
настоящее время все развитые индустриальные страны отвечают за тен или иные
отрасли науки и промышленности в глобальном экономическом комплексе. При этом
главным критерием ответственности является несомненный приоритет данной страны
среди других государств в конкретной сфере деятельности, подразумевающий научно
– техническую новизну и качество поставляемого на мировой рынок товара.
Необходимо подчеркнуть что предлагая на мировой рынок продукт высокого
качества, не имеющий аналогов, страна лидер получает права монополиста и может
диктовать цены, на которые вынуждены соглашаться другие участники
международного разделения труда.
За последние 20-25
лет США под влиянием стабильно возрастающей конкуренции со стороны других
индустриально развитых стран, значительно изменили “зону своей ответственности”.
В рамках разделения
труда по критерию вовлеченности стран в различные стадии научно технического
цикла, США занимают наиболее выгодные позиции. Они в большей степени чем
остальные развитые страны вовлечены в начальные, бурно растущие и наиболее
защищенные от конкуренции стадии вышеназванного цикла. Поскольку производимые в
США высокотехнологическая продукция, носит зачастую системообразующий и уникальный
характер, американские фирмы получают эксклюзивную прибыль с каждой ступени
расширения спроса входящей в продуктовый цикл.
США давно уже не
являются мировой “кузницей”, лидирующей в мировом производстве товаров. Однако
им удалось выстроить такой механизм взаимодействия государства и бизнеса в сфере
науки и техники, который позволяет им сохранять лидирующие позиции в мировом
экономическом развитии.
Основа
промышленной политики США заключается прежде всего в обоснованном выборе
приоритетом государственной поддержки, а также адекватных форм финансового
стимулирования конкретных отраслей и производств. Государство постоянно
отслеживает ситуацию в определяющих секторах и отраслях индустрии, имеющих
общенациональное значение. Какие отрасли промышленности являются в тот или иной
период ключевыми с точки зрения общенациональных интересов в конкретных сферах
мирового производства – определяется тем, где у страны могут быть значительный
преимущества по сравнению с другими участниками глобального разделения труда и
где можно извлечь максимальную прибыль.
Если еще 20 лет
назад приоритетными отраслями промышленности считались автомобили – и
судостроение, качественная черная и цветная металлургия, производство
персональных компьютеров, то сейчас указанные сферы больше не рассматриваются
как основополагающие в шкале национальных интересов. Появились новые
критические секторы и направления бизнеса в промышленности. Именно в отношении
них выстраивается государственная научно –промышленная стратегия. Это особенно отчетливо
просматривается в динамике расходов на эти цели в гос. бюджете.
Каждое десятилетие
расходы на НИОКР в США удваивается. В 1996 г. Они составили около 185 млрд.
Долл. На долю федерального правительства приходится более 1/3 вех расходов на
НИОКР, в том числе свыше половины – на фундаментальные исследования. Фундаментальные
достижение в области знаний официально признаны в качестве основы
экономического роста. Согласно имеющимся оценкам, на один доллар вложенный в
НИОКР, приходится 9$ роста ВВП.
Среди гражданских
НИОКР лидирует здравоохранение, невоенные космические программы, энергетика,
окружающая среда, транспорт и сельское хозяйство. На долю США приходится около
половины расходов на НИОКР стран ОЭСР и не менее трети общемировых затрат.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|