В
дальнейшем, отвечая на вопросы «что?» и «как?», субъекты предпринимательского
бизнеса очерчивают содержание и технологии деловой деятельности, к
которой они намереваются приступить, убедившись в том, что их предпринимательские
миссии определены правильно. Отвечая на вопросы «с кем?» и «против кого?»,
предприниматели очерчивают круг представителей внешнего окружения, с
которыми они планируют вступить либо в партнерские отношения, либо в отношения
конкуренции.
Обычно предприниматели стараются ответить на подобные
вопросы, формируя свои стратегические бизнес-планы. Такие
бизнес-планы являются важным инструментом воплощения предпринимателями
полученных представлений о собственной предпринимательской миссии. В процессе их составления
каждый предприниматель тщательно анализирует собственный ППК, изучает конкурентов,
формулирует стратегические и тактические цели бизнеса, которые должны
соответствовать запросам рынка. Если предприниматель заинтересован в
общественной поддержке своих начинаний, привлечении в свою деятельность внешних
инвестиций, внимании потенциальных клиентов, либо, хотя бы, - во
внешней экспертизе своих установок, он обязательно организует презентацию
бизнес-планов.
В странах с рыночно ориентированной экономикой
стратегические бизнес-планы имеют чрезвычайно широкое распространение.
Как правило, они представляют собой многостраничный документ, в котором
обосновываются действия, необходимые для реализации важного коммерческого проекта или
создания нового предприятия. Стратегический бизнес-план включает разработку
цели и задач, которые ставятся перед предпринимательской фирмой на
перспективу, оценку сильных и слабых сторон производства, оценку ресурсов,
необходимых для достижения поставленных целей, а также анализ
рынка и информацию о внешнем окружении. Бизнес-план позволяет показать
выгодность предполагаемого проекта, привлечь возможных
контрагентов, партнеров и потенциальных инвесторов. Наряду со
стратегическими бизнес-планами, рассчитанными на перспективу, предприниматели
используют так называемые оперативные или текущие бизнес-планы,
рассчитанные на один год работы фирмы.
Содержание
и структура бизнес-плана зависят от цели его составления и области применения,
но в целом обычно он состоит из следующих элементов: резюме (кратко суммирующее основные
моменты бизнес-плана); сведения о компании (раскрывается содержание бизнеса и
направления работы); анализ рынка (определяется объем рынка сбыта для производимого
продукта (работы или услуги), доля рынка, которую предполагается
Захватить); план по маркетингу и продажам (где отражаются планируемые объемы
продаж и пути их достижения); оперативный план (план приобретения
оборудования, закупок, проведения строительства или ремонта и др.); план
по трудовым ресурсам (подготовка и наем рабочей силы); финансовый план (здесь
обобщаются прогнозные денежные потоки).
Прежде чем начать собственное дело
необходимо очень тщательно и, по возможности, объективно определить свой
сильные и слабые стороны с точки зрения профессиональных способностей,
интересов, умственного развития, способностей к выполнению деловой
деятельности. Для этого необходимо составить прогноз того, как
воспримет эти сильные и слабые стороны внешнее окружение.
В США, к примеру, это делается с помощью специально
разработанных тестов на определение специфических качеств субъектов
предпринимательского бизнеса. При создании собственного бизнеса анализируются факторы,
влияющие на формирование во внешней среде положительных оценок деятельности
предпринимателей и потому активизирующие внутреннюю мотивацию
данных предпринимателей прежде всего в сфере рационализации бизнеса и
развития деловых способностей.
Подобную тщательность и серьезность
американцев в деле создания собственного предпринимательского бизнеса можно
объяснить тем, что в США не любят людей, берущих на себя обязательства,
которые они не в
состоянии профессионально выполнить на достаточно высоком уровне.
Рис. 1.2.
Положительные внешние реакции
Деловое предназначение может не
выявляться предпринимателями в ходе тщательного анализа внутренних и
внешних ожиданий, а угадываться или даже предугадываться ими. В тех
случаях, когда субъектам предпринимательского бизнеса удается угадать
(предугадать) свою собственную предпринимательскую миссию взамен ее
выявления, можно констатировать огромное везение либо необычайную
интуицию удачливых предпринимателей. Ведь точные ответы на все типовые
вопросы находятся ими по воле случая.
В реальной жизни ни один серьезный профессиональный
предприниматель, конечно, не позволяет себе постоянно делать ставку лишь на удачу.
Поэтому для правильного определения собственного делового предназначения
он старается добиться соответствия внутренних и внешних ожиданий. Это возможно
двумя способами - путем адаптации собственных стратегических целей к
потребностям внешней среды либо путем адаптации внешней среды к своим
собственным стратегическим целям. Чаще всего предприниматели прибегают к
первому способу. Но некоторые идут и по второму пути.
В данном случае они как бы «навязывают» своему окружению
потребности в своих товарах (услугах, работах), а заодно - приучают это
окружение к
неизбежности собственного присутствия на рынке. Чтобы действовать так, предпринимателям надо обладать огромной силой воли, высокой энергетикой, быть постоянно активными и
инициативными, демонстрировать
высочайший уровень предприимчивости. Обычно данный путь выбирается теми, кто
настойчиво предлагает обществу свои товары (услуги, работы), а также содержание и технологии своего бизнеса в качестве эталона. Это можно наблюдать, к примеру, в
деловой деятельности предпринимателей, работающих в модельном бизнесе, в
шоу-бизнесе, а также в поведении лидеров крупного производственного,
финансового и коммерческого бизнеса.
В любом случае, какой путь ни
предпочли бы субъекты предпринимательского бизнеса для сопоставления
внутренних и внешних ожиданий от своей деловой деятельности, они действуют
так, стараясь выявить «правильную», т.е. объективно существующую
предпринимательскую миссию. Данная миссия, однако, должна быть не только
правильно определенной, но и, безусловно, выполнимой.
Предпринимательская миссия не может быть
невыполнимой изначально. В таком случае нет смысла говорить о том, что она
вообще существует. Скажем, банковское дело никогда не станет деловым
предназначением того или иного предпринимателя, мечтающего о карьере
владельца банка, морально готового быть банкиром и реагирующего на
потребности делового сообщества в появлении надежного кредитного
учреждения, если данный предприниматель не обладает собственными или
заемными ресурсами для открытия собственного банка.
Поэтому
выявление предпринимательской миссии всегда сопряжено с признанием ее
обязательной выполнимости. Но выполнение предпринимателями своего
делового предназначения не случается автоматически. Выполнение
предпринимательской миссии имеет временные рамки. Оно зависит от уровня
предпринимательской конкурентоспособности каждого субъекта бизнеса, от
степени обоснованности содержания и технологий делового поведения,
возникновения, поддержания, развития и прекращения деловых отношений, а
также от состава планируемых действий по укреплению потенциала
предпринимательской конкурентоспособности.
Обоснованный расчет потенциала конкурентоспособности,
оценка собственных сил и возможностей внешней среды дают ответ на вопрос, выполнима
ли предпринимательская миссия вообще и, если выполнима, то в какие сроки.
Вполне может статься также, что правильно определенная или
угаданная предпринимательская миссия, в основном соответствующая ожиданиям внешней среды, окажется невыполнимой.
Для обеспечения выполнимости своей
предпринимательской миссии субъекты бизнеса создают внутри своих
предпринимательских фирм систему организационных и управленческих связей, с помощью
которого они могли бы мобилизовать потенциал
предпринимательской конкурентоспособности и осуществить деловое поведение.
Совокупность этих связей обычно называется внутрифирменным
менеджментом.
В мелком бизнесе функции менеджмента и
предпринимательства чаще всего совпадают. Напротив, в крупном бизнесе менеджеры
компании являются, как правило, наемными работниками. В менеджерах предпринимательской
фирмы часто видят лишь служащих данной фирмы, организующих деятельность других сотрудников,
направляющих ее на исполнение выбранных
технологий делового поведения, а также на установление, поддержание, развитие или прекращение деловых
отношений. Но главное во внутрифирменном менеджменте, прежде всего в
топ-менеджменте фирмы - обеспечение
выполнения делового предназначения предпринимателей.
Поэтому эффективный внутрифирменный менеджмент
является, как и предпринимательская миссия каждого из субъектов бизнеса, важным
элементом системы бизнеса как единого целого. Не только владельцы бизнеса, но и их
окружение зависят от действий менеджеров компании.
В успешном внутрифирменном менеджменте
заинтересованы владельцы фирмы, а вместе с ними - клиенты данной фирмы, ее
партнеры и контрагенты, а также государство как выразитель интересов всех своих
граждан. В нем не заинтересованы лишь конкуренты. Столкнувшись с сильным
внутрифирменным менеджментом в стане соперников, предприниматели вынуждены
находить способы активизации действий своих управляющих и повышения
эффективности всего внутрифирменного менеджмента. Они идут на
это для обеспечения выполнимости собственного делового предназначения в условиях
повышенной конкурентной опасности.
1.3.
Становление современной системы бизнеса
В данном параграфе учебника «Основы бизнеса» мы вернемся к
определению, которым открывался весь текст данного учебника: «Вся история человеческого общества, а также его
современное состояние, так или иначе, связаны с бизнесом». Что значит
это «так или иначе»? Ведь таким, каким мы
видим и анализируем предпринимательский бизнес сегодня, в начале двадцать первого века, - целостным,
обладающим устойчивыми системными качествами, - он был далеко не всегда.
Становление современной системы бизнеса происходило
посредством движения от более простых форм деловых отношений к более сложным, от
низших форм - к высшим. Основу этого движения составляли противоречия между
субъектами предпринимательского бизнеса. Эти противоречия во все времена порождали
взаимную конкуренцию предпринимателей. Однако по мере продвижения общества к
высшим формам деловых отношений они стали
причиной системной интеграции бизнеса.
С помощью уже упоминавшегося в учебнике термина
«диалектическое противоречив» обычно
характеризуется развитие явлений в форме постоянного обновления их содержания в соответствии с исторической логикой. Диалектические противоречия являются
источником развития любой органической системы. Разрешая или
преодолевая противоречия, система
развивается. Вместе с тем разрешение противоречий не означает ликвидацию данных противоречий. По мере развития
органической системы противоречия этой системы не исчезают, а, напротив,
усложняются, что в свою очередь
обусловливает дальнейшее развитие органической системы на основе разрешения новых - более сложных -
противоречий.
Современная система бизнеса - плод длительной эволюции
человеческого общества. Поэтому для правильного понимания особенностей современного предпринимательства не
следует забывать о принципе историзма. Современный предпринимательский бизнес
целесообразно рассматривать как продукт предшествующего развития деловых
отношений в человеческом обществе и как предпосылку последующего развития.
Ведь рыночная экономика и рыночные формы
предпринимательского бизнеса вышли из недр предшествующих
общественно-экономических формаций.
Становление современной рыночной экономики происходило
эволюционно и революционно. Эволюционный период становления рыночной экономики охватывал отрезок
человеческой истории, когда рынок играл
второстепенную роль в жизни общества. Это длительный период, включавший разные
эпохи жизни человека - от возникновения человеческого общества как такового до революционного
низвержения рабства и феодализма, основанных на личном подчинении
работников собственникам земли.
Деловые интересы предпринимателей всегда проявлялись не только
посредством их эгоистических притязаний, в том числе и на этапе рабства и крепостничества. Их общественные притязания во
все времена были обусловлены
необходимостью постоянного обмена деятельностью - ведь уже в самых
ранних формах человеческого общества производители продукции и ее конечные
потребители, как правило, не совпадали.
Однако условия феодальной или рабовладельческой экономики
не давали
предпринимательству достаточных возможностей войти в коридор независимости, стать суверенными субъектами
бизнеса, заботящимися о взаимной
выгоде и интересах друг друга. Решающее влияние на их действия все же оказывали эгоистические интересы.
Деловая деятельность владельцев
основного средства производства - земли - была в преобладающей степени пронизана стремлением вести борьбу за
приращение собственности,
максимизацию доходов и повышение личного благосостояния. Именно в этом виделось деловое предназначение,
миссия субъектов
бизнеса.
Конкуренция между
рабами и рабовладельцами, помещиками и крепостными крестьянами, а также
между землевладельцами, с одной стороны, и производственными предпринимателями,
купцами и ростовщиками, - с другой стороны, всегда имела безысходный характер. Встречавшиеся порой
попытки интеграции данных субъектов бизнеса в единое
целое, как правило, наталкивались на непреодолимые сословные
барьеры.
Между
тем в течение данного периода сформировались устойчивые рыночные связи в обществе, возникли предпосылки массового предпринимательства. Рынок из второстепенного звена
экономики последовательно превратился в основную сферу осуществления сделок и
столкновения деловых интересов субъектов бизнеса. Рыночные деловые
отношения сделались более значимыми для
развития экономики, чем личное подчинение людей в форме феодальной или рабской зависимости. Логическим завершением эволюционного периода развития экономики и
общественной жизни явилось
революционное изменение общества, сопровождавшееся снятием ограничений развития рыночных начал в
экономике, полным юридическим
освобождением людей от любых форм угнетения, созданием условий, когда каждый человек мог бы свободно
заниматься своим делом - в том числе
предпринимательским бизнесом.
Эти революционные изменения часто
называют буржуазными революциями. Не будем спорить здесь о правомерности или
неправомерности применения терминов. Важно,
что указанные преобразования действительно имели революционный характер. Это
значит, что эволюционный период становления рыночной экономики уступил
место революционному.
Данный
период начался проведением первой по счету буржуазной революции (конец XV в., Нидерланды), но он не закончен полностью и по сей день. В некоторых странах Европы такие преобразования
происходили в XVII-XVIII вв. (Великобритания, Франция), в других - в XIX-XX вв. (Германия, Италия, Испания, Скандинавские
страны, страны Восточной Европы, Россия). Точкой отсчета в победе рыночных
отношений в США можно считать окончание гражданской войны (70-е
гг. XIX в.). XX в. явился
переломным для большинства стран Азии и Латинской Америки.
Революционные преобразования знаменовали рождение
современной системы
бизнеса. Родившись, она раз и навсегда становится свершившимся фактом. Ее дальнейшие становление и развитие
происходили и происходят уже не в
недрах предшествующего общества, а на собственной основе. На ранних этапах рыночной экономики, в
эпоху так называемой свободной конкуренции, неразлучными спутниками
предпринимательского бизнеса были кризисы, классовые конфликты,
социально-политические потрясения, войны. В
период становления системы бизнеса деловые отношения еще не имели характера сформированной
целостности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|