рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Современное состояние и анализ деятельности агрофирмы ООО "Денисовка"

Практика финансового анализа уже выработала методику анализа фи­нансовой отчетности предприятий, функционирующих в условиях рыночной экономики. Вполне понятно, что сложившаяся до перехода на рыноч­ные условия методика анализа ее, десятки лет применявшаяся на всех уров­нях управления и самими предприятиями, была разработана для условий функционирования административной системы хозяйствования и государ­ственной собственности в основном централизованных источников финан­сирования, нормирования временно привлекаемых средств (устойчивых пассивов), оборотных средств и т.д. Эти условия сдерживали самостоятель­ность предприятий в принятии управленческих решений, направленных на эффективное ведение хозяйства и вовсе не увязывались с рыночными от­ношениями, предпринимательской деятельностью.

В прежней методике финансового анализа решающую роль играли срав­нения значений различных статей и итогов групп и разделов баланса с их нормативными величинами, изучение причин отклонений от нормативов, влияния этих отклонений на устойчивость финансового положения пред­приятия. Одной из важнейших особенностей новой финансовой отчетнос­ти является отсутствие в ней плановых показателей и нормативов. В усло­виях рынка финансовое планирование утрачивает черты централизованно­го административного целеполагания, извне задающего предприятию мно­жество параметров его деятельности. Оно служит прежде всего выработке гибкой стратегии и тактики хозяйственного поведения предприятия, стре­мящегося упрочить свое положение при стремительно меняющейся в ре­зультате конкуренции рыночной конъюнктуре. Использование нормати­вов в финансовой деятельности становится делом выбора самого предпри­ятия, поэтому информация о нормативах переходит в область коммерчес­кой тайны. Анализ отклонений от планируемых предприятием нормативов соответственно становится составной частью внутреннего анализа. Анализ финансового положения, основывающийся на бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пре­делами предприятия его заинтересованными контрагентами — собственни­ками или государственными органами, на основе отчетных данных, кото­рые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельнос­ти предприятия. Методика внешнего анализа финансового положения пред­ставляет большой интерес для каждого предприятия не только для целей оценки потенциальных партнеров, но и собственной самооценки, осущест­вляемой с точки зрения внешних пользователей финансовой отчетности.

Среди основных методов финансового анализа, используемых предпри­ятиями, функционирующими в условиях рыночной экономики, можно вы­делить шесть следующих методов: 1) горизонтальный анализ; 2) вертикаль­ный анализ; 3) трендовый анализ; 4) метод финансовых коэффициентов; 5) сравнительный анализ; 6) факторный анализ [23, c. 288].

Горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчет­ности с предыдущим периодом. Он позволяет определить абсолютные и относительные отклонения различных статей бухгалтерской отчетности по сравнению с предшествующим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчет­ности на результат в целом. Он позволяет выявить удельный вес отдельных статей к итоговому показателю в целом по балансу или по его разделам. Например, удельный вес долгосрочных и текущих активов в общей стои­мости имущества предприятия, т.е. в валюте баланса и т.д.

Горизонтальный и вертикальный анализы дополняют один другой. Поэ­тому нередко строят таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.

Трендовый анализ базируется на расчете относительных отклонений по­казателей за ряд лет от уровня базисного года, для которого все показатели принимаются за 100%. Иными словами, Трендовый анализ представляет собой сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики пока­зателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особеннос­тей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные зна­чения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Наиболее распространенным приемом финансового анализа в условиях рыночной экономики является использование различных финансовых ко­эффициентов.

Коэффициенты являются относительными величинами, при исчислении которых одну из величин принимают за единицу, а другую выражают как отношение к единице. Расчет финансовых коэффициентов основан на существовании определенных взаимосвязей между отдельными статьями ба­ланса. Они являются исходной базой для последующего факторного ана­лиза финансового положения предприятия и выражают математические взаимоотношения между двумя величинами, анализ которых позволяет исследователю выявить скрытые явления. От правильности истолкования их зависит полезность анализа соответствующих коэффициентов для при­нятия решений. Это самый трудный аспект анализа отношений, так как он требует знания внутренних и внешних факторов их формирования, напри­мер, общеэкономических условий в отрасли, политики руководства пред­приятия и др. Интерпретировать отношения надо с большой осторожнос­тью, так как одни и те же факторы могут влиять и на числитель, и на знаменатель. Фактический уровень отношений сравнивается с прошлым, с теоретически обоснованным, с отраслевым. Интерпретация отношений должна быть ориентирована на перспективу.

Не следует и переоценивать роль анализа отношений, так как они не имеют универсального значения и не могут являться своего рода индикато­ром для диагностики. Более углубленный анализ не всегда подтверждает выводы, сделанные на основании отношений, так как на их уровень влияет специфика отдельных предприятий, усредненность отраслевых данных, неоптималыюсть фактически достигнутого уровня в предшествующие годы или его оптимальность для условий тех лет, но не соответствует требова­ниям современных и будущих условий.

Механическое перенесение зарубежного опыта проведения финансово­го анализа на основе относительных показателей во многих случаях оказы­вается малоэффективным, поскольку при этом не принимается во внима­ние специфика наших предприятий. В результате рекомендации о допустимых значениях того или иного показателя часто «не срабатывают». Тем не менее изучение относительных показателей при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходимо, так как оно позво­ляет понять происходящие процессы и более правильно оценить их не только для текущего момента, но и на перспективу.

Относительные показатели финансового положения предприятия под­разделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации.

Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда требует­ся определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель финан­сового положения составляет от итога включающей его группы абсолют­ных показателей. Коэффициенты распределения и их изменения за отчет­ный период играют большую роль в ходе предварительного ознакомления с финансовым положением клиента по балансу.

Коэффициенты координации используются для выражения отношений разных по существу абсолютных показателей финансового положения или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении с базис­ными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базисных величин используются усредненные по временному ряду значения показателей данного предприятия, относящие­ся к прошлым благоприятным с точки зрения финансового положения пе­риодам; среднеотраслевые значения показателей; значения показателей, рассчитанные по данным отчетности на наиболее удачливого конкурента, оптимальные значения относительных показателей.

Для точной и полной характеристики финансового положения пред­приятия и тенденций его изменения достаточно сравнительно небольшого количества финансовых коэффициентов. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового положения предприятия. Наиболее распространенными и изучаемыми яв­ляются показатели ликвидности, финансовой устойчивости, доходности и деловой активности.

Сравнительный (пространственный) анализ — это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фир­мы, дочерних фирм, подразделений, цехов и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы соотносительно с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными. При этом методе оценку происходящему дают через сходные понятия и явле­ния. Он позволяет соизмерять процессы и делать соответствующие выво­ды. Необходимым условием применения этого метода является соблюде­ние сопоставимости показателей. Экономически неграмотным будет, на­пример, сопоставление реализованной продукции за ряд лет в текущих ценах; неверным будет и динамический ряд, характеризующий уровень издержек за 3—5 и более лет (а в условиях инфляции и за смежные годы), построенный без необходимых корректировок. Соблюдение сопоставимос­ти требует пересчета оборотов в одинаковые (единые) цены, пересчета ряда издержек производства с применением индекса цен, тарифов, ставок, а также сравнимости календарных периодов, однородности показателей по экономическому содержанию, единой методики их исчисления и учета ряда дру­гих факторов: социальных, этнографических, природных.

Факторный анализ — это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохас­тических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного пока­зателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Наряду с вышеназванными методами при анализе финансово-хозяйст­венной деятельности предприятия используются традиционные приемы экономического анализа, экономической и математической статистики, экономико-математические методы.

Как правило, такой анализ начинают с исследования динамики состава и структуры активов финансовой отчетности, который дает возможность установить размер абсолют­ного и относительного прироста или уменьшения всего имущества хозяйствующего субъекта и отдельных его видов. Прирост (уменьшение) актива свидетельствует о рас­ширении (сужении) деятельности хозяйствующего субъекта.

При анализе активов, являющихся важнейшим элементом финансовой отчетности, изучается их наличие, состав, структура и происшедшие в них изменения. Анализ структуры активов в целом и его отдельных группировок позволяет судить о рацио­нальном их размещении.

Таким образом, увеличение активов положительно характеризует работу хозяйствующего субъекта, поскольку свидетельствует о его дальнейшем развитии. Однако, анализируя причины увеличения стоимости имущества хозяйствующего субъекта, следует учитывать влияние инфляции, высокий уровень которой приводит к значительным отклонениям номиналь­ных данных балансового отчета от реальных. При анализе активов необходимо выяс­нить, как они размещены и на что больше внимания уделялось в отчетном году, каково состояние производственного потенциала хозяйствующего субъекта, его основных средств, какова мобильность имущества. Для этого прежде всего находят величину производственного потенциала субъекта, на методику определения которой в профессио­нальной литературе имеются различные точки зрения. Так, по одной из них в его стои­мость включают стоимость основных средств, производственных запасов, незавершенного производства, животных на выращивании и откорме.

По второй методике в состав активов, определяющих производственный потенциал хозяйствующего субъекта, добавляются еще незавершенные капитальные вложения и стоимость оборудования к установке. Эта методика точнее отражает происходящий процесс развития хозяйствующего субъекта и его материально-технической базы. «На основе данных хозяйственной практики нормальным считается, - пишут А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин, - следующее ограничение коэффициента имущества производ­ственного назначения: Кn ³ 0,5». На эту же величину для промышленных субъектов указывает и В.Ф. Палий.В случае снижения значения показателя ниже критической границы желательно привлечение долгосрочных заемных средств для уве­личения имущества производственного назначения, если финансовые результаты деятель­ности хозяйствующего субъекта в отчетном периоде не позволяют существенно попол­нить такие активы за счет собственных средств.

Вслед за этим показателем важно определить долю текущих активов в валюте ба­ланса: повышение коэффициента мобильности активов хозяйствующего субъ­екта, определяемого отношением стоимости текущих активов к стоимости всего иму­щества субъекта. Он характеризует долю средств для погашения долгов. Чем выше зна­чение коэффициента, тем больше у субъекта возможностей обеспечить бесперебойную работу, рассчитываться с кредиторами. С финансовой точки зрения рост его является положительным сдвигом в структуре - имущество становится более мобильным, что свидетельствует об ускорении его оборачиваемости, о росте эффективности его исполь­зования.

Следующим обособленным показателем, характеризующим эффективность размеще­ния активов хозяйствующего субъекта, является коэффициент соотношения мо­бильных и иммобилизованных средств. Он определяется как частное от деления стоимости текущих активов на стоимость долгосрочных активов.

Оптимальная и критическая величина этого соотношения обусловлена отраслевыми особенностями хозяйствующих субъектов. На промышленных хозяйствующих субъектах уровень данного показателя должен быть не ниже 0,5.

Далее нужно изучить, какие произошли качественные изменения в имущественном положении хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо исследовать состояние важ­нейшего элемента производственного потенциала субъекта, составляющего его матери­ально-техническую базу, коим являются основные фонды.

Изменение удельного веса реальной (остаточной) стоимости основных средств в об­щей стоимости имущества субъекта — показатель, который служит ориентиром в опре­делении масштабов его предпринимательской деятельности. Размер коэффициента ре­альной стоимости основных средств в общем итоге имущества хозяйствующего субъекта должен составлять не менее 50% всей суммы активов баланса. Большой практический интерес представляет определение доли активной части (стоимости ра­бочих машин, производственного оборудования и транспортных средств) основных средств в общей их стоимости, что является положительным моментом в развитии мате­риально-технической базы хозяйствующего субъекта. Увеличение ее удельного веса при­водит к повышению фондоотдачи, являющейся обобщающим показателем эффективности использования основных средств.

Показателем, характеризующим техническое состояние основных средств, является коэффициент износа, определяемый отношением суммы износа основных средств к их первоначальной стоимости на определенный момент. По оценкам некоторых эконо­мистов, коэффициент износа, превышающий 50%, считается нежелательным явлением.

Необходимо проанализировать состав и структуру текущих активов, выяснить, нет ли в их числе излишних и залежалых материальных ценностей; готовой продукции, не пользующейся спросом или имеющей ограниченный спрос и потому являющейся труд­нореализуемой; сверхнормативных запасов сырья; материалов; незавершенного производ­ства. Целесообразно изучить дебиторскую задолженность, расшифровать эту статью, оценить перспективу погашения долгов и выявить сомнительные и безнадежные долги в ее составе, если они есть.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.