Статистический анализ инновационного потенциала
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новосибирский государственный
университет экономики и управления – «НИНХ»
Кафедра статистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по статистике отрасли
на тему: «Статистический
анализ инновационного потенциала»
Выполнил:
студентка 4 курса
группы БС-30
Чагина В.В.
Руководитель:
доцент, к.э.н.
Серга Л.К.
Новосибирск 2007
Содержание
Введение
3
Глава 1. Понятие инноваций, инновационного процесса и инновационного
потенциала. 5
Глава 2. Система
показателей инновационного потенциала.
12
Глава 3. Инновационный
потенциал Новосибирской области.
17
Заключение
22
Список литературы 23
Приложение
24
Введение
Современные тенденции мирового
развития связаны с переходом общества к более высокой – постиндустриальной
стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития –
информационное общество. С развитием общества появляются все новые и новые
технологии, продукты, разработки.
Уровень социально-экономического
развития страны стал во многом определяться инновационным уровнем развития,
базирующемся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных
технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех
факторов производства..
Каждая страна
(регион, предприятие, организация) обладает определенным совокупным потенциалом
(научным, техническим, ресурсным, сырьевым, экономическим, производственным и
т.д.). В последнее время одной из составляющих общего (совокупного) потенциала
стал и инновационный потенциал.
Все части общего
(совокупного) потенциала тесно связаны между собой. Эффективная реализация
общего потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и их
взаимодействия. Именно сбалансированность частей общего (совокупного)
потенциала является основным условием полной его реализации, поскольку
отставание одной из них выступает сдерживающим фактором.
Переход к инновационной экономике
необходим для ускорения темпов качественного роста экономики страны. Наличие достаточного,
высокого инновационного потенциала и должно обеспечить данный переход.
Инновационный потенциал – один из
важнейших элементов, который будут определять будущее не только отдельных
регионов, но и всей страны в целом.
В этой связи изучение инновационного
потенциала представляется особенно актуальным.
В первой главе данной работы
рассмотрены такие ключевые понятия как инновация, инновационный процесс и
инновационный потенциал; дана структура инновационного потенциала.
Вторая глава
содержит описание показателей инновационного потенциала.
В третьей главе
на основе рассмотренных ранее понятиях и показателях проведена оценка
инновационного потенциала Новосибирской области.
Для наиболее
полного раскрытия проблематики были использованы работы таких авторов как М.Г.
Назарова, В.М.Попова, периодические издания «Континент Сибирь», «Эксперт
Сибирь», «Финансы и кредит», российский статистический ежегодник, а также
статистический сборник «Наука в Новосибирской области».
Цель данной работы – рассмотреть и
изучить инновационный потенциал.
Для достижения
этой цели были решены следующие задачи: дано определение инновационному
потенциалу, а также инновациям и инновационному процессу, рассмотрена
структура инновационного потенциала, охарактеризованы основные показатели,
используемые в практике оценки инновационного потенциала. И, наконец, по
данным о науке Новосибирской области была определена степень развития
инновационного потенциала области.
Глава 1. Понятие инноваций, инновационного
процесса и инновационного потенциала.
Инновации представляют собой
новые либо усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, новые
либо усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической
деятельности, новые подходы к социальным услугам. Этот термин может иметь
различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей
измерения или анализа. [1, 441]
В инновации не включаются
эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.); незначительные технические
или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменными его конструктивное
исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры
(свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов
и компонентов); расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство
не выпускающихся ранена данном предприятии (возможно непрофильных), но уже
достаточно известных на рынке сбыта видов продукции, с целью обеспечения
сиюминутного спроса и доходов предприятия. [3,93]
Инновации как
основа стратегии развития фирмы включают на только технические или
технологические разработки, но и поиск и использование новых форм бизнеса,
новых методов работы на рынке, новых товаров и услуг, новых финансовых
инструментов. Они характеризуются более высоким технологическим уровнем, более
высокими потребительскими качествами товара или услуг по сравнению с предыдущим
продуктом. Инновации являются важнейшим фактором стабильного функционирования
предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур,
обеспечивающих их экономический рост и конкурентоспособность.
Инновации
являются основным средством повышения стоимости предприятия. [6, 13]
Экономическая теория различает пять
типов инноваций: введение нового продукта; метод производства; создание нового
рынка; освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов;
реорганизация структуры управления. Обеспечивая внедрившему их предпринимателю
избыточную прибыль, инновации нарушают экономическое равновесие, которое
впоследствии восстанавливается на другом, более высоком уровне развития под
влиянием конкуренции. [1, 441]
К несомненным достоинствам инноваций
как фактора развития экономической системы любого уровня локализации, роста ее
экономической самостоятельности, следует отнести следующие:
1)
в
условиях перехода от статичной конкуренции к динамичной инновации обеспечивают
уникальность конкурентных преимуществ субъекта экономических отношений как на
микро-, так и на глобальном уровне;
2)
использование
современных высокоточных технологий является важным и необходимым условием
высокого качества продукции и услуг;
3)
инновационный
процесс не заканчивается на стадии внедрения (первым появлением на рынке нового
продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии), а
продолжается и после нее; по мере распространения новшество совершенствуется,
становится более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские
свойства;
4)
инновационные
технологии открывают новые области применения, рынки и, соответственно, новых
потребителей. [8,6]
Для инновации характерно непрерывное
совершенствование на всех этапах деятельности: это и улучшение конструкции
изделия по мере накопления опыта его производства, и внесение изменений в
конструкцию на стадии внедрения в другие производства в целях более успешного
применения и, наконец, модернизация первого образца при совершенствовании
технологических процессов и организационных структур. По мере обучения
персонала в новшестве обнаруживаются новые качества, а также новые возможности.
[6, 42-43]
Инновационный
процесс –
это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику,
предпринимательство и управление. Он состоит в разработке и реализации
нововведений и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая,
таким образом, весь комплекс отношений производства, обмена и потребления. [6,
13]
Инновационная деятельность
предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных,
финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они
приводят к инновациям. [4,528] На стадии инновационной деятельности
осуществляется непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных
исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в
технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги либо процессы.
Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но
могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи
средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой
его стадии. Помимо научных исследований и разработок, в составе инновационной
деятельности обычно выделяются следующие основные ее виды:
·
приобретение
овеществленных технологий – машин и оборудования, прочих основных фондов, по
своему технологическому назначению необходимых для внедрения инноваций;
·
приобретение
неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, патентных (прав на
патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов и
полезных моделей) и беспатентных лицензий, ноу-хау, новых технологий в
разукомплектованном виде, не защищенных охранными документами, а также товарных
знаков, других услуг технологического содержания (инжиниринговых,
консультационных и т.п.);
·
приобретение
программных средств, связанных с осуществлением инноваций;
·
производственное
проектирование, с подготовкой планов и чертежей, предусмотренных для
определения производственных процедур, технических спецификаций,
эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки,
производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг;
·
технологическая
подготовка и организация производства, охватывающие приобретение средств
технологической оснастки, дополняющей производственное оборудование для
выполнения определенной части технологического процесса (инструмента,
приспособлений, калибров, пресс-форм и т.п.), осуществление изменений в них, а
также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества м
связанном с этим программном обеспечении, необходимых для изготовления нового
продукта или применения нового технологического процесса, внедрения новых услуг
или методов их производства (передачи) либо их совершенствования; пробное
производство или испытания, если предполагается дальнейшая доработка
конструкции;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|