1) производство продукции, основанное на точном знании
потребностей покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностей
предприятия;
2) наиболее полное удовлетворение потребностей покупателя,
обеспечение его средствами или комплексом средств для решения
конкретных проблем (альтернативный принцип - производство товаров и
услуг с последующим поиском сбыта);
3) эффективная реализация продукции и услуг на определенных
рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки;
4) обеспечение долговременной результативности (прибыльности)
производственно-коммерческой деятельности предприятия, что предполагает
постоянный задел научно-технических идей и разработок для производства
товаров рыночной новизны;
5) единство стратегии и тактики производителя в целях актив-
ной адаптации к изменяющимся требованиям покупателей при одновременном
воздействии на формирование и стимулирование потребностей [См.: Все о
маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических
и коммерческих служб. - М.: Азимут-Центр. 1992. - С. 4].
Итак, если проанализировать все выше представленные определения
"основных принципов маркетинга" у разных авторов, то, как видим,
эти "принципы маркетинга" не являются чем-то достаточно единым и
устоявшимся, и если говорить о совокупности принципов маркетинга в целом,
то они в целом несут разноречивый смысл, приобретают, если брать
"системный контекст" - у каждого автора противоречивый характер.
Тем не менее, если исходить из предложенного "системного кон-
текста" принципов маркетинга, то нетрудно заметить и нечто общее
в представленных определениях совокупности "основных принципов
маркетинга", а именно:
- необходимость знания покупателей и их потребностей;
- необходимость знания рыночной ситуации в определенном сек-
торе (сегменте) рынка;
- стремление удовлетворить нужды, потребности и запросы покупателей;
- наличие гибкости производства, основанного на точном знании
целевого сегмента "своего" рынка;
- необходимость проведения инноваций (например, создание но- вого
товара);
- необходимость планирования по различным временным горизон-
там: построение маркетинговых программ в долго-, средне-,
кратко- временных аспектах, планирование их "увязки";
- необходимость проведения в жизнь принятых маркетинговых ре-
шений (в основном, краткосрочных задач по достижению желае-
мых уровней сбыта на различных рынках);
- продвижение товаров и услуг;
- осуществление различных форм информации, убеждения или на-
поминания о своих товарах, услугах, предприятии, торговой
марке и т.п.
“Набирается” достаточное количество "принципов
маркетинга", которые надо как-то идентифицировать и осмыслить.
Рассмотрим еще один вариант "основных принципов
маркетинга", который был верифицирован на основе опыта чтения лекций по
маркетингу и соответствующего общения со студентами на экономических
факультетах в Московской коммерческой академии (Омский филиал), в Омском
государственном университете и в Омском государственном техническом
университете.
"Основные принципы маркетинга":
1) marketing reseаrch - исследование рынка (всестороннее и
глубокое); кроме того, также используется контекст исследования
экономической конъюктуры и производственно-сбытовых возможностей
предприятия;
2) segmentation - сегментация рынка;
3) adaptation - гибкое реагирование на требования активного и
потенциального спроса;
4) innovation - инновация, создание нового товара;
5) planning - планирование, построение различных маркетинговых
программ, долго-, средне- и кратко- срочное планирование маркетинговой
деятельности фирмы;
6) promotion - (дословный перевод: "продвижение при
поддержке"): а) продвижение товаров и услуг; а также: б) любая форма
сообщений, используемая предприятием для информации, убеждения или
напоминания о своих товарах, услугах, предприятии, торговой марке и т.п.;
7) governing of market - "глобальное" управление
маркетингом,
обуславливающее "основной ход событий" в деятельности фирмы;
8) management of market - управление маркетингом, понимаемое
как решение, в основном, краткосрочных задач по достижению желаемых
уровней сбыта на различных рынках (типа того: что продавать, кому
продавать, почему следует это продавать, где и каким образом продавать, когда
все это продавать и как управлять всем этим движением товаров и услуг).
Данные принципы были выделены по критерию: сначала проведение
конкретных эмпирических исследований потребителей, а затем запуск и самого
производства на основе маркетинга. Кроме того, при выделении принципов
маркетинга использовался критерий анализа логики рыночной деятельности
многих западных фирм.
Но могут возникнуть, например, следующие вопросы:
1. Достаточное ли количество принципов маркетинга выделено ?
2. Что делать с теми принципами маркетинга, которых в предложенном
списке нет, но можно предположить, что они должны быть ?
Ответ на 1-й поставленный вопрос ("достаточное ли количество
принципов маркетинга выделено ?") сводится к тому, что мы
стремились предложить минимально необходимое число принципов, используемых
в маркетинговой деятельности в развитых капиталистических странах. Ответ на
2-й поставленный вопрос ("что делать с теми принципами маркетинга,
которых в предложенном списке нет, но можно предположить, что они должны быть
?") сводится к тому, что практически любой "новый принцип"
маркетинга может быть либо "интегрирован" в данный список, либо
"приплюсован" к имеющимся.
Например: входит ли реклама в принцип маркетинга ? По этому по-
воду ответ может быть следующим: реклама - входит в принципы
"promotion" - "governing of market" и
"management of market".
Это - элемент так называемой "коммуникационной политики",
которая, кстати, в мировом маркетинге имеет несколько иной статус, чем
"принцип" маркетинга.
Другой пример: входит ли в принцип маркетинга "ценовая поли-
тика" ? Кстати, ее еще называют "pricing policy".
Ценовая поли-
тика, должна ли являться она "принципом" маркетинга, - это
дос-
таточно сложный вопрос; я ее не включаю в "отдельный
принцип".
Поскольку ценовая политика - это "больше", чем принцип,
посколь-
ку она является "сквозным элементом" любого принципа
маркетинга.
Фирма, для которой маркетинг
необходим, должна составлять маркетинговые программы постоянно, а не от случая
к случаю.
В маркетинге используется принцип
скользящего планирования, предусматривающий текущую последовательную
корректировку показателей. К примеру, если программа составлена на 5 лет, то
корректировки должны вносится ежегодно, а для российских условий даже чаще,
поскольку политическая и экономическая нестабильность находят свое отражение на
любом рынке и достижение определенных количественных показателей ( объем
прибыли, объем рынка и т. д. ) напрямую зависят от постоянно изменяющихся
ставок налогов, уровня инфляции, выплат заработной платы в различных регионах,
социальных программ правительства, указов по поводу запрещения некоторых видов
рекламы и т. п. Поэтому, необходимо включение в планы некоторых финансовых и
ресурсных “подушек” - резервных фондов на случай непредвиденных обстоятельств.
При разработке маркетинговых программ, как
и планов внутрифирменного развития, используется также принцип
многовариантности, т. е. соответствующие службы предпочитают готовить не один,
а несколько вариантов маркетинговой программы и плана (обычно 3 варианта -
минимальный или наихудший, оптимальный, наиболее вероятный и максимальный или
наилучший).
Рисунок 4* . Схема маркетинговой деятельности
предприятия
Анализ и контроль (рынка, покупателей, конкурентов, товара)
|
|
Маркетинговые решения:
товар, место торговли, система
формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС),ценовая политика и
т.д.
|
|
Планирование
Новые товары и их
использование
Выбор
рынка Управление
(рынков)
производством
товара
Прогнозирование
рынков
|
|
Система информации и управления
|
|
Анализ:
а)рыночной ситуации
б)покупателей,
в)конкурентов,
г)товара
|
|
Цели маркетинга::
а)удовлетворение требований (потребностей)
потребителей,
б) достижение превосходства над
конкурентами
в) завоевание доли рынка,
г)обеспечение роста продаж
|
|
Цели предприятия:
а)возвращение капиталовложений,
б)оплата труда персонала,
в)социальные обязанности перед
обществом
|
|
Внешняя среда:
экономика,
правовые ограничения,
политика,
социальная сфера,
международные
отношения
т.д.
Внутренняя среда:
финансовая,
технологическая,
кадровая,
организационно-
структурная
и т.д.
|
|
ГЛАВА 3.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
Многогранен и противоречив процесс
политических и экономических преобразований в России. И одно из наиболее ярких
достижений - это переход к открытому для внешнего мира обществу.
Интернационализация экономической и общественной жизни происходит в нашей стране
резко и неравномерно, поистине скачкообразно, в особенных, нередко болезненных
формах, поражая как новые возможности, так проблемы и угрозы. Необходимость
быстрого приспособления к новым реальностям вызывает у многих, кто совсем не
готов к этому, то, что называют “культурным шоком”.
Однако, как показывает опыт многих стран, превращение зарубежного,
международного, будь то товар, информация или партнер по бизнесу, в нечто
обыденное для повседневного бытия на самом деле имеет поистине революционный
характер. Приобщение к международному сообществу ведет не только ведет к
кардинальным изменениям в производстве и потреблении, но и решительно меняет
наши представления о современном мире, заставляет ставить и осмысливать новые
проблемы и в конечном итоге требует нового мировоззрения, поведения,
квалификаций и знаний.
В условиях планово-централизованной системы как слово,
так и понятие "маркетинг" находились под идеологическим запретом, а
если о них и упоминалось, то с резко отрицательной оценкой: "Маркетинг
ставит на научную основу эксплуатацию трудящихся не только как
производителей, но и как потребителей, создает научную базу подчинения и
контроля монополиями мелкого и среднего капитала".
Россия воочию увидела, что такое маркетинг, испытав на себе
маркетинговую программу "сникеризации",
блестяще разработанную и проведенную на ее просторах всемирно известной компанией
"Марс". В 1993 г. эта компания, принадлежащая семье Марсов, по итогам
конкурса ближневосточного журнала "Идеи и финансы" занимала третье
место в мире по размерам богатства, владея состоянием в 14 млрд. долларов.
"Марс" в течение четырех десятилетий завоевывал мировой рынок на
основе концепции питательной и калорийной пищи, которую воплощает батончик шоколада
"Марс". Поначалу он выглядел совсем не таким, каким пришел к нам в
Россию, а напоминал... кусок мыла в невзрачной бумажной упаковке. Но его и
воспринимали не как лакомство, а как полноценную высококалорийную пищу, которая
даже входила в дневной рацион британского солдата. К моменту "завоевания"
России частная компания "Марс Инкорпорейтед"
выросла в настоящую империю с гигантскими заводами не только в США, Европе и
Англии, но и в Гонконге, Японии и Австралии.
Первые пробные шажки на российском рынке сделало
дочернее предприятие компании "Мастер Фудс"
в конце 80-х -начале 90-х годов. Рубль был и тогда неконвертируемым, рынок
шоколада еще не родился, а объем продаж не зависел от спроса и рекламы. Сладкие
батончики поступали мелкими партиями, а глава фирмы Джон Скиннер лично развозил коробки по магазинам. В "Елисеевском" и "Новоарбатском" набор из четырех шоколадок ("Марс", "Сникерс",
"Милки Уэй" и "Твикс") продавался по пять рублей, в то
время как один доллар стоил уже двадцать рублей.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|