рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Сущность, источники формирования и распределения прибыли на туристском предприятии

Сущность, источники формирования и распределения прибыли на туристском предприятии

Содержание


Введение                                                                                                С. 3


Глава 1. Прибыль как важнейший показатель хозяйственной деятельности туристического предприятия

1.1. Прибыль как экономическая категория

                                                                                                               С. 81.2. 1.2. Сущность прибыли туристического предприятия                                                С. 8


1.3. Источники образования прибыли

на туристическом предприятии                                                            С. 11


1.4. Виды прибыли и методика их расчета                                           С. 12


1.5. Распределение и использование прибыли

туристическом предприятия                                                                 С. 16


Глава 2.  Рентабельность хозяйственной деятельности

туристического предприятия                                                                С. 18

2.1. Сущность рентабельности туристического предприятия

2.2. Основные показатели рентабельности туристического предприятия.

2.3. Основные источники резервов повышения уровня рентабельности



Глава 3. Управление прибылью и рентабельностью

на туристическом предприятии                                                            С. 21


Заключение                                                                                            С. 28


Список литературы                                                                               С. 31


Введение

Как установлено Гражданским кодексом Республики Беларусь, «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» /1, ст. 46 ч.1/. Эта цель является отличительной для коммерческих организаций, которыми являются и туристические предприятия. Перед руководителем, работниками, любой организации в рыночной экономике встает вопрос увеличения прибыли и улучшения показателей рентабельности.

Основной целью данной работы является определение места этих понятий в деятельности туристических предприятий.

Работа состоит из введения, основной части (четыре раздела) и заключения.

В первом разделе, не затрагивая частных вопросов прибыли и рентабельности туристических предприятий, раскрывается суть названных понятий, приводятся различные точки зрения на природу прибыли, называются основные виды рентабельности. В отделе дается анализ действующего законодательства, определяющего порядок исчисления налогов исходя из норм прибыли.

Во втором разделе анализируются сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристического предприятия. Раздел разбит на главы.

В третьем разделе освещается проблема рентабельность хозяйственной деятельности туристического предприятия, как по всему объему реализованных туристских продуктов и услуг, так и по их отдельным видам.

В четвертом разделе анализируется проблема управления прибылью и рентабельностью на туристическом предприятии, в частности планирование прибыли, а также взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и издержками производства.

В заключении в тезисной форме представлены выводы.

Основной трудностью при написании работы следует признать малое количество источников по теме. В то же время следует отметить, что подавляющее большинство (5 из 6) рассмотренных источников (3 – нормативные правовые акты, 3 – учебная литература) – отечественного издания, то есть рассчитаны на специфику экономики Республики Беларусь, что позволяет лучше ориентироваться в рассматриваемых вопросах.




Глава 1. Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристического предприятия

1.1. Определение прибыли как экономической категории.

Нынешняя экономическая теория трактует прибыль как доход от использования факторов производства - труда, земли, капитала и предпринимательства /7; с. 237/.

В количественном отношении прибыль представляет собой разность между общей выручкой и издержками, но если существуют два подхода к определению и измерению издержек, то и содержание понятия «прибыль» следует рассматривать в двух аспектах - бухгалтерском и экономическом.

Бухгалтерская прибыль есть разность между общей выручкой и внешними издержками. К последним относят явные, фактические издержки: заработную плату, затраты на топливо, энергию, вспомогательные материалы, проценты по ссудам, арендную плату, амортизацию и т.д.

В экономической теории и практике совокупность постоянных и переменных издержек относят к хозяйственным издержкам. Совокупные хозяйственные издержки вместе с нормальной прибылью составляют экономические затраты (издержки). Разность между общей выручкой и экономическими издержками образует экономическую, или чистую, прибыль /7, с. 237-238/.

Чем объяснить существование экономической прибыли? Если она есть некий излишек над нормальной прибылью, то ее существование связано с определенными воздействиями предпринимателей на хозяйственную сферу, что придает динамизм экономике. Значит, экономическая прибыль возможна только в динамичной экономике. В силу сказанного оправдано утверждение, что существование экономической прибыли есть результат предпринимательской деятельности субъекта, его умения оптимально скоординировать используемые факторы производства, найти им наилучшее применение. Сущность экономической прибыли можно объяснить и новаторством предпринимателя, применением им инновационных решений в хозяйственных делах. В конечном итоге суть и первого, и второго объяснения природы экономической прибыли связана с риском предпринимателя, его готовностью нести всю полноту ответственности за принимаемые экономические решения. Поэтому порой саму прибыль определяют как плату за риск. В отдельных случаях ее можно рассматривать как результат естественной или искусственной монополии.

Для фирмы важен вопрос размера прибыли. Существуют абсолютный и относительный показатели прибыли. Что касается абсолютной величины прибыли, то она выражается понятием «масса прибыли». Сама по себе масса прибыли еще ни о чем не говорит, поэтому данная величина всегда должна сопоставляться с годовым оборотом фирмы или величиной ее капитала. Важен при этом и показатель динамики прибыли, сравнение ее величины в данном году с соответствующей величиной предыдущих лет /7; с. 239/.




1.2. Сущность прибыли туристического предприятия

Прибыль в туризме создается только трудом работников данной отрасли, независимо от его характера. Произведенный в этой сфере продукт станет товаром тогда, когда дойдет до потребителя. Процесс создания стоимости туристского продукта не заканчивается в сфере производства, а продолжается на последующих стадиях его реализации. И на всех этапах его стоимость растет, хотя потребительская стоимость остается при этом неизменной. Поэтому в туризме прибыль является непосредственно созданной в данной отрасли.

Таким образом, можно полагать, что прибыль, созданная в туризме, независимо от соотношения производительного и непроизводительного труда, создается непосредственно в данной отрасли и занимает значительное место в рассматриваемом воспроизводстве.

Конечный результат деятельности туристского предприятия характеризуется не одним, а группой показателей. Но среди них только прибыль отражает превышение полученного результата от реализации туристского продукта и других видов деятельности над всеми его затратами. Совершенствование хозяйственного механизма туристского предприятия в нынешних условиях требует тщательного теоретического и практического анализа как всей системы используемых экономических категорий, так и отдельных ее элементов. К числу наиболее важных категорий, определяющих основу механизма хозяйствования, относится прибыль предприятия /4; с. 350 – 351/.

С точки зрения бухгалтерского учета, прибыль отдельного предприятия состоит из двух компонентов:

1) дохода от обычной деятельности предприятия, представляющего собой разницу между выручкой от продаж и необходимыми производственными и иными затратами;

2) дохода, получаемого компанией от определенных видов ее активов, приносящих прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства), а также активов, чья стоимость может изменяться в ходе отчетного периода (запасы, земельные участки, оборудование, ценные бумаги) /4; с. 351/.

Прибыль за отчетный период должна в идеале полностью учитывать оба вида доходов.

Прибыль как экономическая категория отражает доход туристского предприятия от реализации туристского продукта или услуги, созданных в производительной деятельности путем соединения факторов производства (труд, капитал, рекреационные ресурсы). Она имеет количественное и качественное выражение. В первом случае прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации и издержками производства туристского предприятия. Во втором - характеризует эффективность его деятельности.

Эффективность (от латин. effectus - исполнение, действие) означает результат, следствие каких-либо причин, действий. Эффективность деятельности туристского предприятия можно определить как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности. Экономическая эффективность отражает уровень развития предприятия и степень использования издержек производства и характеризуется успехами в достижении прибыли - конечного результата хозяйственно-финансовой деятельности /4; с. 351/.

Показатель прибыли, сохранив свою значимость как критерий оценки результата работы туристского предприятия, его конечных финансовых результатов, выступает в качестве источника удовлетворения разнообразных потребностей как предприятия, так и общества в целом. Поэтому в системе распределения прибыли должны учитываться интересы:

- общества;

- туристского предприятия;

- собственника;

- работников /4; с. 351 –352/.

Объектом экономических интересов общества служит та часть прибыли, которую предприятие уплачивает в виде налога на прибыль по твердо установленной фиксированной процентной ставке. Это один из первоочередных платежей туристских предприятий, являющийся весомым источником пополнения государственного бюджета. Поэтому государством конкретно определена экономическая ответственность субъектов хозяйствования и регламентированы их действия по исполнительской дисциплине.

Экономические интересы туристского предприятия удовлетворяются за счет прибыли, остающейся в его распоряжении (чистая прибыль). Она направляется на решение задач производственного и социального характера. Значение прибыли для туристского предприятия заключается в том, что она выступает:

- фондообразующим показателем;

- источником финансовых ресурсов;

- источником образования имущества;

- источником материального стимулирования трудового коллектива;

- источником предоставления льгот работникам предприятия.

Экономические интересы собственника направлены на увеличение прибыли предприятия, так как за счет дивидендов и расширения туристского бизнеса значительно увеличивается его капитал.

Экономические интересы работников связаны с увеличением их дохода и социальными выплатами за счет чистой прибыли предприятия.

Сбалансированность экономических интересов всех уровней может быть достигнута при соблюдении таких принципов, как:

- первоочередное выполнение туристским предприятием финансовых обязательств перед государством;

- максимальное обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

- материальная заинтересованность работников в увеличении прибыли за счет средств чистой прибыли;

- стремление к максимальному удовлетворению социально-культурных нужд /4; с. 352 –353/.

Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции:

- Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени от предприятия зависят такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата; в полной мере - уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Вместе с тем прибыль не является универсальным показателем и потому не отражает все аспекты деятельности предприятия. Чтобы оценить производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия, используют систему показателей.

- Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

- В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ /4; с. 353 –354/.


1.3. Источники образования прибыли на туристическом предприятии

Долгое время в теории, на практике и в официальных документах источником прибыли признавался единственный фактор производства - труд. Для туризма этот постулат справедлив в тех редких случаях, когда посредник (турагент) покупает туристский продукт с целью его немедленной перепродажи по более высокой цене. Тогда труд турагента выступает источником получения прибыли, поскольку турагент приобрел этот товар с целью реализации. Как свидетельствует опыт стран с развитой экономикой, получение прибыли основано на привлечении нескольких факторов производства, прежде всего труда и капитала. При этом понятие прибыли связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, а также с периодом, в течение которого происходит это обесценивание.

С развитием рыночных отношений все чаще стали говорить и о других версиях происхождения прибыли:

- прибыль, заработанная благодаря инициативе;

- прибыль, полученная при неблагоприятных обстоятельствах (по сути - понесенный вследствие неблагоприятных условий убыток);

- прибыль, извлечение которой возможно благодаря ее признанию общественными институтами, среди которых важную роль играют органы государственной власти («допускаемая прибыль»).

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.