Сущность налога и налоговая система
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 3
1.
Сущность налога
__________________________________ 5
1.1 Понятие и
роль налогов ____________________________ 5
1.2.
Элементы закона о налоге _________________________ 5
1.3.
Виды налогов ____________________________________ 6
1.4.
Функции налогов __________________________________ 7
2.
Налоговая система ________________________________ 9
2.1.
Налоговая система и ее задачи _____________________ 9
2.2.
Виды налоговых систем ___________________________ 9
2.3.
Принципы налогообложения ______________________ 10
3.
Система налогов в Российской
Федерации __________ 14
3.1.
Классификация налогов в российской экономике ______ 14
3.2.
Основные налоги ________________________________ 17
4.
Совершенствование
налоговой системы
Российской Федерации _______________________________
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
___________________________________________34
Список используемой литературы _________________________36
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются
необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения
государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда
сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном
обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо
финансовой функции налоговый механизм используется для экономического
воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру,
на состояние научно-технического прогресса.
Налоги стали
известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление
связано с самыми первыми общественными потребностями.
В развитии форм и методов
взимания налогов можно выделить три крупных этапа.
На начальном этапе развития
общества (от древнего мира до начала средних веков) государство не имело
финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо
собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было
получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину.
На втором этапе (XVI – начало
XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том числе финансовых,
и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает квоту
обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс
более или менее широкими рамками.
И, наконец, третий,
современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и
взимания налогов, ибо на сегодняшний день сложилась широкая практика применения
государством правил налогообложения. Региональные и местные органы власти
играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Важное место отводится налогам,
как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную
экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на
негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным
инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является
одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи
общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей,
предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и
организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются
взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными
и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При
помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность
налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем
предоставления налоговых льгот инвесторам.
В условиях перехода от
административно - директивных методов управления к экономическим резко
возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики,
поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем
предоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотную
налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и
осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.
Посредством налогов государство воздействует
на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает
гарантом конституционного права.
Налоговая система в Российской Федерации
начала создаваться в 1991 году, когда в декабре был принят пакет
законопроектов о налоговой системе. Среди них закон “Об основах налоговой
системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и
организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы
установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в
бюджетную систему России, определили категории налогоплательщиков, их права и
обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему
времени в некоторые из этих законов внесены изменения и дополнения, некоторые
из них утратили силу в связи с введением в действие налогового кодекса
Российской Федерации (части I и II).
Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность
налога и дать определение налоговой системы. Для этого, мне так кажется,
необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести
элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы живем
в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и
основные виды налогов в российской экономике. Чтобы раскрыть понятие налоговой
системы нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее задачи, виды
налоговых систем, а также выделить основные принципы налогообложения.
1.
Сущность налога
1.1.
Понятие и роль
налогов
Существование любого современного государства
неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе.
Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип
заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные
налоги и сборы».[1]
Налоги играют важнейшую роль среди государственных
доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.
Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в
форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [2]
В силу традиций платеж, являющийся налогом,
может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос,
взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из
условий совершения государственными органами юридически значимых действий в
отношении плательщиков сборов.[3]
Налог является индивидуально безвозмездным,
взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и
не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной
властью в одностороннем порядке.
Совокупность взимаемых в государстве
налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также
форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами
налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров,
отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами,
пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц,
передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и
другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы
налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.
1.2.
ЭЛЕМЕНТЫ ЗАКОНА О НАЛОГЕ.
Законодательными актами государство устанавливает конкретные методы
исчисления и способы уплаты и взимания налогов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|