Налог
считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и
элементы налогообложения, а именно:
·
объект
налогообложения –
это операции по реализации товаров (работ , услуг), имущество или доход,
подлежащие обложению, измеримые
количественно, которые служат базой для исчисления налога;
·
налоговая
база –
стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
·
налоговый период – определенный период времени, по окончании
которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая
уплате;
·
налоговая ставка – величина налоговых отчислений с единицы
объекта налога.
Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой,
·
порядок исчисления налога – конкретный порядок уплаты налога,
который устанавливается законодательством о налогах;
·
порядок и
сроки уплаты
налога - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в
законодательстве, а за его нарушение, не зависимо
от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
1.3.
ВИДЫ НАЛОГОВ
Налога бывают двух видов. Первый вид — налоги на
доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль
корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и
рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);
поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю
и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с
конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на
добавленную стоимость; акцизы
(налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и
другие. Это косвенные налоги.
Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из
них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они
включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной
продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя
в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги,
облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть
налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично
предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а
большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность
предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть
косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных
налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности
предложения— к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение
капиталовложений или перелив капитала в другие сферы
деятельности.
Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные
налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на
единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют
в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его
величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины
ставки по мере роста дохода Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых
сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные
ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода Регрессивный налог может и не
приводить к росту абсолютной суммы
поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
В зависимости от использования налоги делятся на общие
и специфические. Общие налоги используются на
финансирование текущих и капитальных расходов государственного и
местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические
налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное
страхование или отчисления в дорожные фонды).
1.4.
ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание
налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют пять
важнейшие функции:
1. Обеспечение
финансирования государственных расходов (фискальная функция).
2
Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
3
Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных
социальных групп с целью сглаживания неравенства
между ними (социальная функция).
4
Стимулирующая функция.
5
Контрольная функция
Во всех государствах, при всех общественных формациях
налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов
предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны
страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных
источников доходов,
либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - учреждения
культуры, здравоохранения, образования и др.
Налогам
принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного
бюджета. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных
отношениях, нельзя обойтись. Рыночная
экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством,
невозможно. Иное дело - как она регулируется,
какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное
место в самой системе регулирования
принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения,
маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из
бюджета капитальных вложений и дотаций и т.
п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками,
льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и
отменяя другие налоги, государство создает
условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для
общества проблем.
Социальная или перераспределительная
функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете
концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных
проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных
межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических
и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли
предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на
развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие
и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные
дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных
условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на
развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее
болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
Контрольная функция налогов. Сущность ее состоит
в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых
поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и
глубина, в известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том,
чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно
и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика
работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты
налогов явление частое.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так
как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
2.
Налоговая система
2.1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЁ ЗАДАЧИ.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном
порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим
механизмом системы государственного регулирования экономики.
Налоговые системы развитых стран складываются под
влиянием различных экономических, политических и социальных условий. Налоговые
системы различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по
фискальным
полномочиям различных уровней власти и т.д.
Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с
помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду
производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства;
реализация социальных программ.
Главная функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной части
государственного бюджета). Но так же существуют и другие функции -ослабление
дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем
производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического
прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.
Эффективность налоговой системы определяется двумя
факторами:
1.
Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;
2.
Минимизация расходов по взиманию налогов.
Эффективность налоговой системы определяется как чистый доход
государства от поступления налогов, т.е. как разница между взысканными
налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой
системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней
занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от
уровня ставок налогов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|