-
в пятых,
крупномасштабным оборотом “теневого капитала”;
-
в
шестых, большими непродуктивными затратами, приписками, кражами, еще пока не
поддается гражданскому учету.
В странах с фиксированным
количеством денег в обороте могут быть использованы три способа покрытия
дефицита бюджета – государственные займы, жесткое налогообложение и эмиссия бумажных
денег, то есть увеличение денежной массы в обороте, что приводит к увеличению
государственного долга.
Государственный долг – это сумма
накопленных в стране бюджетных дефицитов за исключением позитивных сальдо
бюджетов, которые имели место за это время. Различают внешний и внутренний
государственный долг.
Внешний государственный долг – это
долг иностранным государствам, организациям, отдельным лицам. Он ложится на
страну тяжелой ношей, поскольку ей приходится рассчитываться за него ценными
товарами, сырьем, предоставлять определенные услуги, чтобы оплатить проценты и
погасить долг. Следует иметь в виду, что кредитор в этих условиях выставляет те
или иные запросы, только после выполнения которых, можно насчитывать на кредит.
За последнее время внешний долг Украины очень быстро возрастает, увеличиваясь
ежеквартально на 600 млн. дол. В 1994 г. он составлял приблизительно 7 млрд.
дол.
Внутренний долг – это долг
государства своему населению. В соответствии с законодательством
государственным внутренним долгом ест долговое обязательство правительства,
выраженное в валюте, перед юридическими и физическими лицами. Такие
обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством;
государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени
правительства; других долговых обязательств, гарантированных правительством.
Увеличение внутреннего долга менее
опасно для национальной экономики по сравнению с увеличением внешнего долга.
При погашении внутреннего долга не происходит уменьшения ценных товаров и
ресурсов, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, в
частности перераспределяются доходы внутри страны.
Следует также отметить, что
бюджетный дефицит и государственный долг тесно связанны, ведь государственный
займ является важным источником покрытия бюджетного дефицита. Кроме того,
выяснить насколько опасным является тот или иной объем дефицита,
невозможно без анализа величины государственного долга. В тоже время для оценки
его размера необходимо определить факторы роста бюджетного дефицита.
Существование государственного долга
в принципе не является исключительным и очень негативным фактором. Большинство
стран с развитой экономикой имеют государственный долг, однако, это не стало
причиной дестабилизации их экономики, так как происходит серьезный контроль над
размерами государственных займов и четко определяются методы их покрытия.
Острые нынешние финансовые проблемы в Украине во многом объясняются именно
неконтролируемым увеличением государственного долга без поиска источников его
погашения. В результате происходит нарастание инфляционных процессов и, как
последствие, усиление нестабильности денежных отношений.
Влияние инфляции на бюджетную
систему в Украине многофакторное, поэтому и программа по борьбе с инфляцией
должна включать комплекс действий, направленных на оздоровление финансовой
ситуации в стране. Эти действия должны быть направлены против тех инфляционных
факторов, которые имели место на протяжении последних лет. К их числу
относятся:
в отрасли денежных факторов инфляции
а) увеличение существующей денежной
массы за счет автоматического увеличения заработной платы независимо от
реальных результатов труда, то есть производства продукции;
б) увеличение безналичного расчета
за счет кредитования низко рентабельных предприятий;
_
_____
стр. 6
_
суть бюджетной системы_
в) увеличение дефицитного
финансирования бюджетных затрат за счет автоматического кредитования
центральным банком, что, в свою очередь, ведет к контролированному
регулированию наличной массы (заработная плата, пенсии, стипендии) и
безналичного оборота (финансирование капитальных вложений с долгосрочной
окупаемостью, покрытие расходов предприятий);
в отрасли структурных факторов
инфляции
а) сильное увеличение цен на
энергоносители, основные виды сырья и материалов;
б) замораживание больших средств в
капитальном строительстве, что ведет, с одной стороны, к перенесению затрат на
себестоимость продукции (финансирование за счет предприятий), с другой стороны
– к увеличению бюджета (государственное финансирование);
в) монопольное ценообразование в
условиях монополизации большинства видов промышленного производства, что ведет
к диктатному увеличению цен производителями, поскольку потребители лишены
выбора;
г) затраты материальных и финансовых
ресурсов в отрасли военной промышленности плюс военные затраты в бюджете, а
также затраты на конверсию предприятий.
Если способы влияния денежных
факторов на инфляционный процесс нужно применять немедленно, то для структурных
факторов имеет долгосрочный характер, однако и здесь необходима четко
разработанная поэтапная анти – инфляционная программа.
Без понижения уровня инфляции не
могут быть успешно использованы затраты бюджета, направленные на социальные
потребности (составляют 2/3 бюджета). Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит
не может превышать 3% валового национального продукта, иначе не может нормально
функционировать финансово – кредитная система, а, следовательно, не может
проходить переход к рыночным отношениям.
Кроме антиинфляционных методов,
необходимо усовершенствовать организацию бюджетной системы, изменить структуру
бюджета. Кроме того, необходимо: во первых, уменьшить затраты бюджета на
дотации для покрытия разницы в ценах на сырье и энергоносители, на
сельскохозяйственную продукцию; во вторых, уменьшить объем централизованных
капиталовложений (на него приходится больше чем половина общего объема
капиталовложений) за счет расширения госпрозрасчетного самофинансирования
капитального строительства; в третьих, решительно сократить затраты на
государственный аппарат (в соответствии с Законом Украины “Про Государственный
бюджет Украины на 1994 год” затраты на государственный аппарат составляли
огромную сумму – 42 трлн. крб. (420 млн. гр.)); в третьих, уменьшить затраты на
оборону в целесообразных рамках (где возможно, привлечь иностранный капитал для
проведения конверсионных программ).
Однако главным в оздоровлении
финансов является не столько сокращение затрат, сколько увеличение доходов
бюджета. Огромное значение при этом имеет разработка и принятие общего
законодательного акта про бюджетную систему, и бюджетный процесс в стране.
Например, в США есть специальный закон про бюджетный процесс, на основе
которого можно создать самый рациональный вариант бюджета. Так, у конгресс США
передается проект бюджета, который разрабатывается аппаратом президента.
Конгресс, имея свой научно – исследовательский центр, создает на альтернативной
основе свой проект бюджета, который выносится на обсуждение конгресса и
общественности. Через анализ, дискуссии, согласовательные комиссии принимается
оптимальный вариант бюджета (до 1 октября, когда в США начинается новый
финансовый год). Отдельно утверждается доходная часть бюджета. На основе закона
про бюджетный процесс становится возможным сокращение уже принятых расходов.
Этот позитивный опыт заслуживает внимания и в нашей стране.
_
_____
стр.
7
суть
бюджетной системы_
Одним из основных направлений
усовершенствования бюджетной системы в условиях рыночных отношений является
демократизация формирования и использования всей системы бюджетов. Ведь
административная система не только обусловила высокую концентрацию денег в
центре (3/4 национального дохода в бывшем СССР, В США – приблизительно 35% в
середине 60-х годов), а и определила формирование бюджета по принципу “сверху
вниз”. Это означало, что в начале удовлетворялись приоритетные интересы, а уже
после, все что оставалось, посылалось республикам и местным органам власти.
Поэтому теперь в Украине необходимо создать такую систему формирования и
использования бюджета, которая бы заинтересовала и производителей, и органы
власти всех уровней увеличивать доходы и использовать их с наибольшей
эффективностью. Говорится о том, что каждый трудовой коллектив должен работать
так, чтобы увеличивать прибыль, одна часть которой идет на обеспечение
социально – экономических потребностей коллектива, другую часть получают
местные органы власти, она поступает в бюджет. Когда интересы производителей
будут тесно связанны с интересами всех органов власти, тогда будут созданы
наиболее подходящие условия для предприятий и экономического развития отдельных
регионов страны в целом. Поэтому формирование и выполнение бюджетов по новым
принципам “снизу вверх” обеспечивает демократизацию бюджетной системы,
реализацию принципа социальной справедливости, создает общую заинтересованность
в расширении и увеличении производства с целью максимального удовлетворения
материальных и социальных нужд общества.
Закон про бюджетную систему Украины
решает проблему местных бюджетов. Органы местной власти самостоятельно
разрабатывают, утверждают и выполняют свои бюджеты. При этом предусматривается,
что для финансирования принципов обще районного или обще областного масштаба
часть денег местных органов власти по обоюдному согласию может передаваться в
районные или областные бюджеты. В то же время в местные бюджеты с бюджетов
более высоких уровней могут передаваться средства в виде субвенций, субсидий,
дотаций. Возможность маневрировать средствами дает возможность местным органам
власти концентрировать их на решении важных хозяйственных региональных и
социальных проблем. Кроме того, самостоятельно назначать нормы и объемы затрат
на содержание жилищно – комунального хозяйства, учреждений охраны здоровья,
народного образования, социального обеспечения, культуры и спорта, органов
охраны окружающей среды, предоставлять дополнительные льготы и помощь отдельным
слоям населения. Местные органы останавливают размеры затрат на содержание
управленческого аппарата, создают резервные фонды за счет собственных доходов и
частей превышения доходов над расходами бюджетов низших уровней, которые могут
передаваться на договорных и компенсационных началах областным органам власти
для финансового сбалансирования бюджетов региона.
Таким образом, в соответствии с
законодательством Украины реформа бюджетной системы с расчетом рыночной
специфики базируется на основе принципов:
а) закрепления за каждым звеном
бюджетной системы определенных источников доходов;
б) установление дифференцированных
налогов на прибыль в зависимости от вида деятельности, и равноправных налогов
на все формы собственности, упорядоченности и зависимости в рамках каждого вида
деятельности;
в) обеспечения самостоятельности
каждой ячейки бюджетной системы в формировании и использовании закрепленных
доходных источников.
В увеличении доходной части
государственного бюджета, и ликвидации его дефицитности на первом месте стоит
проблема усовершенствования и развития налогообложения.
_
_____
стр. 8
Страницы: 1, 2, 3
|