рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Свободные экономические зоны: сущность, возможности

Показатели экономического роста Лисаковской специаль­ной экономической зоны сви­детельствуют о стабилизации экономического положения в ре­гионе. Со дня образования Лиса­ковской СЭЗ в 1993 г. объем про­мышленного производства увели­чился в 22,9 раза, рост производ­ства в 1997 г. составил 74%. Объем розничного товарооборо­та в том же году к уровню 1996 г. составил 129,5%. Сохранились действующие предприятия, со­зданы десятки новых в легкой и пищевой промышленности, что позволило расширить ассорти­мент выпускаемой продукции. Ди­намичное развитие получили хо­зяйствующие субъекты малого и среднего предпринимательства, удельный вес которых в общей сумме доходов бюджета значи­тельно увеличился (59.8%). Адми­нистративный совет получил воз­можность вовремя и в полном объеме финансировать проекты, осуществлять текущие платежи по выплате заработной платы и пенсий.[8]

Первый год работы Акмолинской СЭЗ характеризуется ожив­лением и оздоровлением промышленных предприятий, наблюдает­ся ежемесячный рост объемов вы­пускаемой продукции на 1,5-2%. Средства фонда экономического и социального развития были на­правлены на реализацию програм­мы СЭЗ, обустройство и расшире­ние новой столицы.[9]

Придание статуса специаль­ной экономической зоны городу Кызылорде позволило осуще­ствить мероприятия по возобнов­лению работы длительно простаи­вающих предприятий, освоению новых производств, оказанию под­держки малому и среднему пред­принимательству, привлечению ин­вестиций.  (Приложение №1)

Приложение №1.

Таблица 1. Нормативы отчислений СЭЗ в бюджет в % в 1996-2000 гг.

СЭЗ

1996

1997

1998

1999

2000

Акмолинская

40

40

40

40

40

Лисаковская

20

25

30

35

40

Жайрем-Атасуйская

10

10

20

30

40

Кызылординская

-

20

40

40

40

 

В 1997 г. объем продукции в нефтедобывающей промышленно­сти увеличился на 3.0%. а легкой -в 3.4 раза и пищевой промышлен­ности – на 57,8%. Производство сельскохозяйственных жаток воз­росло в 23 раза. запасных частей к сельхозмашинам - в 4 раза. бу­маги - в 2.3 раза, нефти - на 2,7%, швейных изделий - на 34%. хлеба и хлебобулочных изделий - на 31,4%, кондитерских изделий - в 4.1 раза. Предприятиями города освоен выпуск оконных жалюзи (ТОО «Ансар», ТОО «Темирхан»), муки пшеничной (ДТОО «Айдан Агро»), фруктовых соков (АО «Сыр-Шарабы»). Возобновлено произ­водство нетканых материалов в ДТОО «Айдан ФНМ». обуви - в ДТОО «Айдан-обувь', яиц. мяса птицы - в ДТОО «Айдан-Аккус». Малые предприятия увеличили объем производства в 3.1 раза.[10]

В настоящее время в регионе действуют 7 совместных предпри­ятий, из них 4 - по разработке неф­тегазовых месторождений. В тече­ние 1997 г. в развитие Кызылординской СЭЗ было вложено и ос­воено 1,8 млрд. тенге (23.8 млн. долл. США) иностранных инвести­ций, на стадии рассмотрения нахо­дятся проекты на сумму 62.5 млрд. тенге (821.8 млн. долл. США).

Таким образом, создание и становление СЭЗ в Казахстане по­зволяет осуществлять экономичес­кие реформы в регионах: разви­вать производство промышленных товаров, привлекать инвестиции, создавать дополнительные рабо­чие места и обеспечивать заня­тость населения, расширять по­ставки на внутренний рынок кон­курентоспособных товаров и услуг производственного и непроизвод­ственного назначения.

 

2.2 Проблемы функционирования правового режима специальных экономических зон

Правовой режим СЭЗ в РК предусматривает особые условия функционирования для финансо­вой и банковской деятельности. налогообложения, таможенного ре­гулирования. государственной ре­гистрации юридических лиц, ли­цензирования. пребывания ино­странных граждан.

Административные советы мо­гут формировать финансовые фон­ды или. в случае совпадения гра­ницы СЭЗ с границей администра­тивно-территориальной единицы, единый бюджет. Поэтому бюджеты Акмолинской, Кызылординской и Лисаковской СЭЗ одновремен­но являются и бюджетами соответ­ственно гг. Акмолы, Кызылорды, Лисаковска. В Жайрем-Атасуйской СЭЗ формируется финансовый фонд, так как она включает в себя территории г. Каражала, п. Жайрем, п. Шалгинский и земли запа­са Жезказганской области. В до­ход финансового фонда или бюд­жета СЭЗ зачисляются общегосу­дарственные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридически­ми и физическими лицами, заре­гистрированными на территории СЭЗ в качестве налогоплательщи­ков. Платежи в специальные фон­ды, предусмотренные действую­щим законодательством, не могут быть источниками формирования финансового фонда (бюджета).

По Кызылординской СЭЗ такое формирование доходной части бюджета увеличило пос­ледний в 1997 г. почти в два раза в сравнении с соответствующим периодом прошлого года.

Кроме того, объем субвенций для Кызылординской области уменьшился с 54,3% в 1996 г. до 27,0% в 1997 г. Аналогично дина­мика доходов бюджета Лисаков­ской СЭЗ свидетельствует о посто­янном росте объема бюджета. По­ступление доходов в бюджет по, Лисаковской СЭЗ составило 165%. по Кызылординской - 112,6%. Особенности формирования финансов позволяют иметь СЭЗ значитель­ные денежные средства для выполнения социально-экономичес­ких программ развития региона. [14]

Взаимоотношения финансово­го фонда (бюджета) СЭЗ с выше­стоящим бюджетом определяются через долговременный стабильный норматив отчислений от общей суммы доходов, поступающих в фи­нансовый фонд (бюджет) (табл. 2), что способствует развитию не только зоны, но и региона в целом.

Особый правовой режим по финансам предусматривает, что административный совет специ­альной экономической зоны может учреждать целевые финансовые фонды, а том числе фонд эконо­мического и социального развития. Такой фонд образован всеми СЭЗ РК, кроме того, по Акмолинской предусмотрено образование фон­да инвестиций, связанного с обу­стройством новой столицы, по Жайрем-Атасуйской - фонда соци­альной защиты.

Целевые финансовые фонды СЭЗ образуются за счет свобод­ных бюджетных средств, отчисле­ний и сборов неналогового харак­тера. доходов от проведения тор­гов, зональных лотерей, займов. добровольных взносов и пожерт­вований юридических и физичес­ких лиц, а также иных источников. не запрещенных действующим за­конодательством.

Средства фонда экономичес­кого и социального развития на­правляются на финансирование мероприятий, предусмотренных программами развития СЭЗ, на со­здание и расширение мощностей по производству товаров народно­го потребления и оказанию услуг населению, на подготовку кадров и другие цели. В частности, из фон­да экономического и социального развития Кызылординской СЭЗ в 1997 г. было профинансировано 29 субъектов малого бизнеса на об­щую сумму 110 млн. тенге и 13 субъектов индивидуального пред­принимательства на сумму 2.48 млн. тенге.[8]

Налогообложение на террито­рии СЭЗ осуществляется в соот­ветствии с Налоговым кодексом РК, который предусматривает для хозяйствующих субъектов льгот­ный режим: подоходный налог с юридических лиц взимается в раз­мере 20% (против 30%).

Кроме льготы по подоходно­му налогу с юридических лиц, в со­ответствии с Законом РК «О госу­дарственной поддержке прямых инвестиций» хозяйствующим субъектам для реализации приори­тетных проектов могут предостав­ляться льготы и преференции:

·      в виде государственных на­турных грантов;

·      на срок до 5 лет с момента заключения контракта - в виде по­нижения ставки подоходного нало­га, земельного налога и налога на имущество до 100% основной ставки, а также на последующий период до 5 лет - в пределах не более 50% основной ставки.

Льго­ты предоставляются Государствен­ным комитетом РК по инвестици­ям. Для специальных экономичес­ких зон целесообразно было бы ввести его уполномоченный орган, потому что установленная льгота по подоходному налогу с юриди­ческих лиц неконкурентна со льгот­ным режимом, предусмотренным в вышеназванном законе и более благоприятным для инвесторов в других регионах, чем в СЭЗ.[10]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.