рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Свободные экономические зоны: сущность, возможности

Учитывая происходящие ре­формы в финансово-кредитной и налоговой системе республики, а также опыт других стран, добив­шихся успехов в области дей­ственности налоговой политики СЭЗ (например, США, Китай), ста­новится очевидной необходимость совершенствования налогового режима в СЭЗ, в частности уста­новление дополнительных льгот.[8]

Таможенное регулирование регламентируется соответствую­щими указами Президента РК. Тер­ритория СЭЗ рассматривается как находящаяся вне таможенной тер­ритории Республики Казахстан, и на ней действует режим свобод­ной зоны. Он предусматривает ос­вобождение от таможенных по­шлин и налогов ввозимого обору­дования, сырья, материалов, а так­же других товаров, необходимых для выполнения производственных операций. При вывозе товары. произведенные или подвергнутые переработке на территории СЭЗ, тоже освобождаются от таможен­ных пошлин. Организовав пред­приятие в СЭЗ, можно беспошлин­но ввозить оборудование и сырье и беспошлинно же вывозить гото­вую продукцию. Остальные това­ры при ввозе с территории СЭЗ на другие территории и вывозе за пределы РК облагаются таможен­ными пошлинами в зависимости от страны происхождения. Учитывая. что хозяйствующие субъекты име­ют еще и налоговые льготы, мож­но отметить, что режим таможен­ного оформления СЭЗ стимулиру­ет производство, выпуск экспортоориентированной продукции.[8]

 

2.3 Наличие налоговых и тамо­женных льгот делает привлека­тельным климат СЭЗ для потен­циальных инвесторов

В Кызы­лординской СЭЗ уже работают со­вместные предприятия по добыче нефти и газа, и есть конкретные предложения по организации про­изводства лекарственных препа­ратов (Индия), обуви (Турция), рас­ширению производства мяса кур (Испания), выпуску прохладитель­ных напитков (Израиль) и др.[10]

Необходимо отметить, что спе­циальные экономические зоны име­ют принципиальное отличие от сво­бодных таможенных зон. и если в последних не предусмотрено осво­бождение розничной продажи то­варов от таможенных пошлин и на­логов. то эта норма не может быть приемлемой для СЭЗ. Товары на­родного потребления ввозятся на территорию СЭЗ, как правило, для их реализации населению, поэто­му целесообразно освободить там розничную продажу товаров от та­моженных пошлин и налогов.

Банковская деятельность осу­ществляется в соответствии с бан­ковским законодательством, для иностранных инвесторов на тер­ритории СЭЗ предусмотрено пра­во открытия счетов в националь­ной или иностранной валюте.

Государственная регистрация юридических лиц, а также учетная регистрация филиалов и предста­вительств юридических лиц в со­ответствии с указом Президента РК должна производиться уполномо­ченным органом Министерства юс­тиции непосредственно на терри­тории зоны. Однако внесенные из­менения в статью 13'Указа Прези­дента РК, имеющего силу закона, от 26 января 1996 г. № 2823 зна­чительно ухудшили условия реги­страции юридических лиц, особен­но совместных предприятий с уча­стием иностранного капитала, вы­нужденных теперь проходить реги­страцию только в Министерстве юстиции. Исходя из того. что по­рядок регистрации юридических лиц должен быть упрощенным, не­обходимо, чтобы хозяйствующие субъекты, организующие СП, ре­гистрировались на этой же терри­тории. В мировой практике регис­трацию хозяйствующих субъектов осуществляют органы управления на территории СЭЗ, поэтому видит­ся целесообразным восстановле­ние порядка регистрации юриди­ческих лиц.

Лицензирование деятельнос­ти, осуществляемой хозяйствую­щими субъектами на территории СЭЗ. производится в соответствии с действующим законодатель­ством РК.

Порядок пребывания иностран­ных граждан установлен соответ­ствующим законодательством РК и международными соглашениями, участником которых является рес­публика. Для выполнения функций по оформлению въезда, выезда, транзита и пребывания иностран­ных граждан и лиц без гражданства и их транспортных средств на тер­ритории СЭЗ центральными испол­нительными органами создаются отдельные подразделения соответ­ствующих государственных орга­нов. Однако отсутствие консульс­ких пунктов и агентств на террито­рии отдельных СЭЗ сдерживает оперативное оформление порядка пребывания иностранных граждан.

Изучение опыта СЭЗ РК пока­зало, что в целях эффективного го­сударственного регулирования экономики, обеспечения их нор­мального функционирования необходимо совершенствование нормативно-правовой базы СЭЗ. Для этого следует:

·      во-первых, предусмотреть государственную регистрацию юридических лиц, а также учет­ную регистрацию филиалов и пред­ставительств юридических лиц на территории специальной экономи­ческой зоны через уполномочен­ные органы Министерства юс­тиции РК:

·      во-вторых, предусмотреть в статье 74 Указа Президента РК. имеющего силу закона, от 20 июля 1995 года № 2368 «О таможенном деле в Республике Казахстан» дополнение о том, что на терри­ториях специальных экономичес­ких зон, на которых действует ре­жим свободной таможенной зоны, может производиться розничная продажа товаров для внутренне­го потребления;

·      в-третьих, необходимо вне­сение изменений и дополнений в действующие законодатель­ные акты по расширению полно­мочий административных сове­тов и увеличению льгот и префе­ренций. Вызвано это тем. что хо­зяйствующие субъекты, осуществ­ляющие деятельность на территории специальной экономической зоны, порой оказываются в менее выгод­ных условиях, чем находящиеся за ее пределами. Административные советы, призванные решать практи­чески все вопросы, касающиеся де­ятельности СЭЗ, не имеют соответ­ствующих полномочий. Более того. в специальных экономических зонах других стран для инвесторов обес­печены более привлекательные ус­ловия, чем в Казахстане. К приме­ру, отечественные предпринимате­ли предпочитают устанавливать свои взаимоотношения со свобод­ной экономической зоной «Бишкек» ввиду ее большей привлекательно­сти, чем с СЭЗ Казахстана.[10]

Внесение дополнений и изме­нений в соответствующие норма­тивные акты будет способствовать улучшению правового режима функционирования специальных экономических зон и позволит обеспечить ускоренное экономи­ческое развитие данных регионов.


3. СЭЗ – приоритетное направление в экономике

3.1 Зоны внешней торговли

Первые ЗВТ, создававшиеся на основе За­кона о зонах внешней торговли (1934 г.) пре­следовали цели глубже вовлечь США в миро­вую торговлю путем расширения (с помощью таможенных льгот) экономической активности на определенных территориях, а также добить­ся снижения уровня безработицы, масштабы которой в стране были чрезвычайно велики в период «великой депрессии». В соответствии с Законом, в составе Министерства торговли США был создан Комитет по зонам внешней торговли, занимающийся рассмотрением и ут­верждением заявок на организацию этих зон, а также регулирующий деятельность их админи­страции. В 1950 и в 1991 гг. в указанный Закон были внесены существенные поправки и допол­нения. Направленные на расширение деятель­ности ЗВТ и ее диверсификацию.[11]

Согласно существующему законодательству, ЗВТ, действующие на территории США, под­разделяются на зоны общего назначения и спе­циализированные (субзоны). Зоны общего на­значения (они располагаются, как правило, око­ло или на территории портов и аэропортов) на­ходятся вне пределов юрисдикции таможенной службы США. Типичная ЗВТ общего назначе­ния имеет сдаваемые в аренду площади для хра­нения товаров, размещенный там же дистрибьютерный центр с доступом к любым способам транспортировки; в большинстве таких зон имеются также площадки промышленных пар­ков, на которых пользователи зон могут распо­лагать свое хозяйство, коммунальные услуги предоставляются на основе публикуемых тари­фов для государственных компаний.

Сфера деятельности зон общего назначения (представляющих американский вариант того, что в международной практике называется зо­ной свободной торговли или свободной гава­нью) в основном охватывает складирование, сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки: а ряде случаев допускается незначительная обработка реэкс­портируемых иностранных товаров. Такие зоны создаются на основе разрешения, выдаваемого Комитетом по зонам внешней торговли различ­ным организациям, существующим при прави­тельстве штата или при местных властях (на­пример администрации порта, комитетам по промышленному развитию штата или графства. Агентствам и корпорациям по экономическому развитию и т.д.). Важным условием создания этих зон является внесение ими вклада в хо­зяйственное развитие штата или графства, в повышение уровня занятости, расширение тор­говли. Управляются зоны государственными или частными компаниями, с которыми орга­низации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракты.

Первые торговые зоны общего назначения располагались в крупных портах — в Нью-Йор­ке, Новом Орлеане, Сан-Франциско, Окленде, Лос-Анджелесе и Сиэтле. В 50-е годы подоб­ные зоны были созданы в Толедо (штат Огайо), Бей-Каунти (штат Мичиган). Маягуэс (штат Пуэрто-Рико) и Гонолулу (штаг Гавайи). Одна­ко более всего количество зон общего назначе­ния увеличилось в 70—80-е годы, что отразило рост внешней торговли США и усиление кон­курентной борьбы на их внутреннем рынке. В этот период подобные зоны создавались не только при морских портах и международных аэропортах, но также в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во внешней торговле (из 52 созданных в 1970 г. Зон общего назначения 24 были расположены в го­родах, не имеющих выхода к океану или Вели­ким озерам). Важную роль в этом процессе, по­мимо возросшего объема торговли США, сыграли активизация деятельности иностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных видов экспортных операций, что привело к созданию в стране новой торго­вой инфраструктуры.

Специализированные зоны (субзоны) орга­низуются в интересах компаний (обычно круп­ных), деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, и ориентированы толь­ко на одного пользователя. Такие зоны созда­ются решением руководства зон общего назна­чения, утверждаемым Комитетом по внешне­торговым зонам, для организации той или иной частной компанией сборочных заводов или раз­личных промышленных производств. Посколь­ку статус субзоны является вторичным по от­ношению к статусу зоны общего назначения и, как правило, предоставляется уже существую­щим производствам, для его получения не тре­буется отдельного законодательства. Обычно субзоны представляют собой площадки частных заводов, уже имеющих лицензии Комитета по зонам внешней торговли на совершение опера­ций, и технически являются частью зон общего назначения, хотя территориально размешают­ся за их пределами, а иногда даже значительно удалены от них. Создание субзон преследует цели развития экспортного потенциала, нала­живания импортозамещающих производств.[12]

Впервые специализированные зоны возник­ли в 1952 г. После внесения в Закон 1934 г. До­полнения, разрешающего создавать в общих ЗВТ промышленные (в том числе сборочные) производства, и вначале стали временными пло­щадками для проведения торговых ярмарок. Первая специализированная зона, в которой были размешены производственные мощности, была утверждена Комитетом по зонам внешней торговли в 1962 г. В г. Пенуэлос (Пуэрто-Рико), где компания «Юнион карбайд», получив раз­решение на закупку неквотированного объема сырой нефти для выпуска необходимой продук­ции, построила нефтехимический завод. В 1980 г. В США насчитывалось семь специали­зированных зон, имевших различные льготы в торговых операциях с сырой нефтью, транс­портным и конторским оборудованием, тексти­лем и стальными трубами. В середине 80-х го­дов в субзонах было разрешено создавать пред­приятия по сборке различных узлов и блоков компьютеров, электронно-вычислительной тех­ники, телефонных аппаратов, холодильных ус­тановок и автомобилей. Именно льготы, полу­чаемые автомобильными компаниями в этой сфере бизнеса, способствовали дальнейшему росту числа специализированных зон.[13]

Торговые зоны общего назначения в боль­шинстве случаев компактно располагаются на одном участке и занимают небольшие, в не­сколько сот акров (1 акр = 0,4 га) территории (бывают, правда, и исключения, когда эти зоны в силу производственной необходимости рас­ширяются и занимают несколько земельных участков, находящихся в одном районе, но не смежных]. Большинство зон общего назначения имеет в своем составе одну или две, а иногда три—четыре специализированные зоны, а в зоне общего назначения, расположенной в Кан­зас-Сити (штат Миссури), действует 6 субзон.[13]

Практика показывает, что большинство со­здаваемых зон функционирует эффективно. Только незначительная их часть по ряду объек­тивных и субъективных причин не смогла вы­полнить поставленные перед ними задачи.

В последние 25 лет в США наблюдался бы­стрый рост количества ЗВТ: за 1975—1992 гг. число зон общего назначения увеличилось с 17 до 190, а специализированных зон — с 2 до 259. Сейчас на рассмотрении Комитета по зонам внешней торговли находятся заявки на откры­тие еще около 70 зон. Вместе с тем в виду не­эффективности часть ЗВТ была закрыта (за 195 5—1992 гг. — тринадцати), деятельность отдельных была приостановлена (за 1939— 1981 гг. — пяти), права некоторых (за 1988— 1990 гг. — трех) были переданы другим зонам.

К настоящему времени ЗВТ существуют в 48 штатах практически на территории всей страны. География их размещения свидетель­ствует о том, что наибольшая концентрация ЗВТ отмечается либо в штатах, имеющих вы­ход к морю или океану (Техас — 26 зон, Нью-Йорк — 13, Флорида — 12, Калифорния — 7 зон), либо в штатах, не имеющих выхода к вод­ным артериям, но располагающих крупными промышленными комплексами (Огайо — 8 зон, Индиана и Иллинойс — по 6, Аризона и Ми­чиган — по 5, Северная Каролина — 4 зоны). Помимо удобного географического положения создание ЗВТ диктовалось комплексом эконо­мических, производственных и социальных факторов.[13]

Широкому распространению СЭЗ способ­ствуют в первую очередь различные льготы, которые предоставляются компаниям (как мест­ным, так и иностранным), действующим на их территории. Главные из них таковы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.