рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Свободные экономические зоны

Специализированные зоны (субзоны) создаются для работы отдельных, обычно крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, решением их руководства, утверждаемого комитетом по СТЗ, для образования сборочных заводов, или различных промышленных производств. Субзоны появились в 1952г. после внесения в закон 1934г. дополнения, разрешающего создавать в них промышленные, в том числе сборочные производства.

Практика показывает, что большинство СТЗ функционирует эффективно. Только незначительная их часть по ряду объективных и субъективных причин не смогла выполнить поставленные перед ними задачи: в 1939-1981гг. деятельность пяти зон была приостановлена; в 1955 – 1992гг. 13 зон было закрыто; в 1988 – 1990гг. права трех зон были переданы другим. Несмотря на отдельные неудачи, в последнее десятилетие в США наблюдается бурный рост числа зон общего назначения с 17 в 1975г. до 190 в 1992г., а специализированных с 2 до 259. Общий объем вывезенной продукции из СТЗ в 1992г. достиг 93,4 млрд. долл., в том числе экспорт в зарубежные страны. Сейчас в зонах обоих типов действует более 2,5 тыс. фирм, главным образом американских, а число занятых достигло почти 300 000 человек.

В последние годы в США прилагают значительные услия, чтобы повысить эффективность этих зон. С этой целью в начале девяностых годов 20в. на федеральном уровне была разработана специальная программа, направленная на постепенную переориентацию с импортных на экспортные операции.

 

 

Предпринимательские зоны.

Предпринимательские зоны возникли в США как порождение неконсервативного варианта региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, за счет предоставления предпринимателю большой свободы деятельности и значительных финансовых льгот. Обычно они расположены в экономически депрессивных районах городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они стали важными центрами регионального развития, основанного на трех «Д»: дерегламентации, дефискализации, дебюрократизации. По юридическому статусу предпринимательские зоны в США подразделяют на 3 типа: федеральный, штатный и местный, каждый из которых создается разрешением на соответствующем уровне. Первая такая зона, находящаяся под юрисдикцией штата, была организована во Флориде в 1980г.

В соответствии с федеральной программой предпринимательских зон, принятой в 1987г. на основе закона о жилищном строительстве, было создано 100 федеральных предпринимательских зон. Однако этот процесс потребовал внесения существенных корректив в действующую программу, что привело к принятию конгрессом США в начале девяностых годов ряда законов, направленных на повышение эффективности зон.

Для получения статуса предпринимательской зоны район, выделяемый для этих целей должен соответствовать ряду требований, наиболее важные из которых следующие:

-      Более 70% жителей должны иметь личный или семейный доход менее 80% среднего дохода для этого города или всей страны.

-      Уровень безработицы в этом районе должен быть значительно выше, чем по городу, или по всей стране.

В большинстве штатов срок действия предпринимательских зон колеблется от 10 до 20 лет.

Всего свыше 1400 предпринимательских зон всех уровней действуют в 700 городах и пригородах США. Они не ложатся тяжелым бременем на бюджеты всех уровней и в то же время способствуют повышению деловой активности в депрессивных районах страны и уменьшают размеры безработицы, способствуют сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы и постепенному увеличению налоговых поступлений.

 

 

Технологические парки.

Подавляющая часть технопарков (территориально сгруп-пированая совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных на льготных условиях в аренду фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных  и технологических нововведений и идей) не получает каких-либо привелегий от государственных организаций.

Определенные преимущества имеют компании, действующие в высокотехнологических отраслях национальной экономики, получая крупные доходы от выполнения федеральных заказов в основном в области оборонной промышленности. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях производства, сконцентрированы в технопарках, то парки получают значительные стимулы по сравнению с другими промышленными предприятиями страны.

В США существует 2 типа технопарков: созданные по инициативе отдельных лиц или частных организаций и по указанию правительств отдельных штатов.

Согласно различным оценкам в США насчитывается от 80 до 150 технопарков. Эти парки являются, как правило, собственностью на долевых началах университета, местного муниципалитета, акционерных обществ и ассоциаций. Одни парки функционируют на коммерческих основах. Другие являются бесприбыльными организациями.

Несмотря на растущее число технопарков, не все они работают эффективно. Причины тому были были разные, но главная заключалась в неумении привлечь к сотрудничеству предпринимателей. Кроме того необходимо отметить продолжительный период становления технопарков.

В последние годы процесс создания технопарков в США несколько замедлился. Отмечается не столько образование новых технопарков, сколько повышение эффективности существующих.

 

 

Нужны ли России свободные экономические зоны.

Сегодня этот вопрос представляет собой не только предмет академического спора, но и существо острых разногласий политиков и бизнесменов. Порой высказываются взаимоисключающие точки зрения. В нашей стране есть также и сторонники, и противники СЭЗ. Последние ссылаются на безрезультатность первого опыта таких зон в России, особенно тех, которые создавались в границах целых областей и краев; на широкие масштабы коррупции вокруг и внутри СЭЗ. А теперь у них появился дополнительный аргумент: Всемирная торговая организация выступает против свободных экономических зон, ибо в них применяются нормы и правила, отличающиеся от общепринятых на мировом рынке.

Видимо стоит разобраться в этих оценках, чтобы яснее представить себе перспективы СЭЗ в России.

Как известно из имеющихся определений, в частности Киотской конвенции  1973г., и практики функционирования более 700 свободных экономических зон в различных странах мира, преимущественно в развитых, подобная зона предполагает главным образом и прежде всего полностью или частично свободное (беспрепятственное) перемещение товаров, услуг, интелектуальной собственности, инвестиций и людей (рабочей силы и специалистов) через государственную и таможенную границу, отделяющую мировой рынок от территории какого-либо государства.  Кроме таможенных могут предоставляться и некоторые другие льготы, например налоговые.

В современной мировой практике существует более 20 разновидностей СЭЗ – от небольших до очень крупных, включающих широкий набор отраслей и производств. Предпринимательство в СЭЗ развивается от простого к сложному, от дешевых вариантов к более капиталоемким и дорогим. При этом производственные функции все чаще сочетаются со снабженческо-сбытовой, инвестиционной, банковской, страховой. Продукция предприятий, расположенных на территории СЭЗ, реализуется на внешнем и на внутреннем рынках.

Иностранные предприниматели обычно приглашаются в зону после того, как там создана необходимая инфраструктура. А капиталовложения в инфраструктуру составляют основную долю всех затрат, связанных с созданием и функционированием СЭЗ. Поэтому примерно 80% всех инвестиций в СЭЗ приходится на внутренние источники капиталовложений. У нас же в России многие надеются покрыть основные первоначальные затраты за счет иностранных источников, что зарубежным предприни-мателям просто не понятно.

Вторая ошибка, допускаемая при организации СЭЗ – совершенно необоснованый расчет на крупные прибыли уже после двух-трех лет их функционирования. С особой осторожностью следует подходить к созданию СЭЗ в восточных районах страны, где и сроки строительства длиннее и среднее качество продукции ниже. Надо решительно отмеживаться от заблуждения, что чем дальше от Москвы, тем проще и быстрее решить все проблемы.

Некоторые наши экономисты предлагают создавать в числе других и такие экономические зоны, которые будут поставлять на экспорт не менее 50% своей продукции, причем имеется ввиду, что эта продукция обязательно будет высокотехнологичной. Думается, что планка поднята слишком высоко. Пока продукция России, котрую можно отнести к высокотехнологичной, составляет примерно 1,5% от экспорта страны. Поэтому целесообразно предусмотреть определенную шкалу поощрений за поставку на экспорт наукоемкой продукции, начиная, допустим, с 15-20% продукции конкретного предприятия зоны.

Кроме того, неразумно исключать поставку на экспорт из некоторых свободных экономических зон, расположенных на востоке страны, сырья и полуфабрикатов. При определенных условиях экспорт таких товаров может оказаться наиболее выгодным, причем выгодным по-настоящему, без всяких скидок на северные надбавки, искусственно установленные транспортные тарифы и другие льготы.

Во многом правы те наши экономисты, котрые утверждают, попытки создания СЭЗ в границах целых областей не могли увенчаться успехом. За дело взялись неграмотно, одержимые только одним желанием – получить иностранные инвестиции, на худй конец – инвестиции из федерального бюджета; обеспечить себе льготы и привелегии за счет других регионов. Совершенно не учитывалось, что при этом целая область или край должны быть исключены из единого таможенного пространства России. А как это сделать хотя бы технически, не говоря уж об экономических последствиях для всей страны? Об этом никто всерьез не задумывался.

Несколько слов о коррупции в связи с созданием свободных экономических зон. Коррупция, несомненно, дело отрицательное. Но почему она особенно пышно процветает на ниве подобного предпринимательства? Потому, что для определенных элементов появляется возможность урвать от жирного чужого пирога. Нам кажется, что, принимая решительные меры против коррупции, надо правильно оценивать и более широкую перспективу, а именно: сопоставлять ущерб от коррупции с ценностью того пирога, который в конечном счете достается государству в результате создания и функционирования СЭЗ. Одинаково неправильны и невмешательство в коррупцию, и преувеличение ее последствий.

Специфической формой сотрудничества являются особые экономические зоны в России. Первая зона такого рода была образована в Калининградской области в январе1996г.

Федеральным законом было определено, что территория зоны распространяется на всю Калининградскую область, за исключением объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов нефте-газовой отрасли на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.  Заметим, что ситуация в Калининградской области сложна и запутана в связи с тем, что ранее там была создана еще и свободная экономическая зона «Янтарь».

В мае 1999г. принят закон о создании Особой экономической зоны в Магаданской области, относящейся к числу регионов с довольно сложной экономической ситуацией. Срок жизнедеятельности зоны короткий – до 31 декабря 2014г.

В сентябре 1999г. Государственная дума приняла закон «Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Правда, Совет Федерации отказался утвердить данный вариант закона. Эта зона ограничивается четырехсоткилометровой полосой вдоль БАМа и создается для освоения природных ресурсов и социально-экономического развития субъектов РФ, на территории которых она расположена. Иностранные инвесторы в зоне БАМ, согласно проекту, смогут приобретать имущество, акции и другие ценные бумаги российских организаций, а также права пользования землей на основе договоров аренды сроком до 50 лет и прва пользования недрами на основе договоров аренды на 20 лет. В зоне БАМ предполагается установить особый порядок землепользования и освоения природных ресурсов, который предусматривает осуществление любых видов деятельности, не запрещенных российским законодательством.

К слабым сторонам свободных экономических зон относятся увлечение гигантскими масштабами территории, грандиозность производственных планов и инвистиционных ожиданий, нечеткость механизма предоставления льгот предпринимателям, сложность в ряде случаев экономических проблем. Нельзя не отметить стремление местной администрации ограничить свободу транспортного перемещения товаров. Речь идет, в частности, о Калининградской области, где через неделю после принятия закона о создании зоны местная администрация «продавила» постановление правительства РФ о резком ограничении импорта на большой перечень товаров на территории области.

В настоящее время Государственная дума работает над проектом закона «О свободных экономических зонах». Необходимость в таком законе давно назрела. До недавнего времени единственной правовой базой СЭЗ в форме федерального законодательства России была глава 7 «Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах» закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР», введенного в действие 1 сентября 1991г. Эта глава включала статью 41 «Свободные экономические зоны» и статью 42 «Условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах».

Закон о СЭЗ прошел первое чтение после многих лет работы Государственой Думы над его проектом. По мнению ряда специалистов, недостаток этого проекта заключается в том, что из него изъяты все положения, связанные с перемещением через государственную и таможенную границу ресурсов, необходимых для функционирования СЭЗ. Поэтому в настоящем виде он по существу потерял право называться законом о СЭЗ. Проект закона свелся к предоставлению некоторых, весьма ограниченных налоговых льгот.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.