рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Свободные экономические зоны в мировой экономике

Свободные экономические зоны в мировой экономике

Оглавление


Свободные экономические зоны - 2


динамичные «островки» мирового хозяйства. 2

СЭЗ как экономические категории, их сущность и основное содержание. 2


Цели, задачи и предпосылки создания СЭЗ. 5


Классификация свободных экономических зон.. 6


Складские и транзитные зоны  (The Store and transit zones). 7


Свободные таможенные зоны   (The free customs zones). 8


Зоны свободной торговли  (The zones of the free trade). 10


Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) (The export-production zones). 11


Комплексные зоны  (The complex zones). 12


Свободные научно-технические зоны (The free scientific-technical zones). 13


Интернациональные зоны (The international zones). 16


Приграничные (региональные) зоны   (The border (regional) zones). 17


Развитие и становление СЭЗ в России. 19


СЭЗ «Находка». 20


Калининград: особая экономическая зона... 21


Заключение... 22













 

Свободные экономические зоны -

динамичные «островки» мирового хозяйства.


СЭЗ как экономические категории, их сущность и основное содержание

В мировой практике внешнеэкономической деятельности суще­ствуют различные модели территориально-хозяйственного управле­ния. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяй­ственные структуры, которые известны как свободные экономичес­кие зоны (СЭЗ). Различные типы таких зон называют «островками» мирового хозяйства, «окнами» для притока в многочисленные регио­ны и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков. Наконец, в СЭЗ многие экономисты видят прототип новой политики «открытых дверей» в мировую систему хозяйства.

СЭЗ как компактные территориальные образования можно на­звать и древними, и современными. Они своими корнями уходят в глубокую старину и в то же время обогащают свою практическую деятельность новым содержанием современной цивилизации. «Свободные экономические зоны,- по словам американских ученых М, Фразье и Р. Рэна, - одна из старейших и вместе с тем новейшая идея человечества в области экономического развития».

Еще в эпоху седой старины древние финикийцы, египтяне и китайцы СЭЗ использовали Для развития внешней торговли. В ту эпоху зоны выступали в форме свободных гаваней и портов. Пер-вым свободным портом стал Карфаген в 814 г. до н. э. В ХШ веке стали функционировать зоны свободной торговли. История запе­чатлела прообраз свободной зоны и на древней полоцкой земле. Она простиралась вдоль реки Западная Двина, чьи берега, согласно летописи, «серебряные, а дно - золотое». Эта великая река ста­ла в раннем средневековье одним из важнейших торговых путей. соединивших Арабский Халифат и Хазармю с восточнославянс­ким и скандинавским миром. Это обстоятельство сыграло огром­ную роль в быстром возвышении отца белорусских городов Полоцка, объединившего в XI веке под своей властью большую часть нынешней территории Беларуси и все Подвинье вплоть до Варяж­ского (Балтийского) моря.

Главным партнером и конкурентом Полоцка, остававшегося несколько веков крупнейшим городом Великого княжества Литовского, становится в это время Рига. Многочисленные договоры меж­ду двумя городами, дошедшие до нас, позволяют достаточно полно представлять характер этого партнерства.                

Двина и сухопутные дороги вдоль нее объявлялись свободным торговым путем. Правда, иногда случалось, что рижане не выпус­кали белорусских купцов в море. В таком случае незамедлительно следовал ответ: «Полоцк не позволяет конкурентам подниматься по реке выше его замков». И даже в таких случаях удавалось прийти к  согласию, и тяжело груженные двухпалубные полоцкие струги грузоподъемностью до12 тыс. пудов выходили в балтийские воды, держа Курс на Королевец (Кенигсберг), Гданьск и северонемецкие города. В торговых соглашениях неизменно подчеркивалось, что ни с ливонской ни с литовской стороны никаких таможенных границ. В зоне до мелочей расписывался порядок пользования примерами и весами. Беларусь была частью Европы. Жизнь ее 5 регулировалась Магдебургским правом.

СЭЗ, впитавшие в себя долгий путь развития своих конечно, наполнились новейшим экспортно-содержанием и деловым опытом. Их создание и становление направлено либерализацию и активную внешнеэкономическую: Экономика таких зон имеет высокую степень открытости мировому рынку, а таможенный и налоговый режимы благоприятны для национальных и зарубежных инвестиций.

Открытость мировому рынку делает СЭЗ привлекательными для транснациональных компаний, миллиардные инвестиции которых вкладываются на всех континентах. Международные корпораций в поисках благоприятных условий для своей коммерческой деятель­ности рассматривают СЭЗ как весьма прибыльные экономические структуры, с которыми связывают важнейшие направления своей экспансии.

Свободные экономические зоны - интернациональные эконо­мические формирования. Они приобрели глобальный характер, ох­ватив практически все страны мира, включая богатые и бедные. С их помощью происходит весьма интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей.

Свободные экономические зоны - области очень высокой кон­центрации торговых, финансовых, производственных, технологи­ческих связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенство­вания технологии и управленческого механизма. Эти феноменаль­ные формирования на исходе XX века превратились в весомый фак­тор мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры», ускоряющие глобальный товарооборот и сти­мулирующие внешнюю торговлю.

СЭЗ на новейшей стадии своего развития исправно и мощно несут свою эстафету в новое тысячелетие, проникая во все сферы мировой экономики. Как утверждают специалисты Запада, к нача­лу XXI века через свободные экономические зоны будет проходить свыше 1/3 мирового товарооборота.

На этом длительном историческом пути своего развития СЭЗ не обошли и Республику Беларусь, которая создает не одну, как в древнем Полоцке, а целую систему свободных зон. В этом четко выражается своеобразная перекличка времен белорусской земли. На далекое эхо древней полоцкой свободной зоны Республика Бе­ларусь в преддверии XXI века отвечает эхом шестикратным: это голоса СЭЗ Бреста, Минска, Гомеля, Могилева. Гродно и Витебска.

Как уже было сказано, СЭЗ относятся к древнейшим хозяйствен­ным формированиям. Однако определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось недавно. Весной 1973 г. оно было впервые официально объявлено научному миру и деловой общественности. «Под свободной экономической зоной (или «зоной франка»), -говорится в Киотской конвенции, - понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной тер­ритории и потому не подвергающиеся обычному таможенному кон­тролю и налогообложению. Иными словами, территория, где соблю­дается принцип «таможенной экстерриториальности». Размышляя над таким определением СЭЗ, профессор К.А. Семенов заметил:

«Из этого определения видно, что свобода обособленной части го­сударственного пространства является не абсолютной, а относитель­ной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применя­ются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за гра­ницы не декларируются как ввоз на территорию принимающей стра­ны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как верно заметил академик Е. Авдокущин, следовало бы имено­вать несвободными, а специальными экономическими зонами.»

В то же время профессор К.А. Семенов дает свое определение свободных экономических зон, понимая их как «географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государ­ства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они яв­ляют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства»

Как видим, такое определение СЭЗ отражает территориальность, льгот, анклавность и ограниченность влияния органов государственной власти в хозяйственной деятельности этих экономи­ческих формирований. Последнее созвучное теорией М. Фридма­на и требованием рынка. Дважды поясняя свое определение СЭЗ, профессор Семенов К.А. изложил его весьма лаконично, назвав «зоны обособленной частью национального экономического про­странства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства».

Авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны» В. Игнатов и В. Бутов дают свое определение этих экономических формирований: «Свободные экономические зоны — ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и ино­странных предпринимателей, способствующие решению внешне­торговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач».

В широком смысле определения СЭЗ дали московские ученые-экономисты Т.П. Данько и З.М. Округ. «Под СЭЗ, - утверждают они -понимается суверенная территория государства (государств), являю­щаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение обществен­ного продукта для достижения определенной и конкретной общена­циональной интегрированной, корпоративной цели с использовани­ем специальных механизмов регулирования общественно-экономи­ческих отношений производства и распределения, способных к диф­фузионному расширению ее границ».

Поясняя столь пространное-определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, ее террито­рией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ им видится как «искусственно созданное государством «вкрапле­ние» в национальную экономическую среду и экономически зна­чительно отличающееся от нее».         Такое определение СЭЗ воплотило в себе территориальный су­веренитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный ме­ханизм регулирования. Последний не раскрывает сущностью со­держание механизма управления СЭЗ. Что включает в себя этот специальный механизм регулирования?

Он, видимо, предполагает систему преференций национальным и зарубежным инвесторам, соответствующий управленческий набор где больше рынка и меньше государства и т. д. Но это не конкретизи­руется в определении СЭЗ. Сказано слишком общо.

В плане конкретности формулировки можно сослаться на «Боль­шой экономический словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на ко­торой действуют особые льготные экономические условия для ино­странных и национальных предпринимателей (льготы таможенно­го, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпри­нимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы СЭЗ. Однако это определение не полно отражает содержание механизма управ­ления функционирования СЭЗ.

Некоторые экономисты определяют СЭЗ как инструмент селек­тивного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Такая формулировка включает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с дей­ствием преференциального режима хозяйствования. И СЭЗ определяется не как географическая территория, а как часть национального экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов, не используемых в других его частях.   Свободные экономические зоны как нам представляется, это часть национального экономического пространства, где для местных и зарубежных предпринимателей создается такая система льгот стимулов, которая на основе новейших технологий позволяет создавать приоритетные отрасли экономики, способные обеспечить производство высококачественной товарной продукции на мировой успешное развитие социально-экономической жизни регионов базирования. При этом деловая жизнь зоны управляет рыночных отношений в сочетании с частичной ререгулирующей ролью государства.

Данное определение просто и четко отражает место, условия, цели и механизм управления СЭЗ, раскрывает сущность и назначения ос­новных, наиболее совершенных типов СЭЗ, использующих новей­шую технологию и выпускающих экспортную продукцию. Такие зоны сочетают и производство, и реализацию готовых изделий. Выручен­ная валюта становится источником расширенного воспроизводства, увеличения рабочих мест и укрепления экономического потенциала региона, на территории которого функционирует СЭЗ.

Приведенное в тексте определение СЭЗ отражает многовекторность  этих экономических структур.

Цели, задачи и предпосылки создания СЭЗ

Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономичес­кого механизма, другие - с целью привлечь иностранную техноло­гию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала созда­вать свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе, Саусантоне, Престрихе и Белфасте) с целью расширения возмож­ностей занятости, привлечения деятельности, способной активизи­ровать экономическую конъюнктуру на национальном уровне. По­стсоциалистические страны в СЭЗ апробируют элементы рыночно­го механизма хозяйствования. В США, согласно закону 1934 г., зоны должны были содействовать и поощрять иностранную торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты».

Как видим, достаточно и нескольких примеров, чтобы убедиться в различии целей создания СЭЗ. Однако, несмотря на различия этих целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.

Экономические:  

    

ü      более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;        

ü      привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;

ü      использование преимуществ международного разделения тру­да для расширения выпуска экспортной продукций;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.