| Шпаргалки к госэкзамену по теме "Экономическая теория, финансы и кредит" |
Фин. ресурсы -
это совокупность собственных денежных доходов и поступлений из вне,
предназначенные для выполнения фин. обязательств предприятия, финансирования
текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства. Собственные
фин. ресурсы включают первоначальные взносы учредителей и часть денег,
полученную в результате фин.-хоз. деятельности - прибыль и амортизационные
отчисления. Важный источником финансирования воспроизводства основных средств
- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Направления ее
использования, величина прибыли, направленная на финансирование инвестиций,
определяются организацией самостоятельно, распределяется на цели накопления и
потребления. Привлеченные источники формирования фин. ресурсов включают
денежные средства, полученные от размещения акций и взносы членов трудовых
коллективов. К заемным средствам относятся долгосрочные ссуды коммерческих
банков, приобретение основных средств на основе фин. лизинга и инвестиционный
налоговый кредит.
|
46.
Финансовая политика государства: содержание и требования. Структура
финансового аппарата РФ.
Совокупность
гос. мероприятий по использованию фин. отношений для выполнения гос-вом своих
функций представляет фин. политику. Она охватывает широкий комплекс
мероприятий: разработку концепции фин. политики, определение ее основных
направлений, целей; создание фин. механизма; управление фин. деятельностью
гос-ва. Основу фин. политики составляют стратегические направления, которые
определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и
предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей
функционирования эк. и соц. сферы страны. Важной составной частью фин.
политики является установление фин. механизма, при помощи которого происходит
осуществление всей деятельности гос-ва в области финансов. К элементам фин.
механизма относятся формы фин. ресурсов, методы их формирования, система
законодательных норм, которые используются при определении доходов и расходов
государства. Задачи фин. политики: (1) обеспечение условий для формирования
максимально возможных фин. ресурсов; (2) установление рационального
распределения и использования фин. ресурсов; (3) организация регулирования и
стимулирования эк. и соц. процессов фин. методами; (4) создание эффективной и
максимально деловой системы управления финансами.
Направления
фин. политики: снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочение гос.
обязательств, создание эффективной системы межбюджетных отношений.
Управление
финансами в РФ осуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное
Собрание и две его палаты – Гос. Дума и Совет Федерации. Важнейшим органом
осуществляющим управление финансами выступает Мин. фин. РФ. Его задачи:
разработка и реализация единой гос. фин. политики, составление проекта и
исполнение федерального бюджета, совершенствование методов бюджетного
планирования, финансирования и отчетности. Министерство по налогам и сборам -
осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью
взносов в бюджет. Федеральная службы налоговой полиции - осуществляет
предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений. Гос. таможенный
комитет – осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в РФ;
несет ответственность за поступление таможенных пошлин,.
|
47.
Государственные финансы, их виды, характеристика.
Государственные
финансы - раздел эк. науки, изучающий расходы и доходы бюджетной сферы и
органов государственной власти, а также влияние, которое они оказывают на
экономику. Эк. сущность гос. финансов состоит в том, что они выражают
денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости
общественного продукта и части национального богатства для формирования фин.
ресурсов гос-ва, его предприятий и использования полученных средств на
выполнение функций гос-ва и гос. предприятий.
В составе гос.
финансов выделяются: гос. бюджет, внебюджетные фонды, гос. кредит, финансы
гос. предприятий и организаций. По уровню гос. руководства эк. и соц. сферой
гос. финансы подразделяются на общегосударственные (федеральные,
правительственные) и местные (муниципальные). Благодаря такому разнообразию
фин. связей по функциональному назначению гос-во может оказывать влияние на
многие эк. и соц. процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.
Роль
республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для
финансирования общегос. мероприятий: гос. целевых комплексных программ,
обороны, обеспечения правопорядка, охраны границ, гос. управления, развития
соц. сферы, выполнения международных обязательств.
Местные
бюджеты в значительной степени используются для регулирования эк. процессов,
размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры,
воспроизводства трудовых ресурсов.
Назначение
внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет
специальных целевых отчислений и других источников.
В
государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных
денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей гос.
органам для финансирования гос. потребностей.
|
48.
Финансовая система государства и ее структура. Основные направления
реформирования финансовых отношений в РФ.
Совокупность
гос. мероприятий по использованию фин. отношений для выполнения гос-вом своих
функций представляет фин. политику. Она охватывает широкий комплекс
мероприятий: разработку общей концепции фин. политики, определение ее
основных направлений, целей, главных задач; создание адекватного фин.
механизма; управление фин. деятельностью гос-ва. Основу фин. политики
составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и
среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение
главных задач, вытекающих из особенностей функционирования эк. и соц. сферы
страны. Одновременно с этим гос-во осуществляет выбор текущих тактических
целей и задач использования фин. отношений.
Важной составной частью фин. политики является установление фин. механизма,
при помощи которого происходит осуществление всей деятельности гос-ва в
области финансов. Он представляет собой систему установленных государством
форм, видов и методов организации фин. отношений. К элементам фин. механизма
относятся формы фин. ресурсов, методы их формирования, система
законодательных норм, которые используются при определении доходов и расходов
государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ц/б.
Основные
направления реформирования фин. отношений в РФ: 1).Сбалансированность фин.
ресурсов госуд. и хозяйствующих субъектов через налогово-бюджетную систему:
это снижение налоговой нагрузки и оставление больших фин. ресурсов у
хозяйствующих субьектов. Пример, ЕСН-35,6% будет 26%. должно оставить большие
ресурсы на предприятии (около 160 млрд. рублей). 2). Развитие бюджетного
федерализма (законодательное установление бюджетных прав и обязанностей двух
равноправных сторон — федеральных и региональных органов власти и управления,
а также правил их взаимодействия).
|
49.
Государственный бюджет, формирование его доходов и основные направления
расходов.
Бюджет РФ,
являясь важнейшим звеном фин. системы страны и отражая содержание процессов
производства и распределения общественного продукта и национального дохода,
представляет собой эк. форму образования и использования основного
централизованного фонда денежных средств гос-ва.
Доходы бюджета
- это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке
в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос. власти
соответствующего уровня. Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные,
региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени); неналоговые (доходы от
использования имущества, находящегося в гос. или муницип. собственности, от
платных услуг, оказанных органами власти; средства, полученные в результате
применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной
ответственности, фин. помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней);
безвозмездные перечисления; доходы целевых бюджетных фондов;
Главное
назначение всех звеньев бюджетной системы – фин. обеспечение выполнения
функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих
функций формируется система бюджетных расходов. В зависимости от эк.
содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. Текущие -
часть расходов, обеспечивающая текущее функционирование органов гос. власти,
бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и
отдельным отраслям экономики. Капитальные - часть расходов бюджета,
обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Это средства
предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы
на проведение кап. ремонта и иные расходы, связанные с расширенным
воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или
увеличивается имущество РФ. Основными задачами в области расходов бюджета
являются: сокращение числа федеральных целевых программ, обеспечение
концентрации средств бюджета на наиболее эффективных и соц.-значимых
проектах; снижение расходов на содержание гос. аппарата; расширение практики
гос. - коммерческого финансирования проектов; повышение эффективности
использования ассигнований на нац. оборону и оборонный комплекс.
|
50. Региональные
и местные финансы. Основные направления совершенствования бюджетных
отношений.
Региональные
финансы РФ являются формой образования и расходования денежных средств,
предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам
ведения субъекта РФ. На основе предоставления региональным органам власти
средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование
промышленности, с/х, строительства и содержания дорог, охраны окружающей
среды. Доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и
регулирующих доходов. К собственным доходам относятся: налог на имущество
предприятий, налог на недвижимость, дорожный, транспортный налоги, налог с
продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.
Регулирующие доходы включают: отчисления от федеральных налогов и сборов,
отчисления от дотаций, субвенций, субсидий.
Местные финансы-
это система эк. отношений, посредством которых распределяются и перераспред.
национальный доход, фонд денежных средств, используемых на эк. и соц.
развитие территорий. Роль местных финансов все более усиливается т.к. функции
регулирования эк. и соц. процессов переходят от центральных уровней гос.
власти к местным. Через местные финансы государство активно проводит
социальную политику. За счет средств местных бюджетов стали финансироваться
не только общеобразовательные школы, но и высшие, спец.средние заведения,
мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей
среды. С помощью местных финансов гос-во осуществляет выравнивание уровней
эк. и соц. развития территорий, которые в результате исторических,
географических и военных условий отстали от других регионов. Средства на их
осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих
административно-территориальных единиц. К местным финансам относятся фин.
ресурсы муниципальных предприятий, фин. ресурсы предприятий, фирм,
используемые на финансирование соц.-культурных и жилищно-коммунальных
объектов.
|
51.
Характеристика бюджетной системы РФ. Основные принципы бюджетного устройства.
Бюджетная
система РФ - важнейшее звено фин. системы страны, отражает содержание
процессов производства и распределения общественного продукта и национального
дохода, представляет собой эк. форму образования и использования основного фонда
денежных средств гос-ва. Бюджетный кодекс РФ регламентирует перечень
принципов бюджетного устройства: 1). Принцип единства - единство правовой
базы, ден. сис-мы, форм бюджетной документации, единый порядок фин-ния
расходов бюджетов всех уровней. 2). Принцип полноты требует отражения в
бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного
привлечения ср-в. 3). Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета,
что означает соблюдение следующих требований: предварительного обсуждения проектов
бюджета на открытых заседаниях парламента; обязательного опубликования
утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об
исполнении бюджетов; сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года. 4).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных ср-в - они выделяются в
распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на фин-ние
конкретных целей. 5). Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями
бюджетной сиc-мы РФ - закрепление соответствующих видов доходов и полномочий
по осуществлению расходов за органами гос-ной власти РФ, органами местного
самоупр-ния.
Обобщая
содержание принципов построения бюджетной сис-мы можно сказать, что их
реализация должна определяться необходимостью выполнения общегос-ных эк. и
соц. программ, а также перераспределением фин. ресурсов для выравнивания
развития регионов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|
|