Прочие объекты реального
инвестирования - различные предметы коллекционирования (художественные
произведения, антиквариат, нумизматические ценности и т.д.), драгоценные металлы
и камни.
Рынок инструментов финансового
инвестирования
Объекты фондового рынка - ценные бумаги
(облигации, акции, опционы, фьючерсы и пр.).
Объекты денежного рынка - депозитные вклады
(срочные и до востребования), свободно конвертируемая валюта (доллары, евро и
др.).
Рыночная конъюнктура - форма проявления на
инвестиционном рынке факторов и условий, определяющих соотношение спроса,
предложения и цен на объекты инвестирования.
Конъюнктура инвестиционного рынка
характеризуется четырьмя стадиями: Подъём - повышение активности
инвестиционного рынка в связи с оживлением экономики в целом. Проявление
подъёма конъюнктуры характеризуется ростом объёма спроса и цен на объекты
инвестирования, усилением конкуренции среди инвестиционных посредников. Бум
-
резкое увеличение спроса на объекты и товары инвестирования, которых
катастрофически не хватает. Одновременно конъюнктурный бум сопровождается
повышением доходов инвесторов и инвестиционных посредников. Ослабление
-
снижение инвестиционной активности из-за сокращения производства. На этой
стадии происходит насыщение спроса и падение цен на объекты инвестирования,
уменьшаются доходы инвесторов и инвестиционных посредников. Спад - наиболее
неблагоприятный с позиций инвестирования период функционирования рынка. Инвестиционная
деятельность здесь становится убыточной, а доходы инвесторов и инвестиционных
посредников доходят до минимума.
КЛАССИФИКАЦИЯ
ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В России все
источники финансирования предпринимательской деятельности делятся на четыре
группы: 1) собственные средства предприятий и организаций; 2) заемные
средства; 3) привлеченные средства; 4) средства государственного бюджета.
Структура
собственного капитала предприятия представлена. Существует еще один вариант
классификации средств предприятия, где все средства делятся на собственные и
привлеченные. К собственным средствам предприятия в этом случае относятся:
• уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников
или учредителей); • выручка от реализации; • амортизационные отчисления; •
чистая прибыль предприятия; • резервы, накопленные предприятием; • прочие
взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования,
благотворительные взносы). К привлеченным средствам относятся: • ссуды
банков; • заемные средства, полученные от выпуска облигаций; • средства,
полученные от выпуска акций и других ценных бумаг; • кредиторская
задолженность.
В зарубежной практике
существуют различные подходы к классификации источников финансирования
деятельности предприятия, например, согласно одному варианту пес источники
финансирования делятся на внутренние и внешние. К внутренним источникам
финансирования относятся собственные среде предприятия. К внешним источникам
относятся: • ссуды банков; • заемные средства;• средства от продажи
облигаций и других ценных бумаг;• кредиторская задолженность и др.
Существует вариант
деления источников финансирования на: 1 внутренние источники — это расходы,
которые предприятие финансирует за счет чистой прибыли; 2 краткосрочные
финансовые средства — это средства, используемые для выплаты заработной
платы, оплаты сырья и материалов, различных текущих расходов. Формы
реализации источников финансирования в этом случае могут быть следующими:
• банковский
овердрафт — сумма, получаемая в банке сверх остатка на текущем счете.
Овердрафт подлежит оплате по требованию банка. Обычно это наиболее дешевая
форма займа, величина процентов по нему не превышает 1—2% базисной учетной ставки
банка; • переводный вексель (тратта) — денежный документ, согласно
которому покупатель обязуется уплатить продавцу определенную сумму в
установленный сторонами срок. Банк учитывает векселя, предоставляя их владельцам
заем на период до их погашения. В качестве платы за выданный заем по векселю
банк взимает дисконт (процент), величина которого ежедневно меняется.
Переводные векселя наиболее часто применяются во внешнеторговых платежах;
• акцептный кредит
применяется, когда банк принимает к оплате вексель, выписанный на имя его
клиентов (перепродажа права на взыскание долгов — факторинг). В этом случае
банк выплачивает кредитору стоимость векселя за вычетом дисконта, а по
истечении срока его погашения взыскивает эту сумму с должника;
• коммерческий
кредит — приобретение товаров или услуг с отсрочкой платежа на один — два
месяца, а иногда и больше. Использование коммерческого кредита определяется
конкретным видом хозяйственной деятельности. Обращение к нему зависит от
скорости реализации товара и возможностей отсрочки платежей самого
предприятия;
3 среднесрочные
финансовые средства (от 2 до 5
МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА, ДИВЕРСИФИКАЦИЯ,
СТРАХОВАНИЕ. ХЕДЖИРОВАНИЕ.
Снижение риска – это сокращение вероятности
наступления рискового события и объема возможных потерь. При выборе способа
управления риском следует рассчитывать максимально возможный убыток по
данному виду риска. Сопоставить его с объемом капитала, подвергаемого данному
риску и затем сравнить весь возможный убыток с общим объемом собственных
финансовых ресурсов.
Упразднение – отказ от совершения
рискового мероприятия, хотя при этом упразняется и возможность получения
прибыли.
Диверсификация – процесс
распределения капитала между различными активами, цена или доходность которых
имеют слабую корреляцию между собой. В результате снижается размер мах
возможных потерь за одно событие, однако при этом возрастает количество видов
риска, которых необходимо контролировать. Диверсификация основанная на
положительной корреляции, получила наименование концентрической
диверсификации – пополнение ассортимента, товарами похожими на существующие.
Отрицательная корреляция – товары не похожи.
Хеджирование – страхование рисков
повышение цен на товары, курсов ценных бумаг, или валют. Страхование рисков
от неблагоприятных изменений цен на товары по контрактам и коммерческим
операциям, предусматривающим поставки товаров в будущих периодах.
Инструменты хеджирования можно разделить на
биржевые и внебиржевые. Биржевые – опционы, фьючерсы. (высокая ликвидность
рынка, доступность, надежность – отрицат. Жесткие ограничения на тип товара,
условия и срок поставки) Внебиржевые – форвардные контракты и товарные свопы.
(в максимальной степени учитываются требования конкретного клиента
относительно типа товара – отрицат низкая ликвидность, высокие накладные
расходы, сложность поиска контрагента) Хеджирование на повышение – покупка
срочных контрактов и опционов, страховка от возможного повышения цен. Он
позволяет установить покупную цену раньше, чем был приобретен товар.
Хеджирование на понижение – продажа срочных
контрактов или опционов. Страхование от возможного снижения цен. Продажа
сегодня по высокой цене, а при продаже товара, когда цена упадет, покупает
срочный контракт по сниженной цене.
Страхование – как метод управление
риском означает два вида действий: перераспределение средств среди группы
предпринимателей, подвергшихся однотипному риску (самострахование), или
обращение за помощью к страховой фирме. Крупные фирмы – самострахование
откладывает денег из которых покрывают убытки. Создание резервов один из
способов управления риском. Риски делятся на страхуемые и нестрахуемые.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
СУЩЕСТВУЮЩИЕ ТЕОРИИ ДИВИДЕНДВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
Исходя из цели дивидендной политики, под дивидендной
политикой понимают составную часть общей финансовой политики предприятия,
заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой
прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия. Наиболее
распространенными и востребованными теориями дивидендной политики
являются: Теория независимости дивидендов (авторы: Миллер и
Модельянни). Теория утверждает, что избранная дивидендная политика не
оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия, ни на
благосостояние собственников в текущем и перспективном периодах. Так как эти
показатели зависят от суммы формируемой прибыли, а не распределяемой. Поэтому
дивидендная политика должна предусматривать прежде всего направление основной
массы прибыли на финансирование наиболее эффективных инвестиционных проектов,
а обыкновенным акционерам должны выплачиваться по остаточному принципу. Теория
предпочтительности дивидендов (авторы: Гордон и Линтнер). Теория
утверждает, что каждая единица текущего дохода, выплаченного в форме
дивидендов в настоящее время, стоит всегда дороже , т.к. она очищена от
риска, чем доход, отложенный на будущее с присущем ему риском. Исходя из этой
теории, максимизация дивидендов является более предпочтительной, чем
капитализация прибыли. Противники этой теории утверждают, что доход,
полученный в форме дивидендов в большинстве случаев реинвестируется в акции
своей или аналогичных компаний, а это, в свою очередь, не позволяет
использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной
политики. Теория максимизации дивидендов или теория налоговых
предпочтений. По этой теории эффективность политики определяется критерием
минимизации налоговых выплат на капитализируемую прибыль и получаемых льгот,
а также налоговых выплат по текущим и предстоящим дохода собственника.
Налогообложение текущих доходов в виде дивидендных выплат будет всегда выше,
чем у предстоящих за счет временной стоимости денег и налоговых льгот по
капитализируемой прибыли. Поэтому следует обеспечить минимум дивидендных
выплат и максимально капитализировать прибыль. Эта теория зависит от системы
льгот в конкретной системе налогообложения, конкретной страны в конкретный
момент времени. Теория сигнализирования построена на том, что основные
модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций, в качестве базового
элемента используют размер выплачиваемых по акциям дивидендов. Поэтому рост
уровня дивидендных выплат определяет возрастание реальной и котируемой
рыночной стоимости акций. Это возрастание автоматическое;8 реализация таких
же акций будет приносить акционерам дополнительный доход. Наряду с этим
выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на
подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде. Эта теория
неразрывно связана с высокой прозрачностью фондового рынка, на котором
оперативно полученная информация оказывает существенное влияние на колебание
рыночной стоимости акций. Теория клиентуры (или теория
соответствия
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ДОХОДНОСТИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ
ОРГАНИЗАЦИИ (САРМ) -
модель, описывающая связь ожидаемой доходности портфеля ценных бумаг со
степенью его риска. Основы ценовой модели акционерного капитала
были предложены амер. экономистом У. Шарпом в 1964 (в 1990, совместно с М.
Миллером и Г. Марковицем, получившим Нобелевскую премию по экономике за «вклад
в теорию цены финансовых активов») в предположении линейной
зависимости между ожидаемой доходностью (expected return) от
диверсифицированного портфеля и связанным с этим портфелем риском
(expected risk). Тогда инвестор может предпочесть определенный
уровень риска,
к-рому будет соответствовать определенная доходность,
и будет добиваться этого путем подбора сочетания рискованных,
но доходных
акций с безопасными с т.з. риска ценными бумагами или займами. По У.
Шарпу, за риск
инвестор
получает рыночную премию - разность между рыночным риском
от всей совокупности ценных бумаг в портфеле и безрисковой
ставкой по конкретной ценной бумаге. Совокупный риск
ценной бумаги складывается из рыночного и нерыночного (собственного)
рисков.
Мерой рыночного риска, вносимого ценной бумагой в
портфель, является ее коэффициент «бета». Коэффициент «бета», равный единице,
отражает риск
всего рынка (индекса
Standard & Poor's 500); для бумаги с большими значениями «бета» рыночный риск
больше. «Бета» портфеля - взвеш. среднее коэффициентов «бета» входящих в него
ценных бумаг. Увеличение собственного риска (не связанного с «бета») не ведет к
росту ожидаемой доходности. Согласно САРМ, инвесторы
вознаграждаются за рыночный риск, но их нерыночный риск
не компенсируется. Модель САРМ является основой современной теории цен на
финансовых рынках. MONDEX INTERNATIONAL Mondex Internl - платежная система,
разработанная банком National Westminster Bank, NatWest
(Великобритания). Принадлежит ассоциации MasterCard International (51% капитала)
и 28 организациям,
включая банки
Великобритании, США, Австралии, Канады и стран Азиатско-Тихоокеанского
региона. Первая международная организация, поддерживающая платежную
систему на основе смарт-карт, использующую «электронные деньги»,
к-рые банки-члены
платежной системы получают в обмен на ден. средства у ориги-натора
(орг-ции, действующей в масштабах страны). Эмитентом «электронных денег» в
системе является единый центр Mondex. Клиенты банков
переводят
средства со своих счетов на платежные карты, операции совершаются в
пределах запис. на них сумм, при этом сумма переносится с карты покупателя на
карту продавца. Держатель может также через банк-член
ассоциации перевести средства с карты на счета. В рамках нац. проектов Mondex
Internl устанавливаются ограничения на выполнение нек-рых операций, в части.,
как правило, запрещаются операции типа business-to- business - В2В. Расчеты
могут осуществляться через POS-терминал Mondex, телефон Mondex, компьютер. В
системе Mondex отсутствует онлайновая авторизация через банк,
поэтому деньги
на карте анонимны. Клиент загружает карту либо через банкомат,
либо по телефону Mondex. В отличие от предоплаченных карт на карте Mondex
находится «электронная наличность». Т.о., наличие оперативной связи
(телефонной или сетевой) в принципе решает проблему наличных расчетов. Проект
CAFE, напр., ввел понятие электронного кошелька и подзаряжаемой смарт-карты
(англ. scratch card).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|