рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпоры по финансам

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений :

-      государственную бюджетную систему;

-      внебюджетные специальные фонды;

-      государственный кредит;

-      фонды страхования;

-      финансы предприятий различных форм собственности.

Перве три блока относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприя- тий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отноше- ний на микроуровне.

Бюджетная система РФ включает три звена:

-      республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет;

-       бюджеты субьектов федерации;

-      местные бюжджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Второе звено финансовой системы – внебюджет- ные специальные фонды. Они  имеют строго целевое назначение-расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов исползования подразделяются на централизованные и децентрализованные, а так-же на: экономические внебюджетные фонды; социальные; межотраслевые и отраслевые бюджетные фонды конверсии.  Централизованные внебюджетные фонды имеют общегосударственое значение в их состав входят :

 Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работода- телей, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций

Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, соци- альных пенсий, а также пособий на детей.

Фонд социального страхования создан с целью реализации государством социальной политики. Средства фонда формируются за счет части Единого социального налога, дотаций Федераль- ного бюджета, кредитные ресурсы, собственные средства, полученные в результате использования свободных средств. Средства фонда используются для выплаты пособий по беременности и родам, на рождение ребенка, нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение.

Фонд отделения медицинского страхования финансирует учреждения здравоохранения с целью предоставления минимального обьема медицинских услуг гражданам РФ на всейтерритории государства. ФФОМС осущест- вляет финансирование федеральных программ, связанных с научными исследованиями в сфере медицины, перераспределение ресурсов между территориальными фондами медицинского страхо- вания. ТФОМС аккумулирует ресурсы, полученные от части ЕСН, Федерального бюджета и ФФОМС.ТФОМС осуществляет финансирование обьектов здравоохранения, находящихся на территории.

Децентрализованные внебюджетные фонды созда- ются для решения территориальных, межотрасле- вых задач:

-      Фонд научно- исследовательских и опытно конструкторских разработок, создан для научно-иследовательских работ. Источником формирова- ния являются отчисления от реализации продукции предприятий и организаций.

-      Государственный фонд конверсий- источни- ком служат бюджетные ассигнования . Сред- ства направляются предприятиям военно-про-мышленного комплекса для переоснащения для выпуска гражданской продукции

-      Фонд содествия развития малых форм предпринимательства.

-      Фонд развития жилищной сферы, создается региональными и местными органами.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе привлечения или использования финан- совых ресурсов при условии, что государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. От кредита, гос. Кредит отличается тем, что привлекаемые финансовые ресурсы прямо связаны с сферой государственных финансов. Основной обьем финансовых отношений в сфере государственного кредита связан с ролью государства как заемщика. Исползуя гос. Кредит как основной финансовый инструмент, государство может стимулировать развитие отечественного производства и сдерживать инфляцию. Основной из задач гос. Кредита, явля- ется привлечение средств для покрытия бюджет- ного дифицита.

Финансы фондов страхования –это обществен- ные отношения, которые складываются в процес- се перераспределения и использования денежных фондов мобилизации с целью снижения отрица- тельного влияния всех видов рисков. В настоящее время в РФ не уделяется должного внимания фон- дам страхования как инструментам регулирова- ния экономических и социальных процессов.

Финансы предприятьий различных форм собст- венности являются базисным звеном финансовой системы. В данном звене создается главным обра- зом национальный доход, который в дальнейшем при помощи вышеперечисленных 4 звеньев пере- распределяется в интересах госудаства. Финансы  предприятий всех форм собственности обслужи- вают сферу негосударственных финансов, от них    зависит фин. состояние государственых финансов  Сфера полномочий Счетной палаты- контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица. Счетная палата обязана также контролировать состояние внутреннего  и внешнего долга РФ.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов.

Правительство РФ контролирует процесс разра- ботки и исполнения федерального бюджета, осу- ществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, специальных органов финансового контроля.

Министерство финансов разрабатывает и контролирует финансовую политику страны,  поступление и расходование  бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля, использование государственных инвестиций.

Контрольно – ревизионное управление  Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммер- ческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Органы Казначейства призваны осуществлять государ- ственную бюджетную политику, управлять процессом испол- нения федерального бюджета, осуществляя жесткий контрол  за поступлением и использованием государственных средств.

Государственная налоговая служба – обеспечивает единую систему контроля за соблюдением налогового за- конодательства, правильностью исчисления, полнотой  и своевременностью уплаты налогов и др. обязательных платежей.

Органы налоговой полиции  - обеспечивают экономическую безопасность РФ и укрепляют дисциплину в области налого- обложения, выявляют,предупреждают и пресекают налоговые преступления и правонарушения, обеспечивают безопасность налоговых инспекций, его сотрудников.

Федеральная служба страхового надзора Росстрахнадзор (существуют тер-риториальные и группам областей) – осуществляют надзор за страховой деятельностью и регулируют единый страховой рынок, контролируют обоснованность страховых тарифов и платежеспособность страховщиков.

Центральный банк России – организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет над- зор за деятельностью коммерческих банков.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и др. органов государственного управления за финансово-хозяйственой деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.

К негосударственным видам финансового контроля относятя внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

   -   Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами. Он подразделяется на оперативный и стратегический. Оперативный проводится главным бухгалтером в процессе хозяйственой деятельности; стратегический предполагает разработку решений по использованию финансовых ресурсов

Аудиторский контроль – независимый вневедомствен-  ный финансовый контроль, устанавливает достовер- ность бухгалтерской  и финансовой отчетности и соот- ветствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.  Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.






5.  Основные звенья и процессы бюджетного федерализма, проблемы его реализации и перспективы совершенствования.


Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в области финансов, в частности в бюджетной сфере.

            Принципы:

1)законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней;

2)обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3)обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4)наличие единых для каждого звена БС формализованных прозрачных методов регулирования бюджетов;

5)самостоятельность и равноправие каждого бюджета, выражающееся в самостоятельности бюджетного процесса

Все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отеношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Взаимоотношения бюджетов субъектов РФ с федеральным бюджетом  и местных бюджетов с региональными бюджетами строятся на использовании единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

            Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

            Собственные доходы – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

            Регулирующие доходы -  это федеральные и региональные налоги  и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких доходов.

            К регулирующим доходам относят:

-трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

-дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

-субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

-субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

         Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов.

Основным каналом предоставления финансовой помощи  из федерального бюджета является Фонд финансовой поддержки регионов. Важнейшим направлением развития бюджетного федерализма в 1999-2001гг. стало совершенствование распределения трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки регионов-субъектов РФ (ФФПР). В результате выработана новая методика распределения, в соответствии с которой, размер трансферта зависит от величины рассчитываемых по всем субъектам РФ удельных (душевых) валовых налоговых ресурсов (ВНР). Они приводятся к сопоставимому виду посредством формулы:

ВНРiпр=(а*ИНПi)/ИБРi, где

ВНРiпр – приведенные удельные валовые налоговые ресурсы i-го субъекта федерации, а - прогнозируемый на год средний уровень налоговых доходов субъектов РФ в расчете на душу населения; ИНПi – индекс налогового потенциала i-го субъекта РФ; ИБРi – индекс бюджетных расходов i-го субъекта РФ.

         Определение размера трансфертов проводится в два этапа. Первая часть ФФПР (80% от общего объема) распределяется между субъектами РФ, для которых приведенные удельные ВНР меньше среднероссийского показателя, пропорционально их отклонениям от этого уровня.

         На втором этапе оставшиеся 20% общего объема ФФПР распределяются между наименее обеспеченными субъектами федерации так, чтобы довести бюджетную обеспеченность этих территорий до одного и того же, максимально возможного при данном объеме ФФПР, уровня. В результате общая величина трансфертов таким субъектам РФ складывается их двух частей.

         Методикой предусмотрено также выделение субъектам РФ в пределах рассчитанных сумм трансфертов целевых средств на закупку и доставку продукции в районы с ограниченными сроками завоза и на компенсацию повышенных тарифов на электроэнергию для территорий Дальнего Востока и Архангельской области.

         Таким образом, основу методики составляет определение для каждого субъекта РФ индекса налогового потенциала (ИНП) и индекса бюджетных расходов (ИБР).

Через Фонд софинансирования социальных расходов должны предоставляться (на долевой основе) средства, обусловленные соблюдением в субъектах Федерации определенных параметров финансирования приоритетных расходов.

            Существующий Фонд компенсаций  включает в себя установленные федеральными законами социальные пособия и льготы. Он обеспечивает на всей территории страны социальные гарантии незащищенным слоям населения.

            Дополнительным элементом механизма финансовой помощи субъектам Федерации станут Фонд регионального развития, предназначенный для поддержки инвестиционных программ и проектов и Фонд реформирования региональных финансов,  средства которого планируется предоставлять на конкурсной основе регионам, выполнившим заявленные программы бюджетных реформ.





6. Государственные кредиты и займы. Управление государственным долгом.


         Государственный долг представляет собой долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами.

         Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний долг – долговые обязательства РФ перед иностранными государствами и международными организациями, юридическими лицами в иностранной валюте.

Внутренний долг – долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами в национальной валюте.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.