рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпоры по финансам

            Государственный внутренний долг состоит:

-         из кредитов полученных правительством РФ;

-         государственных займов;

-         других обязательств гарантированных правительством РФ.

Гос.кредит осуществляется в форме гос.займов путем выпуска гос. долговых обязательств.

            Гос.займы обеспечивают финансирование гос.расходов при недостатке государственных бюджетных средств.

Классификация по способу размещения:

свободно размещающиеся, размещающиеся по подписке, принудительное.

            Свободно размещающиеся – займы, размещающиеся правительством на рынке ссудного капитала при посредничестве банков.

Размещение по подписке – подписчиками выступают

правительственные учреждения, корпорации, частные инвесторы.

            Принудительное размещение – гос. осуществляет в принудительном порядке размещение займов.

         По сроку погашения:

-краткосрочные со сроком погашения до 1 года;

-среднесрочные – до 5 лет;

-долгосрочные – свыше 5 лет.

            По видам доходности:

-на процентное, т.е. держатели получат ежегодно твердый доход по утвержденной ставке;

-выигрышный – доход, выплачиваемый при выходе облигации в тираж полгашения.

            По месту размещения:

-внутренние займы, в национальной валюте;

-внешние займы, реализуемые на иностранном денежном рынке.

            Гос. Займы осуществляются посредством выпуска гос. Ценных бумаг.

            Целями выпуска гос.ценных бумаг являются:

1)      финансирование текущего бюджетного дифицита;

2)      погашение ранее выпущенных размещенных займов;

3)      обеспечение кассового исполнения бюджета;

4)      обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение всего финансового года;

5)      финансирование целевых программ, осуществляемые местными бюджетами;

6)      финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющие государственные общеэкономические и социальные значения.

Гос.ценные бумаги: облигации, вексели, казначейские обязательства.

            Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным не погашенным гос. Займам, полученным кредитам, включая начисленные проценты и выданные государством гарантии.

            Гашение гос. долга производится за счет  доходов государственного бюджета. Когда доходов не достаточно, для погашения гос. долга выпускаются новые гос. займы. Это называется рефинансированием гос. Долга.

            Гос.долг погашается через казначейство и банки, путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, а также проведением тиражей погашения по выигрышным облигациям.

            Заимствования, предоставленные иностранными государствами могут оформляться в виде кредитов, заимствования на внутреннем рынке осуществляется посредством векселей, облигаций, казначейских обязательств.

            Кредиты обладают меньшей ликвидностью, чем ценные бумаги.

            Гос.гарантии – правительство гарантирует облигационные займы местных органов власти, выпускаемые с целью мобилизации финансовых ресурсов для кап.вложений; займы специализированных кредитных учреждений, финансирование строительства муниципального жилья и объектов социальной инфраструктуры.

            Под управлением гос.долгом понимается совокупность действия государства связанного с изучением коньюктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска  с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, а также проведением конверсий и консолидации займов.

            Способы управления гос.долгом:

1) важную роль в управлении гос.долгом играет вторичный рынок гос.облигаций, где обращаются ценные бумаги предыдущих выпусков. Операции на первичном и вторичном рынке осуществляются диллером, среди которых крупные инвестиционные и универсальные банки;

2) погашение займов, выплата процентов по гос.займам за счет бюджетных средств;

3) в ряде стран управление гос.долгом относятся попытки ограничить его рост путем установления лимита, когда гос.долг достигает определенного лимита, ценные бумаги не выпускаются и государство сокращает свои расходы;

4) государство вправе уточнять первоначальные условия займа, касающиеся доходности займа – называется конверсией.

5) часто государство не изменяя доходности облигации превращает краткосрочные обязательства в средние и долгосрочные – это называется консолидацией гос.долга.;

6) способом решения проблемы гос.долга является банкротство, когда государство аннулирует займ или отказывается от его уплаты из-за отсутствия средств.

7) важной задачей государства является достижение оптимальной временной структуры внутреннего госдолга, которая определяется коньюктурой рынка государственных ценных бумаг, динамикой доходности по гос. ценным бумагам с различными сроками погашения, предпочтениями инвесторов и т.д.

            Казначейство, под руководством и в составе Минфина РФ, ответственно за определение и ведение регистрации всех существующих долгов и долговых гарантий, как  внешних так и внутренних, определяет уровень, состав, время и условия выпуска внешних и внутренних займов, включая эмиссию гос. ценных бумаг.

            В последнее время контроль в области эмиссии гос. ценных бумаг  и управление внутренним гос.долгом осуществляет Минфин РФ  и центробанк.

            Гос.долг на 1.01.03г. составляет 110,0млрд.рублей.




7. Состав и структура региональных и муниципальных финансов.


Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта РФ.

         Через региональные бюджеты государство проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержание дорог, охраны окружающей среды.

         С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для этого разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

         Доходы региональных бюджетов РФ формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

         Собственные доходы включают:

Налог на имущество предприятий,  налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы, а также  доходы от имущества находящегося в собственности субъектов РФ, доходы от платных услуг, оказываемые бюджетными учреждениями, находящиеся в ведении органов гос. власти субъекта РФ.

         Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределяемых к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете.

В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников, в т.ч. отчисления от федеральных налогов и сборов –40%, поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов –более 25%. Собственные доходы занимают менее 30%.

         Основные направления использования средств региональных бюджетов:

- обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;

- обслуживание и погашение госдолга субъекта РФ;

- проведение выборов и референдумов субъекта РФ;

- обеспечение реализации региональных целевых программ;

- формирование гос.собственности субъектов РФ;

- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

- содержание и развитие предприятий, учреждений, организаций, находящиеся в ведении органов гос.власти субъекта РФ;

- обеспечение деятельности СМИ субъектов РФ;

- оказание финансовой помощи местным бюджетам;

- обеспечение осуществления отдельных гос. полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос.власти субъекта РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

         Главное место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство -  около 40%, расходы на социально-культурные мероприятия – более 25%, расходы на управление и содержание правоохранительных органов – 8%.

         Местные бюджеты  - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

         Местные бюджеты выполняют следующие функции:

·     формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

·     распределение и  использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

·     контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

  Большое       значение        имеют       местные   бюджеты    в

осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач -  в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

         В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

         Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят: местные налоги и сборы:

·     земельный налог;

·     налог на имущество физических лиц;

·     налог на рекламу;

·     налог на наследство или дарение;

·     местные лицензионные сборы.

В свою очередь земельный налог включает:

-земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

-земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения;

-доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

-возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

Доходы    от    приватизации    (собственности, принадлежащей

муниципальным образованьям), в том числе:

·     доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

·     доходы от продажи земли;

·     доходы от продажи квартир гражданам.

Средства  обязательного  медицинского  страхования,

средства внебюджетных и отраслевых фондов.

К  регулирующим  доходам  местных  бюджетов  входят

отчисления:

·     от акцизов;

·     от налога на прибыль (доход) предприятий;

·     от подоходного налога с физических лиц.

Нормативы  отчислений   от   регулирующих   доходов

утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости  от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

         По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих доходов.

         В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

-содержание органов местного самоуправления;

-формирование муниципальной собственности и управление ею;

-организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

-содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

-организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

-муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

-благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

-организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключение радиоактивных);

-содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

-организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

-обеспечение противопожарной безопасности;

-охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

-реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

-обслуживание и погашение муниципального долга;

-целевое дотирование населения;

-содержание муниципальных архивов;

-проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

            Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов.





8. Финансовая политика государства в современных условиях.


Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых у него ресурсов. В ходе мобилизации денежных средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти.

         Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

         Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

         Финансово-бюджетная политика осуществляется в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию.

         Финансово-бюджетная политика государства определяется ежегодно в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования, контрольно-счетных органов

Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования.

         Финансовое планирование на общегосударственном и территориальном  уровнях обеспечивается системой финансовых планов. В систему фин.планов входят:

-перспективные фин.планы;

-сводные фин.балансы, составляемые на общегосударственном и территориальном уровнях управления.

         Перспективное планирование на всех уровнях осуществляется в целях:

*обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики;

*прогнозирования объемов финансовых ресурсов,  необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;

*прогнозирования финансовых последствий реформ, программ;

*определения возможности реализации различных мер в области финансов.

Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержаться данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета.

Сводный финансовый баланс –это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный фин.баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Сводный фин.баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики РФ с участием Минфина РФ на основе макроэкономических показателей.

Необходимость разработки территориальных сводных балансов обусловлено рядом факторов:

1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории по экономическому и социальному развитию;

2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий;

3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и использованного на данной территории. Это позволяет иметь более полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

         Основная задача территориального сводного финансового баланса -  определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе.

         Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

*достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;

*точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

*сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;

*повысить качество бюджетного планирования;

*скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;

*концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономического и социального развития территории;

*изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

*наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;

*осуществлять контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;

*активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;

*добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

         Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование. Бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т.е. не более чем на год.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

         Цель бюджетного прогнозирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы методы:

1) метод экстраполяции – переложение опыта, т.е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Он пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета.

2) метод экспертных оценок, т.е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и н/х;

3) одним из способов экстраполяции основных финансовых закономерностей могут быть линии регрессии надежность, которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей.

         Для расчетов основных показателей федерального бюджета на перспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства, а также связь между этими показателями и налогом на прибыль.

Прогнозирование развития территориальных бюджетов основывается на таких показателях как: рост населения и изменения его структуры, оказывающее влияние на развитие отраслей местного хозяйства, а следовательно на развитие территориальных бюджетов. Большое внимание в прогнозировании уделяется анализу перспектив демографических изменений.

Демографическое прогнозирование позволяет определить направления использования средств, т.е. выявлять приоритеты в финансировании отраслей местного хозяйства. 1) Функциональная зависимость объема территориальных бюджетов от роста численности населения описывается уравнениями:  y=a0 + a1x  и   y= ax3,

где у – объем территориальных бюджетов, х – численность населения административно-территориальной единицы.

В первом случае использована линейная модель, во втором – параболическая.

Можно спрогнозировать величину расходов на просвещение и здравоохранение. Для этого используется многофакторная линейная модель: у=ах1 + ах2, где у- расходы на социально-культурные мероприятия,, х1- расходы на просвещение, х2 – расходы на здравоохранение.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.