Ведущей
тенденцией экономического развития Швеции в 80-е годы стал переход от традиционной
зависимости от железной руды и черной металлургии к передовой технологии в
производстве транспорта, электротоваров, средств связи, химических и
фармацевтических изделий.
3.
Смешанная экономика
Существующая
в Швеции экономическая система обычно характеризуется как смешанная экономика.
В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным
использованием государственного регулирования, что составляет экономический
базис шведской модели. Под смешанной экономикой понимается сочетание,
соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом
рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая
из этих форм заняла свою “нишу”, выполняет свою функцию в общей системе экономических
и социальных взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний
с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные
предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8%
работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах. Остальная часть
приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный
сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 г.
Кроме
этих трех форм собственности существует множество компаний со смешанной собственностью
, фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля
очень мала.
3.1 Частный
сектор
Ведущую
роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его
рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих
экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности.
Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому
критерию частные компании можно разделить на 2 группы. К одной относится
множество мелких фирм,в которых основатель, собственник и директор-распорядитель
часто одно и тоже лицо.В другую группу входят крупные
компании,зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия в
структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно
снизилась доля акций,принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и частным индивидуальным
лицам - с 47% в 1975 г. до 21% в 1985 г., в то время как страховые,
инвестиционные и нефинансовые компании,фонды,в том числе государственный Всеобщий
пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился - с 53% в 1975г. до 79% в 1985 г.
(включая 7%, принадлежащих иностранцам). За после военный период произошло
падение доли очень крупных индивидуальных акционеров - с 70% в 1951 г. до
примерно 20% в 1985 г. - вследствие прежде всего высоких ставок налогов на
доходы и собственность.
Таким
образом,институциональная собственность в значительной степени заменила частных
лиц. В настоящее время 20 крупнейших владельцев портфелей акций - учреждения.
Особенно возросли доли нефинансовых, инвестиционных и страховых компаний, на
которые в 1985 г. приходилось соответственно 14, 14 и 10%. Повышение роли
нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой деятельностью, произошло в
силу различных причин.Некоторые из них ввели принадлежащие им дочерние компании
на фондовую биржу,сохраняя значительную, а часто и подавляющую часть акций в
своем распоряжении. Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в
качестве платежа акции покупающей компании. Некоторые крупные пакеты акций
возникли в результате долгосрочного тесного сотрудничества фирм. Обычным
явлением стали “стратегические” вложения капитала в акции. Этому способствовала
высокая ликвидность многих фирм вследствие роста продаж и прибылей после 1982
г. В частности, “Сканска” купила “Сандвик”, “Вольво”- значительную часть
“Фармасия” и “Стура” - “Суидиш мэтч”.
Вместе
с тем резко возросло и число шведов, владеющих акциями.Это объясняется как сокращением
портфелей акций частных индивидуальных собственников,так и быстрым ростом числа
компаний,зарегистрированных на Стокгольмской фондовой бирже.Важную роль сыграло
появление новой группы индивидуальных владельцев акций после создания в 1978 г.
различных акционерно-инвестиционных фондов.Сбережения в этих так называемых
всеобщих фондах под управлением банков или фирм получали разнообразные
налоговые субсидии от правительства. До 1984 г. вкладчики получали скидку 30% с
налогов на свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым налогом
дивидендам и приросту стоимости акций. В 1984 г. налоговая скидка была
отменена,но остальные стимулы остались. В 1985 г. на эти инвестиционные фонды
приходилось 6% всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти.
В последние
годы большой интерес к шведским акциям проявили иностранные инвесторы. К концу
1985 г. на них приходилось примерно 7% стоимости всех акций. Кроме того,
некоторые шведские компании появились на некоторых западноевропейских фондовых
биржах,а также в Нью-Йорке и Токио,что объясняется их желанием обеспечить лучшие,чем
в Швеции,финансовые условия и дополнительную рекламу за границей.
Экономика
Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и
монополизации в ведущих отраслях. На крупных предприятиях ( с числом занятых
свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности,а на мелких
(до 50 человек) - 17%. При этом рост концентрации проявляется прежде всего на
уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40%
рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по
75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции .
В
последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике возросла. В
1987 г. среди 500 крупнейших неамериканских промышленных компаний насчитывалось
уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов капиталистического мира они не
входят. Так, крупнейшая шведская фирма “Вольво” уступает по размеру оборота
почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира “Дженерал моторз” (15
млрд долл. против 102 млрд долл.) Ведущие шведские промышленные фирмы имеют
ярко выраженную международную ориентацию.
В
экономике Швеции очень высока монополизация производства.Она наиболее сильна в
таких специализированных отраслях промышленности, как производство
шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-Скания”), черная
металлургия (“Свенска столь”),электротехника (“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”),
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза”, “Стура”, “Му
ок Думше” и др.), самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”,
“Фармасиа”), производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).
В Швеции
сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы. Он
нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время в
Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них ( по принятой
в шведской экономической литературе терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие
частные коммерческие банки страны - “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска
хандельсбанкен”, при этом первая по всем показателям существенно превосходит
своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей
финансовой группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны -
автомобильным концерном “Вольво”.
В
финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”, контролирующую до 40%
экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности
Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов,Боньеров,Лундбергов,Седербергов.
Среди них выделяется семейство Валленбергов, контролирующее компании, биржевая
стоимость акций которых превышает 1/3 акционерного капитала всех
зарегистрированных на бирже фирм. В целом примерно 25 компаний Валленбергов
имели в 1986 г. оборот 250 млрд крон и прибыли около 18 млрд крон. В Швеции и
за границей на их предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя
Валленбергов считается одной из крупнейших в Западной Европе.
Вторая финансовая группа - “Свенска хандельсбанкен” - включает в свой состав
кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил Андерса Валля и
Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако здесь семейства не
играют значительной роли.
3.2
Государственный сектор
Важнейшая
роль государственного сектора в Швеции - аккумуляция и перераспределение значительных
денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской
модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности:
центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний
уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе
составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере
экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности)
деятельности.
Государственный
сектор и государственная собственность - разные понятия. Под государственной
собственностью принято считать предприятия, принадлежащие государству полностью
или частично (смешанная собственность) . Удельный вес государственной
собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного
сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в
экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место.
Размер
государственного сектора может измерятся в таких показателях, как удельный вес
государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в
государственном секторе. В 1988 г. в нем работал 31% работоспособного
населения, государственное потребление составляло 30% ВВП, а государственные
капиталовложения - 3%. Доля государственных расходов, включающих потребление,
инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 г. Она возросла с 33% в 1960
г. до 45%в 1970 г., 50% в 1975 г. и 67% в 1982 г. (рекорд капиталистического
мира). Затем она несколько снизилась. За последние десятилетия государственный
сектор возрастал во всех странах, но наиболее активно - в Швеции.
Коммунальная
собственность весьма ограничена и по закону разрешена в сфере коммунальных
услуг и жилищном строительстве.
Национализированные
предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей,
черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и в
транспорте. В этих секторах на национализированные или принадлежащие
государству предприятия приходится больше половины всех товаров и услуг. Их
основная цель - расширение производства с достижением прибыльности. Однако
конец 70-х годов характеризовался убыточным расширением, особенно после
национализации коалиционным буржуазным правительством в 1977 г.
судостроительных и металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в
результате структурного кризиса в этих отраслях с целью сохранения занятости.
Правительство активно субсидировало эти компании до тех пор, пока
возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982 г. не покончили с политикой
“кормления хромых уток”.
Государственная
собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственных
предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в финансовых и
кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются также самостоятельно.
Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.
Созданный
в 1970 г. для координации деятельности государственных предприятий холдинг
“Статсферетаг” был реорганизован в 1983 г., когда из него вышла группа крупных
компаний, занимающихся добычей и переработкой сырья, а оставшиеся вошли в
фирму, получившую название “Прокордиа”. Сейчас она объединяет около 15 фирм в
химической, фармацевтической, пивоварной промышленности, машиностроении,
производстве потребительских товаров и услуг. В 1987 г. число занятых в
“Прокордии” составило 25 тысяч человек.
Кроме
“Прокордии” в число государственных и смешанных предприятий входят горнодобывающая
компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ, металлургическая “Свенска
столь”, судостроительная “Цельсиус” и коммерческий банк “Нурдбанкен”.В 1987 г.
число занятых в этих фирмах составило 48 тыс. человек, а всего в
государственных компаниях - около 150 тыс. человек.
Предприятия
государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в
некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две
крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60% всех занятых на
государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские
государственные железные дороги составляют 95% всех жел. дорог в Швеции и на
них работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии
приходится на государственное управление “Ваттенфалль”. В последние годы оно
также занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце,
ветер и вода), так и традиционных (уголь, торф и природный газ).
Центральное
правительство решающее воздействие на экономику страны посредством различных
экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет.
В
Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то
есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в
том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и
промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному
долгу.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|