Конкретная экономика конкретной
страны имеет свои проблемы, но логика смешанной экономики едина, это:
1. насколько увеличивается рыночный
сектор, настолько (в пределах определившейся потребности) уменьшится
государственный сектор;
2. насколько эффективен финансовый
потенциал рыночного сектора, настолько экономически «обеспечен» и
государственный сектор;
3. процесс
приватизации (в том числе и земли) будет в стране идти до тех пор и до тех
размеров, пока весь государственный сектор не перейдет на «содержание»
рыночного [1].
Приложение 1
Глава
2. Исследование особенностей экономики Швеции
А
теперь более подробно рассмотрим смешанную экономику Швеции. Под смешанной
экономикой Швеции понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных
форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве: частной,
государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою “нишу”,
выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей.
Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых
свыше 50 человек принадлежат частному капиталу.
На
частные предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них
8% работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах. Остальная часть
приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный
сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 г.
Кроме этих трех форм собственности существует множество компаний со смешанной
собственностью, фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п.
Однако их доля очень мала.
Заметим:
хотя "общественный" сектор, охватывающий предприятия и учреждения,
находящиеся во владении государства и муниципалитетов (коммун), достаточно
велик, определяющим является частный.
2.1. Характеристика частного
сектора
Ведущую
роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его
рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих
экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности.
Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому
критерию частные компании можно разделить на 2 группы. К одной относится
множество мелких фирм, в которых основатель, собственник и
директор-распорядитель часто одно и тоже лицо. В другую группу входят крупные
компании, зарегистрированные на фондовой бирже.
За
последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли большие
изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним хозяйствам
(населению) и частным индивидуальным лицам - с 47% в 1975 г. до 21% в 1985 г.,
в то время как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том
числе государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился - с
53% в 1975г. до 79% в 1985 г. (включая 7%, принадлежащих иностранцам). За после
военный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров -
с 70% в 1951 г. до примерно 20% в 1985 г. - вследствие прежде всего высоких
ставок налогов на доходы и собственность.
Таким
образом, институциональная собственность в значительной степени заменила
частных лиц. В настоящее время 20 крупнейших владельцев портфелей акций -
учреждения. Особенно возросли доли нефинансовых, инвестиционных и страховых
компаний, на которые в 1985 г. приходилось соответственно 14, 14 и 10%. Повышение
роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой деятельностью, произошло
в силу различных причин. Некоторые из них ввели принадлежащие им дочерние
компании на фондовую биржу, сохраняя значительную, а часто и подавляющую часть
акций в своем распоряжении. Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в
качестве платежа акции покупающей компании.
Некоторые
крупные пакеты акций возникли в результате долгосрочного тесного сотрудничества
фирм. Обычным явлением стали “стратегические” вложения капитала в акции. Этому
способствовала высокая ликвидность многих фирм вследствие роста продаж и
прибылей после 1982 г. В частности, “Сканска” купила “Сандвик”, “Вольво” -
значительную часть “Фармасия” и “Стура” - “Суидиш мэтч”.
Вместе
с тем резко возросло и число шведов, владеющих акциями. Это объясняется как
сокращением портфелей акций частных индивидуальных собственников, так и быстрым
ростом числа компаний, зарегистрированных на Стокгольмской фондовой бирже.
Важную роль сыграло появление новой группы индивидуальных владельцев акций
после создания в 1978 г. различных акционерно-инвестиционных фондов. Сбережения
в этих так называемых всеобщих фондах под управлением банков или фирм получали
разнообразные налоговые субсидии от правительства. До 1984 г. вкладчики
получали скидку 30% с налогов на свои годовые сбережения в дополнение к
необлагаемым налогом дивидендам и приросту стоимости акций. В 1984 г. налоговая
скидка была отменена, но остальные стимулы остались. В 1985 г. на эти инвестиционные
фонды приходилось 6% всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти.
В
последние годы большой интерес к шведским акциям проявили иностранные
инвесторы. К концу 1985 г. на них приходилось примерно 7% стоимости всех акций.
Кроме того, некоторые шведские компании появились на некоторых западноевропейских
фондовых биржах, а также в Нью-Йорке и Токио, что объясняется их желанием
обеспечить лучшие, чем в Швеции, финансовые условия и дополнительную рекламу за
границей.
Экономика
Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации
в ведущих отраслях. На крупных предприятиях ( с числом занятых свыше 500
человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50
человек) - 17%. При этом рост концентрации проявляется прежде всего на уровне
крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40% рабочей силы
в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема
производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции .
В
последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике возросла. В
1987 г. среди 500 крупнейших неамериканских промышленных компаний насчитывалось
уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов капиталистического мира они не
входят. Так, крупнейшая шведская фирма “Вольво” уступает по размеру оборота
почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира “Дженерал моторз”
(15 млрд долл. против 102 млрд долл.) Ведущие шведские промышленные фирмы имеют
ярко выраженную международную ориентацию.
В
экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в
таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников
(СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-Скания”), черная металлургия
(“Свенска столь”),электротехника (“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”),
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза”, “Стура”, “Му
ок Думше” и др.), самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”,
“Фармасиа”), производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).
В
Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы.
Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время
в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них ( по принятой
в шведской экономической литературе терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие
частные коммерческие банки страны - “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска
хандельсбанкен”, при этом первая по всем показателям существенно превосходит
своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей
финансовой группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны -
автомобильным концерном “Вольво”.
В
финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”, контролирующую до 40%
экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности
Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов, Боньеров, Лундбергов,
Седербергов. Среди них выделяется семейство Валленбергов, контролирующее
компании, биржевая стоимость акций которых превышает 1/3 акционерного капитала
всех зарегистрированных на бирже фирм. В целом примерно 25 компаний Валленбергов
имели в 1986 г. оборот 250 млрд крон и прибыли около 18 млрд крон. В Швеции и
за границей на их предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя
Валленбергов считается одной из крупнейших в Западной Европе.
Вторая
финансовая группа - “Свенска хандельсбанкен” - включает в свой состав кроме
объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил Андерса Валля и Эрика
Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако здесь семейства не играют
значительной роли.
2.2. Особенности государственного
сектора
Важнейшая
роль государственного сектора в Швеции - аккумуляция и перераспределение
значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции
шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности:
центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень
иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по
форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики,
так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.
Государственный
сектор и государственная собственность - разные понятия. Под государственной
собственностью принято считать предприятия, принадлежащие государству полностью
или частично (смешанная собственность) . Удельный вес государственной собственности
в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который
можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую
жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место.
Размер
государственного сектора может измерятся в таких показателях, как удельный вес
государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в государственном
секторе. В 1988 г. в нем работал 31% работоспособного населения,
государственное потребление составляло 30% ВВП, а государственные капиталовложения
- 3%. Доля государственных расходов, включающих потребление, инвестиции и
трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 г. Она возросла с 33% в 1960 г. до 45%в
1970 г., 50% в 1975 г. и 67% в 1982 г. (рекорд капиталистического мира). Затем
она несколько снизилась. За последние десятилетия государственный сектор
возрастал во всех странах, но наиболее активно - в Швеции.
Коммунальная
собственность весьма ограничена и по закону разрешена в сфере коммунальных
услуг и жилищном строительстве.
Национализированные
предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей,
черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и в
транспорте. В этих секторах на национализированные или принадлежащие
государству предприятия приходится больше половины всех товаров и услуг. Их
основная цель - расширение производства с достижением прибыльности. Однако
конец 70-х годов характеризовался убыточным расширением, особенно после
национализации коалиционным буржуазным правительством в 1977 г. судостроительных
и металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в результате структурного
кризиса в этих отраслях с целью сохранения занятости. Правительство активно
субсидировало эти компании до тех пор, пока возвратившиеся к власти социал-демократы
в 1982 г. не покончили с политикой “кормления хромых уток”.
Государственная
собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственных
предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в финансовых и
кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются также самостоятельно.
Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.
Созданный
в 1970 г. для координации деятельности государственных предприятий холдинг “Статсферетаг”
был реорганизован в 1983 г., когда из него вышла группа крупных компаний,
занимающихся добычей и переработкой сырья, а оставшиеся вошли в фирму,
получившую название “Прокордиа”. Сейчас она объединяет около 15 фирм в
химической, фармацевтической, пивоварной промышленности, машиностроении,
производстве потребительских товаров и услуг. В 1987 г. число занятых в
“Прокордии” составило 25 тысяч человек.
Кроме
“Прокордии” в число государственных и смешанных предприятий входят
горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ, металлургическая
“Свенска столь”, судостроительная “Цельсиус” и коммерческий банк “Нурдбанкен”.В
1987 г. число занятых в этих фирмах составило 48 тыс. человек, а всего в
государственных компаниях - около 150 тыс. человек.
Предприятия
государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых
случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две крупнейшие
государственные монополии - приходится свыше 60% всех занятых на
государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские
государственные железные дороги составляют 95% всех жел. дорог в Швеции и на
них работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии
приходится на государственное управление “Ваттенфалль”. В последние годы оно
также занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце,
ветер и вода), так и традиционных (уголь, торф и природный газ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|