Центральное
правительство решающее воздействие на экономику страны посредством различных
экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет.
В
Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то
есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в
том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и
промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному
долгу.
Оставшиеся
после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют
государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление
приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на
здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая
часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих
- медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов
приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды
(около 30%), образование (около 21%), электро - и водоснабжение (12%), досуг и
культуру (5%), транспорт и связь (5%).
Основа
шведской системы социального страхования - различные виды социальных пособий,
которые также являются важным инструментом политики распределения. В 1988 г.
переводы из сектора социального страхования домашним хозяйствам составили 109
млрд. крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы сектора
социального страхования достигли 134 млрд. крон.
Финансирование
государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственного
сектора имеют имеют собственные источники доходов. Кроме того, комунны,
ландстинги[1]
и сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального
правительства. Для последнего основной источник доходов - косвенные доходы.
В 1988
г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству,
составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (378
млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% - налоги на
социальное страхование.
Для
местных властей основной источник финансирования - подоходные налоги (60%).
Государственные трансферты комуннам в 1988 г. составили 67 млрд. крон, что
составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются дотациями коммунам с
низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения, помощью и субсидиями на
инвестиции.
В
секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное
страхование - основной источник доходов.
Государственный
сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину
всей сферы услуг, доля государства - 92%, в том числе в здравохранении - 92%, в
образовании и НИОКР - 88,7%, социальном страховании - 98,2%. В целом же по
статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом
государственных компаний - 56%.
Государственный
сектор важен для повышения эффективности экономики. Этому способствует, например,
хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные услуги, как
транспорт и связь, система образования. В этом четко видно взаимодействие
частного и государственного секторов: рост доходов от первого используется
через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения
прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь способствует
большей эффективности экономики, где основу составляет частный сектор.
2.3. Характеристика кооперативов
Особенностью
шведской экономики является роль и значение кооперативного движения в стране.
Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции.
Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно
развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в
сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном
строительстве и других сферах деятельности.
Кооперативы
делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с
общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса
и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в
целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых
70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших,
играют важную роль в розничной торговле.
В
смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве “третьей силы”,
или “третьей альтернативы”, частной и государственной собственности,
основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В
некоторых областях - особенно среди потребительских кооперативов - кооперация
стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например в
вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали
немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее
драматичных формах.
На
кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и всех, 7,5%
занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от числа всего
работающего населения.В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или иным образом связаны
с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров
повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия, потребляемого в Швеции,
производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля
равна 99% и 80% соответственно.
Термин
“кооператив” обычно относится к экономическому понятию, основывающемуся на совместных
действиях и взаимопомощи. Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с
нуждами и экономическими интересами его членов. Среди принципов кооперативного
движения: свобода членства - никто не может быть исключен, кроме случаев
нарушения устава ; независимость от политических партий и вероисповеданий;
демократическое управление - “один член - один голос”; ограничение доходов на
вложенный пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала;
накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность;
просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.
Кооперативное
движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но решающий прорыв
произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним десятилетия вследствие
промышленной революции и возникновения растущего рабочего класса в новых городских
районах. Кооперативное движение нашло поддержку среди членов других народных
движений:“свободного” религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего - в лице
его политической и профсоюзной частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых
потребительских кооперативных ассоциаций. В 1899 г. они образовали
Кооперативный союз (КФ).
КФ -
национальная организация шведских самоуправляющихся обществ потребительских
кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число обществ заметно сократилось
вследствие слияний;с 950 в 1920 г. до 138 в 1987г. Общества различаются по
числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в потребительских кооперативах в Швеции
состоит 2 млн. человек. КФ занимается торговлей, производством, банковской, издательской,
туристической и просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых
отделений, в том числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в
частности мукомольные, пекарни, по упаковке мяса,пивоваренные и консервные, а
также несколько промышленных предприятий.
Сфера
деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют кооперативы
жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже похоронные.
Таким
образом, кооперативы играют очень важную роль в современном шведском обществе.
Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению экономических предприятий с
целью снижения издержек оказали воздействие и на кооперативы, также как и на
другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в
кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния
рядовых членов на положение дел в кооперативах.
Глава 3. Характеристика Шведской
модели
3.1. Понятие «Шведская модель»
При анализе данного
феномена нужно иметь в виду ряд обстоятельств.
Во-первых,
целостная модель социального государства и "общества благосостояния"
в Швеции реализуется гораздо дольше, нежели где бы то ни было: начиная с середины
50-х годов и до сего дня, с небольшими перерывами на периоды, когда
правительства, возглавляемые социал-демократами, сменялись правыми. Правда,
модель не отвергается и буржуазными партиями.
Во-вторых,
основанная на принципах солидарности она выгодно отличается от иных моделей, особенно
американской, базирующейся на индивидуалистических принципах при отсутствии
сильного социального законодательства и относительно слабой роли профдвижения в
общественно-политической жизни страны.
В-третьих, она
глубоко документирована, поскольку отражена в законодательстве (около 20 актов)
- в отличие, скажем, от Дании и Норвегии, где значительная часть социальных вопросов
решается колдоговорным путем.
Термин “шведская
модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в
социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов,
когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции
быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной
социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной
Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических
конфликтов в окружающем мире.
Сейчас
этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в
зависимости оттого, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный
характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное
регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и
обобществление потребления.
Другая
характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и
капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской
действительности была централизованная система переговоров о заключении
коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций
профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем
политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными
группами трудящихся.
Еще
один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской
политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание
доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика
на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор
(при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная
собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Наконец,
в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических
и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом
социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного
толкования.
Основными
целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная
занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено
уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за
исключением 1976-1982 гг.) - у власти находится Социал-демократическая партия
Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное
объединение профсоюзов Швеции , что усиливает реформистское рабочее движение в
стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве
главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный
ее сторонник.
Стремление
к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин
Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа”, где говорилось
об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения
вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции
социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.
К числу
специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический
нейтралитет с 1814.,неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по
продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии,
исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности
от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия
развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем
эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между
руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск
компромиссов на основе учета интересов различных сторон.
На
экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические
предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство.
Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и
драгоценностей. Первая в мире компания - “Струра Коппарберг” (основанная более
700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших
экспортеров страны.
Успешное
функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности
шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза
как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно,
должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не
приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала
практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской
модели.
С
середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках
и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и
шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности,
попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь,
причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих
экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г.
непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла
приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|