Технология обучения персонала в организации (на примере МУ УЖХ г.Кирова)
Министерство
образования российской федерации
Всероссийский заочный
финансово – экономический институт
(Кировский филиал)
курсоваЯ работа
по дисциплине:
«Современные кадровые технологии »
На тему:
«Технология обучения персонала в организации»
На примере МУ УЖХ г.Кирова
Выполнила:
|
Щербакова О.А.
|
Специальность:
|
ЭКоНОМИКА ТРУДА
|
Курс:
|
V
|
Проверила:
|
Мамаева М.В.
|
№ зачетной книжки:
|
03 мэб 2127
|
Дата поступления в деканат «____»
«_______________» 2007 год
Регистрационный номер
«_____________________»
Киров, 2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...
|
3
|
ГЛАВА 1.
|
Развитие персонала, его профессиональное
обучение ….
|
4
|
1.1.
|
Необходимость развития персонала
…………………………
|
4
|
1.2.
|
Процесс профессионального обучения и его
этапы ………..
|
5
|
1.3.
|
Переподготовка и повышение квалификации
кадров ……...
|
9
|
1.4.
|
Подготовка
руководителей …………………………………..
|
11
|
ГЛАВА 2.
|
Технология обучения персонала в организации на
примере МУ УЖХ г.Кирова……………………………….
|
|
2.1.
|
Общая характеристика исследуемой организации……...
|
|
2.2.
|
Технология обучения в организации……………………...
|
|
2.3.
|
Оценка эффективности профессионального обучения ……
|
|
ГЛАВА 3.
|
Пути совершенствования методов обучения в
организации……………………………………………...........
|
|
3.1.
|
Мероприятия по совершенствованию технологии
обучения…………………………………………………….
|
|
3.2.
|
Эффективность мероприятий………………………………
|
|
заключение ………………………………………………………………
|
|
Библиография ……………………………………………………………
|
|
приложения ………………………………………………………………
|
|
Введение
Развитие персонала является важнейшим
условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо
в современных условиях, когда ускорение научно-технического
прогресса значительно убыстряет процесс устаревания
профессиональных знаний и навыков. Несоответствие
квалификации персонала потребностям компании отрицательно
сказывается на результатах ее деятельности.
Возрастающее значение
профессионального обучения для организации и значительное расширение
потребностей в нем в последние тридцать лет привели к тому, что ведущие
компании взяли на себя обновление квалификации своих сотрудников. Организация
профессионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом, а его бюджет - наибольшей (после
заработной платы) статьей расходов многих компаний. Такие организации,
как IВМ,
"Моторола", "Дженерал Моторз", ежегодно тратят миллиарды
долларов на профессиональное развитие и
обучение своих сотрудников и даже
создали для этого собственные постоянно действующие университеты и институты.
Профессиональное развитие
представляет собой процесс подготовки сотрудника к
выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению
новых задач. Мероприятиями по профессиональному развитию персонала являются
семинары, тренинги для сотрудников отдела
персонала, курсы и т.д. В крупных многонациональных корпорациях
существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые руководителем в ранге
директора или вице-президента, что
подчеркивает их большое значение для организации.
Традиционное повышение квалификации в организации как
некоторая фрагментарная процедура сегодня не способна решать новые задачи в
области подготовки компетентных работников. Поэтому в
условиях современного этапа научно-технического прогресса задача создания
модели систематического, целенаправленного и
непрерывного обучения персонала является
первостепенной.
Изучение влияния системы
подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на экономику
предприятия требует, прежде всего, анализа основных элементов непрерывного обучения персонала. Поэтому в данной
работе рассматривается:
1) процесс, этапы,
методы обучения персонала;
2) профессиональная
подготовка, переподготовка и повышение квалификации на примере ЖКХ.
Базовый теоретический материал для курсовой работы
взят из учебников и нормативных документов.
Статистические
данные взяты в основном из периодической литературы (то есть статьи из газет и
журналов).
1. Глава Развитие
персонала, его профессиональное обучение
1.1. Необходимость развития персонала
Необходимость постоянного развития и обучения
персонала в настоящее время продиктована рядом причин:
1)
развитием науки и техники, форсированным внедрением их достижений
в производство;
2)
динамикой внешней среды (новые запросы покупателей, новые
предложения конкурентов и др.);
3)
освоением новых видов деятельности;
4)
развитием самой организации.
С точки зрения современного менеджмента развитие
персонала рассматривается как главный резерв повышения эффективности
производства. При этом инвестирование в развитие кадров играет часто большую
роль, чем инвестиции, направляемые на модернизацию оборудования или на увеличение
производственных мощностей.
Под развитием персонала понимается совокупность
мероприятий, нацеленных на повышение качества человеческих ресурсов
организации:
v обучение,
v повышение
квалификации,
v переподготовку
работников.
Каждому предприятию для осуществления его миссии
требуется квалифицированный персонал, который необходимо не только подбирать,
но и постоянно заботиться о его развитии.
Развитие человеческих ресурсов организации
охватывает такие мероприятия, как:
v поддержка
способных к обучению работников;
v распространение
знаний и передового опыта;
v обучение молодых
квалифицированных сотрудников;
v осознание
управленческим персоналом важности развития сотрудников;
v снижение
текучести кадров.
Привлечение работников со стороны допустимо
тогда, когда для выполнения определенной работы нет соответствующих
профессионалов или нет возможности обучить своих сотрудников.
В развитии кадров важную роль играют:
v профессиональное
обучение;
v активизация
потенциальных возможностей и повышение общеобразовательного уровня;
v поощрение
новаторства и творчества.
Современные предприятия создают специальные
системы управления профессиональным развитием, подготовкой резерва
руководителей, развитием карьеры. В крупных корпорациях существуют специальные
отделы профессионального развития, возглавляемые специалистами в этой области,
имеющими большой опыт в управлении человеческими ресурсами. Малые и средние
предприятия могут воспользоваться услугами специальных фирм, осуществляющих
развитие, подготовку и переподготовку персонала.
Однако
независимо от масштаба подразделения и организаций, занимающиеся развитием и
обучением персонала, решают ряд общих задач, которые в самых общих чертах можно
подразделить на две группы: содействие росту сотрудников и развитие личности.
(Приложение 1 табл. 1).
Современные организации затрачивают на
профессиональное развитие своих сотрудников значительные средства - от 2 до 10
% фонда заработной платы, что для такой компании, как «Дженерал моторс», составляет, например,
сумму, превышающую 1 млрд. долл. в год. Эти затраты являются капиталовложениями
организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи
в виде повышения производительности.
Помимо
непосредственного влияния на финансовые результаты компании капиталовложения в
профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в
организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации,
обеспечивают преемственность в управлении. Профессиональное развитие оказывает
положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая
новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда
и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри
своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях
быстрого устаревания профессиональных знаний.
1.2. Процесс профессионального обучения и его
этапы
Профессиональное обучение — это процесс
овладения определенным уровнем знаний и навыков деятельности по конкретной
профессии и специальности. При этом профессия (от лат. professio — объявляю своим
делом) - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся
обычно источником существования, а специальность (от лат. specties — род, вид) — вид
занятий в рамках определенной профессии.
Например: врач – это профессия; специальность
врача – это хирург, терапевт, окулист и т.д.
Профессиональное обучение на предприятии – это сложный
процесс, состоящий из нескольких этапов.
На первом этапе, как отмечалось,
определяется потребность в развитии персонала. Для этого проводится аттестация,
и разрабатываются индивидуальные планы развития.
На втором этапе формируется бюджет
обучения. Учитывая тот факт, что многие российские предприятия в реальном
секторе экономики испытывают финансовые трудности, для обучения персонала,
прежде всего рабочих, могли бы, на наш взгляд, активнее привлекаться средства
местных бюджетов.
На третьем этапе определяются цели
обучения, а именно:
v поддержание
необходимого уровня квалификации персонала с учетом требований существующего
производства и перспектив его развития;
v сохранение и
развитие профессионального потенциала предприятия;
v повышение
конкурентоспособности продукции предприятия на основе распространения знаний и
опыта применения персоналом современной технологии;
v поддержка
инновационных преобразований рабочих мест для обеспечения роста
производительности труда и достижения современного уровня производства;
v создание условий
для профессионального роста, самореализации работ работников на основе
повышения мотивации к труду, использования новейших программ, средств и
техники обучения.
На четвертом этапе определяется
содержание программ и осуществляется выбор методов обучения.
При формировании программ в зависимости от поставленных
целей обучения можно выделить два вида производственного обучения:
v обучение без
конкретной специализации, т.е. получение каких-либо профессиональных знаний
независимо от уровня квалификации обучающихся;
v обучение с
конкретной специализацией, когда кроме основной профессии предусматривается
специализация по определенным направлениям и проблемам.
Конкретные программы обучения, а также формы и
сроки обучения определяются службой управления персоналом по согласованию, как
с руководителями, так и с самими обучающимися.
Набор наиболее распространенных методов обучения,
а также преимущества и недостатки каждого из них представлены в (Приложении 2
табл. 2).
На пятом этапе осуществляется само
профессиональное обучение, которое может проходить как на рабочем месте, так и
в учебном заведении.
Основными методами обучения на рабочем месте
являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.
Инструктаж представляет собой
разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте.
Ротация — метод самостоятельного
обучения, при котором сотрудник перемещается на другую должность с целью
приобретения новых знаний и навыков.
Ученичество и наставничество являются наиболее
традиционными методами профессионального обучения, когда молодые рабочие изучают
профессию, работая рядом с высококвалифицированными рабочими, и заимствуют их
мастерство.
Как отмечалось выше, обучение на рабочем месте
достаточно распространенный, дешевый и доступный вид обучения.
Однако более качественным является обучение вне рабочего
места, в учебном заведении. Этот вид обучения предусматривает наряду с такими
традиционными методами обучения, как лекции и семинары, все более широкое
применение активных методов обучения: деловых игр, инсценированных ситуаций,
моделирования и др. (Приложение 2 табл. 2).
Наряду с перечисленными видами обучения
существует и самостоятельное обучение. Оно может быть организовано как
экстернат, как заочное или дистанционное обучение.
Экстернат предполагает самостоятельную
подготовку и сдачу экзаменов.
Заочное обучение осуществляется обычно
высшим или средним специальным учебным заведением, которое организует
проведений установочных занятий и оценку знаний слушателей. При этом основную
работу по обучению слушатели выполняют самостоятельно.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|