Типы рыночных структур и их отличительные особенности
План.
1. Введение.
2. Основная часть:
2.1.Предприятие в условиях
совершенной конкуренции.
· Особенности рынка чистой
конкуренции.
2.2. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции.
· Чистая монополия. Виды чистой монополии.
· Монополистическая конкуренция.
Особенности монополистической конкуренции.
· Олигополия. Особенности
олигополий.
3. Заключение.
Введение
В настоящее время Российское
государство переживает период структурной перестройки всех сфер общественной
жизни. Предпринимается попытка построить правовое демократическое общество.
Естественным элементом этого процесса является переход от плановой,
административно-командной экономической системы к рыночной; и, как закономерный
результат этого – появление множества разнообразных типов рыночных структур.
Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия
ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах,
нововведениях и так далее
Рассмотрим положение предприятия и его поведение в условиях
различных структур рынка. Под структурой рынка понимается его характеристика
с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных
товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.
Знание структуры рынка необходимо для того,
чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как
поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.
Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентности. В настоящее время по данному критерию
выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии,
монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной
конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной
конкуренции.
Целью настоящей работы является освещение основных теоретических и
практических вопросов по типологии рыночных структур.
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
·
Определить
место и роль предприятия в условиях совершенной конкуренции.
·
Рассмотреть
вопросы, связанные особенностями рынка чистой монополии.
·
Определить
понятие ценовой дискриминации.
·
Осветить
особенности монополистической конкуренции.
·
Дать
общую оценку олигополистических структур
Предприятие в условиях совершенной конкуренции. Особенности
рынка чистой конкуренции. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Особенности рынка чистой конкуренции:
Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конкуренции,
так как знание ее механизма имеет большое аналитическое значение в качестве отправного пункта для выявления
взаимозависимости цен и объемов производства в любой модели рынка.
Исследование чистой конкуренции имеет важное теоретическое и практическое значение
не в силу ее большой роли в экономической жизни общества (ее роль
незначительна), а в силу раскрытия методологии
познания других структур рынка.
Итак, рассмотрим модель чистой конкуренции.
Свободная
конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности.
Связь между производителями осуществляется только через рынок. Наивысший
уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма
при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия
реализации на рынке.
Обычно совершенно
конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:
Ø
объем
производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на
цену реализуемого этой фирмой товара;
Ø
реализуемые
каждым производителем товары являются однородными;
Ø
покупатели
хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то
потеряет покупателей;
Ø
продавцы
не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга;
Ø
фирмы-производители
могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.
Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между
производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также
условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки
экономической системы через достижение равновесного состояния, когда
эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной
экономической выгоды обращаются на благо всего общества.
Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.
Преимущества:
Ø
способствует
более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу
товаров;
Ø
вызывает
необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям
производства;
Ø
создает
условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области
создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке
более совершенных методов организации и управления производством;
Ø
обеспечивает
свободу выбора и действий потребителей и производителей;
Ø
нацеливает
производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение
качества товаров и услуг.
Недостатки:
Ø
не
способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные,
запасы недр, морей и океанов);
Ø
отрицательно
сказывается на защите окружающей среды;
Ø
не обеспечивает
развитие производства товаров и услуг коллективного использования (дамбы,
дороги, общественный транспорт);
Ø
не
создает условия развития фундаментальной науки, системы общего образования,
многих элементов городского хозяйства;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|