рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Типы рыночных структур и их отличительные особенности

Типы рыночных структур и их отличительные особенности

План.

 

1.     Введение.

2.     Основная часть:

        2.1.Предприятие в условиях совершенной конкуренции.

·  Особенности рынка чистой конкуренции.

        2.2. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции.

·  Чистая монополия. Виды чистой монополии.

·  Монополистическая конкуренция. Особенности монополистической конкуренции.

·  Олигополия. Особенности олигополий.

3.     Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         В настоящее время Российское государство переживает период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка построить правовое демократическое общество. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной; и, как закономерный результат этого – появление множества разнообразных типов рыночных структур.  Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее

Рассмотрим положение предприятия и  его  поведение  в  условиях различных  структур рынка.  Под структурой рынка понимается его ха­рактеристика с точки зрения воздействия как рынка  на  положение  и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприя­тий на состояние рынка.

Знание структуры рын­ка необходимо для того,  чтобы определить возможные  объемы  продаж при различных уровнях цен,  и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

Можно сказать,  что структура рынка определяет степень его конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следую­щие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополисти­ческой конкуренции и олигополии.  За исключением чистой или  совер­шенной конкуренции,  все другие структуры характеризуют рынок несо­вершенной конкуренции.

Целью настоящей работы является освещение основных теоретических и практических вопросов по типологии рыночных структур.

 Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:

·        Определить место и роль предприятия в условиях совершенной конкуренции.

·        Рассмотреть вопросы, связанные особенностями рынка чистой монополии.

·        Определить понятие ценовой дискриминации.

·        Осветить особенности монополистической конкуренции.

·        Дать общую оценку олигополистических структур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предприятие в условиях совершенной конкуренции. Особенности рынка чистой конкуренции. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Особенности рынка чистой конкуренции:

Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конку­ренции,  так  как  знание  ее механизма имеет большое аналитическое значение в качестве отправного пункта для  выявления  взаимозависи­мости цен и объемов производства в любой модели рынка. Исследование чистой конкуренции имеет важное теоретическое и практическое значе­ние  не  в  силу ее большой роли в экономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии познания других структур рынка.

Итак, рассмотрим модель чистой конкуренции.

Свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации на рынке.

Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:

Ø    объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

Ø    реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

Ø    покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

Ø    продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга;

Ø    фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.

Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.

Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества:

Ø    способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров;

Ø    вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

Ø    создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

Ø    обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

Ø    нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

Ø    не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);

Ø     отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

Ø     не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного использования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

Ø     не создает условия развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.