рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Типы рыночных структур и их отличительные особенности

Ø     не гарантирует права на труд, на доход, на отдых;

Ø     не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Равновесие в краткосрочном периоде:

В условиях совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на цены реализуемого товара,  единственной ее возможностью приспо­собиться к изменениям рынка является изменение  объема  производс­тва. Поскольку в краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным,  то благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.

Существуют два  универсальных  правила,  применимых  к  любой структуре рынка. Первое: фирме имеет смысл про­должать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Второе: фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от  продажи  произведенного  ею товара не превосходит переменных издержек или хотя бы не равен им.

Второе правило определяет,  что если фирма решила  продолжать производство, то  она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

На основании этих правил можно сделать вывод, что фирма будет вводить такое количество переменных факторов, чтобы при любом объ­еме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара, если  при  этом  цена превосходит средние переменные издержки. Если цена на рынке производимого фирмой товара и издержки  производства остаются  неизменными,  то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать,  ни увеличивать производство.  В  этом случае считается,  что фирма достигла точки равновесия в краткос­рочном периоде.

 Типы рыночных структур и их отличительные особенности

Рис.1. Соотношение цены, средних и предельных издержек

                при максимизации прибыли.

Равновесие в долгосрочном периоде:

Можно сформулировать следующие условия равновесия фирмы в  дол­госрочном периоде:

1) предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара (согласно универсальному правилу 1);

2) фирма должна получать  нулевую экономическую прибыль;

3) фирма  не  в состоянии увеличивать прибыль путем неограни­ченного расширения производства. Эти три условия эквивалентны сле­дующим :

-фирмы отрасли производят  продукцию в объемах, соответствую­щих точкам  минимума  их кривых средних суммарных издержек в крат­косрочном периоде;

-для всех  фирм  отрасли  их предельные издержки производства равняются цене товара;

-фирмы отрасли производят продукцию в объемах,  соответствую­щих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном  пе­риоде .

Когда все фирмы отрасли действуют с минимальными издержками в долгосрочном периоде,  то считается, что отрасль находится в рав­новесии.  Типы рыночных структур и их отличительные особенности

     Рис.2. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

Это означает, что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли пол­ностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации  производства  и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии,  ни цены на факторы производства не изменятся,  то любая попытка фирмы  увели­чить (или уменьшить) объемы производства приведет к убыткам.

При рассмотрении  рынка  чистой  конкуренции  со стороны спроса следует обратить внимание на различное его взаимодействие со всеми участниками  и с каждым отдельно взятым товаропроизводителем.  Как известно,  цена на данном рынке устанавливается и  изменяется  под влиянием поведения всех товаропроизводителей, тогда как сокращение или увеличение объема производства отдельного хозяйственного субъ­екта  не  оказывает заметного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Общее состояние спроса на этом рынке характеризует­ся нестабильностью под влиянием изменения цены, то есть кривая общего спроса обладает эластичностью по цене,  но не обладает совершенной эластичностью, тогда как последняя характерна для кривой спроса от­дельного предприятия.

Кривая рыночного  отраслевого спроса является нисходящей кри­вой,  тем самым указывается на зависимость объемов производства от цены, но цены не отдельно взятого предприятия, а всех предприятий, связанных с рынком данного вида продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предприятие в условиях чистой монополии. Особенности рынка чистой монополии. Виды чистой монополии.

Предприятие в условиях чистой монополии. Особенности рынка чистой монополии:

Изучение вопросов,  связанных с деятельностью  предприятий  в условиях  монополии,  имеет  сегодня  не только теоретическое, но и практическое значение.  Для России, в промышленности которой  более 30 %  наименования выпускаемой продукции производится одним предп­риятием, проблема чистой монополии  занимает  одно  из  центральных мест  в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэконо­мического характера, вызываемых деятельностью  предприятий-монопо­листов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не являет­ся чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна, прежде всего, в нашем отечестве.

Дело в том, что в странах со сложившейся рыночной экономикой (США, Германия, Япония и многие другие), где доля предприятий-монопо­листов промышленности невелика и где решение вопроса  деятельности монополий  имеет свою историю, постоянно идет процесс поиска новых, отвечающих современным условиям решений, направленных на  повыше­ние  эффективности  деятельности,  как самих предприятий-монополис­тов, так и экономики в целом. В России по данным Института Экономи­ки РАН на примерно l/3 промышленной продукции вы­пускается единственным предприятием-монополистом. В  связи  с  этим при  анализе отраслевой структуры отмечается крайняя монополизация как фактор, влияющий на понижение конкурентоспособности  российс­кой экономики.  Анализ чистой монополии важен,  по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией  на долю монополизированного сектора приходится от трех и выше процен­тов валового национального продукта. Во-вторых, изучение чистой  мо­нополии  представляет научный и практический интерес в связи с тем, что оно дает возможность понять более  распространенные  рыночные структуры: монополистическую конкуренцию и олигополию, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой  конкуренции, и  чистой монополии.

Абсолютная или чистая монополия возникает в том случае, когда одна    фирма становится единственным производителем продукта, у ко­торого нет близких заменителей или субститутов.  Чистая  монополия характеризуется целым рядом специфических черт.  Предприятие-моно­полист олицетворяет собой целую отрасль, то есть представ­лена  всего  одной фирмой.  Именно эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного  товара. Следо­вательно,  законы  спроса  и  предложения действуют одинаково и их проявление однозначно,  что для отдельного предприятия,  что  для отрасли и в целом.

Поэтому, что свойственно поведению предприятия, то характерно и  для  отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противопо­ложную позицию чистой конкуренции.  Как мы уже знаем,  в условиях чистой конкуренции положение предприятия, оценка его деятельности и поведения не совпадает с оценкой положения на отраслевом  рынке. Предмет  монополии уникален в том смысле,  что не существует адек­ватных или близких заменителей монополизированного  продукта. Перед покупателем  не  стоит  проблема  выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него.

Отсутствие заменителей монополизированного продукта,  имеет большое значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемого  продукта или услуги монополист может варьировать уро­вень расходов на рекламу или не заниматься ею вообще. В частности, реклама  предметов роскоши направлена на привлечение покупателей, тогда как товары первой необходимости в рекламе не нуждаются, так как их потребители постоянно сталкиваются с необходимостью их при­обретения. В отличие от фирм, действующих в условиях чистой кон­куренции,  предприятие-монополист  осуществляет значительный конт­роль над ценой.

При нисходящей  кривой спроса на свой продукт как на продукт отрасли фирма-монополист может вызывать изменение цены на него пу­тем манипуляции количеством его предложения. Появление и длитель­ное функционирование предприятий-монополистов обусловлено наличием целого  ряда  экономических,  технических,  юридических и других барьеров, препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль.  Эти барьеры бывают очень серьезными, либо незначитель­ными .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.