рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Учет расчетных операций

Учет расчетных операций

ПЛАН

1. ВВЕДЕНИЕ

2. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ

2.1. Принципы организации безналичных расчетов

2.2. Расчетные счета

2.3. Формы безналичных расчетов

· Расчеты платежными поручениями

· Расчеты платежными требованиями-поручениями

· Чековая форма расчетов

· Расчеты аккредитивами

3. РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности банка.

· Анализ структуры средств и источников в динамике

· Анализ ликвидности баланса

· Анализ доходов и расходов банка

4. ВЫВОДЫ ПО ДАННЫМ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни страны.  Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине. Так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Система безналичных расчетов между различными контрагентами и хозяйствующими субъектами, обеспечение бесперебойности и непрерывности платежей являются важнейшими условиями нормального функционирования экономики.

В денежных переводах, осуществляемых преимущественно банками, находят свое воплощение практически все виды экономических отношений в обществе. По существу лишь на основе безналичных расчетов, осуществляемых через банки, можно совершать расчеты: предприятий друг с другом по поводу купли-продажи товаров (услуг), с финансовыми органами для уплаты налогов, с внебюджетными фондами по перечислению обязательных взносов, с банками по ссудам, со страховыми компаниями по страхованию имущества и коммерческих рисков, с собственным персоналом по выплате заплаты и приравненным к ней платежам и т.д.

2. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ

2.1. Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.


Современная организация безналичных расчетов, распространенная сегодня в России, основывается на следующих принципах:

Первый принцип безналичных расчетов состоит в использовании для их осуществления банковских счетов, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. В рыночных условиях хозяйствования проведение расчетов через банк должно обусловливаться экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственностью за свои действия, что подразумевает соответствующую правовую базу.

Второй принцип безналичных расчетов заключается в осуществлении банками платежей со счетов  клиентов  по их распоряжению в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.

Третий принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.

Эти три принципа безналичных расчетов  непосредственно вытекают из “Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации” от 9 июля 1992 г.  В дополнение к ним целесообразно выделить  еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность платежа.

Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов в строгом соответствии со сроками, предусмотренными в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ и т.д. Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок.

Этот принцип имеет важное практическое значение. Предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей,  получают возможность рациональнее построить свой денежный оборот,  точнее определить потребность в заемных средствах и  управлять ликвидностью своего баланса.

Принцип обеспеченности платежа тесно связан с вышеописанным принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа для соблюдения его срочности предполагает наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. Этот принцип обеспечивает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

2.2. Безналичные расчеты осуществляются в различных формах , каждая из которых, имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. В соответствии с действующим сегодня в Российской Федерации законодательством допускается использование следующих форм безналичных расчетов:

  -  платежные поручения;

  -  платежные требования-поручения;

  -  чеки;

  -  аккредитивы.

Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах. Каждое предприятие, организация могу иметь в банке только один основной счет - расчетный или текущий.

Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.

Текущие счета в настоящий момент открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете. Самостоятельность владельца текущего счета ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Так, владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется в момент открытия счета.

Для открытия расчетного счета в учреждения коммерческого банка предоставляются следующие документы:

·заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;

·документ о государственной регистрации предприятия;

·копия учредительного договора о создании предприятия;

·копия устава;

·документ о подтверждении полномочий директора предприятия;

·документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия;

·две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати;

·справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов;

·справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет в пенсионном фонде;

·регистрационная карточка статистических органов.

Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора о расчетно-кассовом обслуживании, в соответствии с которым банк берет на себя обязанности по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами (проведение расчетов, выдача денежных и расчетных чековых книжек, а также выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных услуг и т.п., оказание консультативных услуг по вопросам ведения счетов и т.п.); по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента; по конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента; по сохранению коммерческой тайны по операциям клиента. Клиент соответственно обязуется: соблюдать требования действующих нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетных и кассовых операций; хранить все свои денежные средства только на счете в банке; представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность; предварительно в письменной форме уведомить банк о закрытии счета, а также об изменении организационно-правовой формы. В договоре также предусматривается раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них; ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств; порядок разрешения споров; срок его действия и особые или дополнительные условия.


2.3. Расчеты платежными поручениями


Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет другого предприятия - получателя средств в том же или другом учреждении банка. 

Это самая распространенная  форма расчетов, так как используется в местных, одногородних и иногородних расчетах между клиентами, с бюджетной системой, органами социальной защиты, внебюджетными структурами.

Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой расчетов.

При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал. Расчеты плановыми платежами - прогрессивная форма перечисления платежей, так как в своей основе имеет встречное движение денег и товаров. Это ведет к ускорению расчетов, снижению взаимной кредиторско-дебиторской задолженности, упрощает технику расчетов, дает возможность предприятиям и организациям заранее планировать свой платежный оборот.

Расчеты платежными требованиями-поручениями

 

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спец почтой. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту  за комиссионное вознаграждение.

Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя.

Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.

Положительный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

Отрицательный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).

Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течение трех рабочих дней.

Расчеты платежными требованиями-поручениями, являясь новой для нашей банковской практики формой безналичных расчетов (введена с 1990 г.), можно назвать перспективной, так как она сочетает в себе достоинства как отмененных с 1992 г. расчетов платежными требованиями, так и действующими расчетов платежными поручениями.

Расчеты чеками.

Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить со своего счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы и т.д.

Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.

Расчеты аккредитивами.

Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.

Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

Аккредитивы могут открываться двух видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные).

Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этом случае банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет №720.

Депонирование средств в банке поставщика может быть произведено за счет ссуды, полученной плательщиком в банке-эмитенте. В банковской практике не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств покупателя и частично за счет ссуды банка, т.е. по конкретному аккредитиву может быть использован только один источник платежа.

Непокрытый - это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. При открытии гарантированного аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика.


3. РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


I.    Анализ структуры средств и источников в динамике.


Исследование структуры баланса коммерческого банка следует начинать с анализа пассива, т.к. он характеризует источники средств и природу финансовых связей банка.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.