рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Управленческое обследование внешних и внутренних сторон организации


Возможности

1.

2.

3.

Угрозы

1.

2.

3.

Сильные стороны

1.

2.

3.

ПОЛЕ

СИВ

ПОЛЕ

СИУ

Слабые стороны

1.

2.

3.

ПОЛЕ

СЛВ

ПОЛЕ

СЛУ

После того как конкретный список характеристик составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей применяется матрица SWOT, имеющая следующий вид (таб. 2).

Таб. 2. Матрица SWOT.[7]

На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если её использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращённая угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.

Матрица возможностей

Для успешного анализа окружения организации методом SWOT важно не только уметь вскрывать угрозы и возможности, но и уметь оценивать их с точки зрения важности и степени влияния на стратегию компании.

Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице (таб. 3). Сверху по горизонтали откладывается степень влияния возможности на деятельность организации; слева по вертикали – вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью.

Вероятность использования возможности

Влияние

Сильное

Умеренное

малое

Высокая

ПОЛЕ ВС

ПОЛЕ ВУ

ПОЛЕ ВМ

Средняя

ПОЛЕ СС

ПОЛЕ СУ

ПОЛЕ СМ

Низкая

ПОЛЕ НС

ПОЛЕ НУ

ПОЛЕ НМ

Таб. 3. Матрица возможностей.

Полученные поля возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля ВС, ВУ и СС, имеют большое значение для организации и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля СМ, НУ и НМ, практически не заслуживают внимания организации. Использовать возможности, попавшие на остальные поля, можно, если у организации имеется достаточно ресурсов.


Матрица угроз

Похожая матрица складывается для оценки угроз (таб. 4). Сверху по горизонтали откладываются возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы; слева по вертикали – вероятность того, что угроза будет реализована.

Вероятность реализации угрозы

Возможные последствия

разрушение

критическое состояние

тяжёлое состояние

«лёгкие ушибы»

Высокая

ПОЛЕ ВР

ПОЛЕ ВК

ПОЛЕ ВТ

ПОЛЕ ВЛ

Средняя

ПОЛЕ СР

ПОЛЕ СК

ПОЛЕ СТ

ПОЛЕ СЛ

Низкая

ПОЛЕ НР

ПОЛЕ НК

ПОЛЕ НТ

ПОЛЕ НЛ

Таб. 4. Матрица угроз.

Те угрозы, которые попадают на поля ВР, ВК и СР, представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля ВТ, СК и НР, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях НК, СТ и ВЛ, то требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения. Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. Необходимо внимательно отслеживать их развитие.


Составление профиля среды

Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для анализа среды может быть применён метод составления её профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удаётся оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды (таб. 5) выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом даётся оценка:

·        важности для отрасли по шкале: 3 – большая, 2 – умеренная, 1 – слабая;

·        влияния на организацию по шкале: 3 – сильное, 2 – умеренное, 1 – слабое, 0 – отсутствие влияния;

·        направленности влияния по шкале: +1 – позитивная, -1 – негативная.

Факторы

Среды

Важность для

Отрасли, А

Влияние на

организацию, В

Направленность влияния, С

Степень важности, D=АВС

1.





2.





3.









Таб. 5. Таблица профиля среды.

Далее все три экспертных оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьёзного внимания, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.[8]

Анализ среды – это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде явлений, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывёт в окружении как лодка, не имеющая руля, вёсел или паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ОАО «УРАЛКАЛИЙ»

«Чеширский Кот, – начала она (Алиса), не будете ли Вы так любезны подсказать мне, каким путём лучше выйти отсюда».

«Это зависит от того, куда Вы хотите попасть», – сказал кот.

Льюис Кэрролл


В данной главе автор рассмотрит исследуемую проблему на примере ОАО «Уралкалий» – крупнейшего березниковского промышленного предприятия.

Открытое акционерное общество «Уралкалий» – крупнейшее в России предприятие по производству минеральных удобрений. Расположено в городе Березники. Здесь разрабатывается одно из крупнейших в мире Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей.

ОАО «Уралкалий» – технико-экономические характеристики.

ОАО «Уралкалий» выпускает около 13% мирового объёма калийных удобрений.[9] В состав акционерного общества входят четыре калийных комбината (рудоуправления), представительства в Москве и Пекине, а также разветвлённая сеть вспомогательных подразделений – шахтостроительное управление, управление по подземным и буровым геолого-разведочным работам, автотранспортное предприятие и другие подразделения.

Акционерное общество «Уралкалий» выпускает более 30 различных видов продукции, которые используются в различных областях народного хозяйства. Так, хлористый калий используется как калийное удобрение для прямого внесения в почву и при производстве сложных удобрений, а также в промышленных целях: в химической, пищевой, фармацевтической и других отраслях. Продукция ОАО «Уралкалий» имеет огромное значение для сельского хозяйства, как важнейшее удобрение способствует повышению урожайности, сопротивлению растений заболеваниям, стойкости плодов при хранении и транспортировке.

Помимо добычи и переработки сильвинитовой руды в ОАО «Уралкалий» добывают и перерабатывают карналлит, необходимый для производства магния (на соседнем титано-магниевом комбинате), и каменную соль (техническую и пищевую). Техническая соль применяется в нефтедобывающей отрасли, в энергетике, используется в качестве противогололёдного материала. В ОАО «Уралкалий» налажено производство спелеокамер и бальнеологических солей. Компания является единственным в Российской Федерации производителем и поставщиком галургического (белого) хлористого калия, только в ОАО «Уралкалий» в промышленных масштабах выпускается хлористый калий реактивной чистоты для фармацевтической промышленности.

Основные рынки сбыта продукции ОАО «Уралкалий» – США, Бразилия, Индия, Китай, Вьетнам, страны Восточной Европы, СНГ.

Мировое производство калийных удобрений в 2002 году увеличилось на 2,4% по сравнению с 2001 годом и составило 26,4 миллиона тонн К2О. Начиная с 1999 года, производство калийных удобрений растёт в среднем на 1,8% ежегодно (рис. 2).

Рис. 2. Производство калийных удобрений в мире, млн. тонн.[10]

В течение следующих пяти лет прогнозируется рост потребления на 5 миллионов тонн, в то время как рост производственных мощностей прогнозируется на 2 миллиона тонн (рис. 3).




 






Рис. 3. Статистика производства и потребления калийных удобрений за 2002 год.[11]


Отличительной особенностью 2002 года является наивысший за последние пять лет коэффициент использования мировых производственных мощностей – 72% (рис. 3).

Рис. 4. Коэффициент использования мировой мощности

по производству калийных удобрений, %.[12]


ОАО «Уралкалий» экспортировало в 2002 году около 3,3 миллиона тонн, что больше на 9,5% по сравнению с 2001 годом.

Цены на калийные удобрения были стабильны в течение 2002 года. В течение последних трёх лет колебание цен происходит в диапазоне 3%.


Продукты и новинки (брэнды)

В 2002 году по заказу ОАО «Уралкалий» была разработана новая торговая марка «Уралочка». Под этой маркой в следующем году планируется выпускать пищевую соль сорта «Экстра», а также океанические соли для бальнеологических процедур. Новый товарный знак зарегистрирован в Роспатенте.

Продвигая идею доступности метода лечения в спелеокамерах, каждому нуждающемуся в таком лечении пациенту ОАО «Уралкалий» разработало вариант модульной сборной спелеокомнаты, предназначенной для установки в любом жилом помещении, офисе или загородном доме. Новая разработка не требует специального монтажа и может быть установлена самостоятельно по прилагаемой инструкции. Начало продаж модульной спелеокомнаты состоялось в 2003 году.




Успешно продвигается на потребительский рынок новый продукт, производство которого было начато в конце 2001 года, – раствор бишофита бальнеологического. Несмотря на сильную конкуренцию, компания постоянно увеличивает свою долю рынка по этому продукту. Объём продаж в бутылках по 1 литру (для индивидуального потребления в виде компрессов) составил 6900 шт., а в канистрах по 10 литров, используемых в санаториях и домах отдыха для бальнеологических процедур, – 2940 шт. Таким образом, общий объём продаж бишофита для медицинских целей составил 36300 литров.[13]

Но, исходя из деятельности компании в 2003 году, можно предположить, что у компании в данный момент не существует чёткой концепции развития, чёткого стратегического плана. Так, например, в 2003 году было свёрнуто производство пищевой соли, несмотря на то, что объём продаж в 2002 году составил 105,4% к 2001 году, а увеличение оборота по этому продукту, по сравнению с 2001 годом составило 20%.

Анализ внутренней среды.

Трудовые ресурсы, охрана труда и социальная политика

Персонал

Общая численность работников ОАО «Уралкалий» по состоянию на 31 декабря 2002 года составила 16093 человека. Из них производственный персонал – 15329 человек.

В 2002 году ОАО «Уралкалий» расходовало значительные средства на подготовку, переподготовку, повышение квалификации персонала. За счёт компании смогли повысить свою квалификацию 3287 руководителей и специалистов. Профессиональную подготовку и переподготовку прошли свыше трёх тысяч рабочих.

Среднемесячная заработная плата по Обществу за 2002 год по сравнению с 2001 годом выросла на 15,77%. Заработная плата выплачивалась в установленные сроки, в соответствии с уровнем инфляции производилась её индексация.[14]

Охрана труда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.