ü Оформлять документы на возврат и зачет излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
е) Отдела анализа и налоговой статистики[23]:
ü Обеспечивать процесс формирования показателей ведомственной отчетности
в системе электронной обработки налоговой информации;
ü Контролировать формирование системой электронной обработки информации
ведомственной и налоговой отчетности и осуществлять актуализацию указанной
системы электронной обработки;
ж) Отдела автоматизации информационных систем:
ü Установка, назначение допуска, пароля, настройка программного
обеспечения, обучение работе по программам, используемым в ИМНС
з) Отдела единого социального налога:
ü Начисление, контроль за соблюдением полноты внесения в бюджет единого
социального налога
и) Отдела контроля применения ККМ производства и оборота
алкогольной и табачной продукции:
ü Регистрация и контроль за правильностью работы кассовых машин;
ü Контроль за оборотом, производством и реализации алкогольной и табачной
продукции
к) Функции отдела взыскания задолженности с юридических
лиц:
ü Обеспечения своевременного внесения в бюджет налогов и сборов;
ü Снижение задолженностей, взысканий и недоимок
Сложившаяся структурная схема ИМНС РФ, к сожалению, всё
меньше и меньше отвечает современным требованиям. Переход к рыночным отношениям
потребовал радикальных перемен в налоговом законодательстве и создания такой
модели налоговой службы, которая могла бы реально контролировать правильность
исчисления, полноту и своевременность внесения в государственный бюджет налогов
и других обязательных платежей. И поэтому всё более очевидной становится
необходимость модификации организационной структуры налоговых органов.
В настоящее время необходимо более полно использовать в
работе налоговых органов концепцию самоначисления налогов, при которой
налогоплательщик будет определять причитающиеся с него налоговые суммы без
вмешательства сотрудников налоговых органов, а налоговая инспекция принимать
произведённый налогоплательщиком расчёт на условиях его последующей проверки. В
связи с этим, на смену отраслевым отделам придёт иная специализация.
Структура ИМНС РФ по Фрунзенскому району должна состоять из
следующих подразделений, указанных в схеме 2
Схема 2
Предлагаемое разделение налоговой инспекции позволяет
выделить три основных направления её работы:
- общее обеспечение работы ИМНС;
- учётно-аналитическая и разъяснительная работа;
- контрольная работа.
При этом основное количество сотрудников налоговой
инспекции должно быть сконцентрировано в таких отделах, как:
- отдел камеральных проверок – 34 человека;
- отдел выездных проверок – 27 человек.
На эти отделы возложена основная доля работы по контролю за
соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства. В то же время
автор ни каким образом не занижает роль других отделов. Отдел камеральных
проверок и отдел выездных проверок должны тесно взаимодействать с отделом
урегулирования задолженности, с юридическим отделом, с отделом регистрации и
учёта налогоплательщиков и др.
Для успешной реализации этого проекта нельзя обойтись без
переподготовки кадров налоговых органов в области разработки и внедрения новых
технологий для создаваемых подразделений, полной компьютеризации процесса сбора
и обработки налоговых деклараций и платежей.
Внедрение данного предложения в жизнь позволит создать
наиболее мобильную и эффективную систему налогового администрирования, повысит
уровень обслуживания налогоплательщиков и снизит затраты на обеспечение
налоговой дисциплины.
2.2. Планирование как основа деятельности налоговых органов.
Как и для
многих организаций, планирование для налоговых органов имеет очень большое
значение, как для осуществления деятельности, так и достижения поставленных
целей.
Поэтому налоговые инспекции занимаются планированием своей
деятельности, составляют долгосрочные и краткосрочные планы.
Так, ИМНС РФ по Фрунзенскому району составляет следующие
виды планов:
1. Квартальные планы отделов;
2. Планы проверок налогоплательщиков по соблюдению ими
налогового законодательства;
3. Планы по выполнению бюджетных назначений и др.
Рассмотрим содержание каждого из этих видов планов:
1. Квартальный план оформляется в виде таблицы, который
состоит из: наименования мероприятий, срок исполнения (это может быть
конкретное число и месяц или сколько раз необходимо провести эту работу за
квартал) и ответственного исполнителя.
Этот план работы позволяет обеспечить своевременный и
эффективный контроль за исполнением каждым инспектором поставленных перед ним
задач. Квартальный план работы одного из отделов ИМНС РФ по Фрунзенскому району
г. Саратова представлен в виде таблицы 1.
Таблица 1.
План работы отдела проверок юридических лиц
на IV квартал 2003 г.
№
п/п
|
Наименование
|
Срок исполнения
|
Исполни-тель
|
1. Контроль
исполнения налогового законодательства
|
1.
|
Провести выездные
налоговые проверки
|
Согласно графика
|
Инспектора
|
2.
|
Контроль за
поступлением сумм по актам проверок
|
Постоянно
|
Нач.отдела
Инспектора
|
3.
|
Проведение
встречных проверок по запросам других инспекций
|
По мере получения
запроса
|
Инспектора
|
4.
|
Подготовка
материалов для выездных проверок
|
Еженедельно Среда
|
Инспектора
|
5.
|
При проверках
проверять наличие дополнительных счетов у предприятий
|
Постоянно
|
Инспектора
|
6.
|
Проводить массовые
проверки соблюдения законодательства об оплате труда
|
В ходе проверок
|
Инспектора
|
7.
|
Проводить работу
по выявлению оптовых поставщиков алкогольной продукции
|
В ходе проверок
|
Инспектора
|
8.
|
Работа с
запросами и жалобами налогоплательщиков
|
По мере их получения
|
Нач.отдела
|
9.
|
Проведение
проверок по заданиям УМНС РФ Саратовской области и ИМНС РФ г. Саратова
|
По мере получения
|
Инспектора
|
2.
Подготовка отчетности
|
1.
|
Составить отчет
по форме «2-Н срочная»
|
До 1 числа
(ежемесячно)
|
Нач.отдела
|
2.
|
Составит отчет по
форме «2-Н квартальная»
|
До 1 числа
(ежемесячно)
|
Нач.отдела
|
3.
|
Подготовить
пояснительную записку к отчету «2-Н квартальная»
|
До 4 числа
(ежемесячно)
|
Нач.отдела
|
3. Работа с
кадрами отдела
|
1.
|
Аппаратные
совещания у начальника инспекции
|
Еженедельно
|
Нач.отдела
|
2.
|
Экономическая
учеба в отделе
|
Раз в месяц
|
Нач.отдела
|
3.
|
Проведение
учебных проверок с вновь принятыми специалистами
|
По мере прибытия
|
Нач.отдела
|
4.
|
Проведение
перепроверок за работой инспекторов отдела
|
Раз в квартал
|
Нач.отдела
|
2. В налоговой инспекции в соответствии с годовыми планами
работы составляются квартальные планы проверок предприятий и утверждаются их
руководителями. В них включаются, в первую очередь, предприятия, имеющие
прибыль в значительных размерах или допускающие грубые нарушения в ведении
бухгалтерского учёта и выполнении налоговых обязательств, а также убыточные
предприятия.
По каждому отделу ИМНС РФ по Фрунзенскому району
составляются квартальные планы проверок предприятий. Этот план оформляется в
виде таблицы и отражает информацию о наименовании налогоплательщика и времени
проведения проверки, а также в нем указывается вид проверки (см. таблицу 2.).
Таблица 2.
План выездных налоговых проверок соблюдения
налогового законодательства на 4 квартал 2003 года.[24]
№
п/п
|
Наименование
налогоплательщика
|
Время
проведения проверки
|
1. Комплексные проверки
|
1.
|
Садовое хозяйство
«Роза»
|
Октябрь
|
2.
|
АОЗТ
«Продтовары-33»
|
Ноябрь
|
3.
|
АОЗТ «Финал»
|
Ноябрь
|
4.
|
АОЗТ «Свет»
|
Ноябрь
|
5.
|
АОЗТ «Центр»
|
Ноябрь
|
6.
|
ЗАО Инкомкран
|
Ноябрь
|
7.
|
Общество Цемент
|
Ноябрь
|
8.
|
УПС Россия
|
Декабрь
|
9.
.
|
АОЗТ «Тосол»
|
Декабрь
|
10.
|
АООТ «Колос»
|
Декабрь
|
11.
|
Саратовский
конный завод
|
Декабрь
|
12.
|
АОЗТ «Коготь»
|
Декабрь
|
13.
|
Общество «Мысль»
|
Декабрь
|
14.
|
ЗАО «Щит»
|
Декабрь
|
2. Встречные проверки
|
1.
|
ОАО «Биоритм»
|
Ноябрь
|
2.
|
АООТ «Трактор»
|
Декабрь
|
3. В ИМНС РФ Фрунзенского района отделом анализа и
налоговой статистики планируются суммы поступлений налогов и других платежей с
предприятий на месяц, квартал, год. Эти плановые показатели рассчитываются
исходя из проведённых проверок предприятий, предполагаемого дохода предприятий
и т.д. Затем отдел сравнивает и анализирует плановые показатели с фактическими
поступлениями за соответствующий период, рассчитывая не только отклонения, но и
по каким причинам они произошли.
Рассмотрим выполнение бюджетных назначений за 9 месяцев 2003
года (табл. 3. цифры условные).
Таблица 3.
Выполнение бюджетных назначений за 9 месяцев
2003 года
по ИМНС РФ Фрунзенского района г. Саратова
Наименование
налогов
|
|
Отклонение
|
Бюдж.назнач.
тыс.руб.
|
Факт.выполн.
тыс.руб.
|
Абсол.отклон.
тыс.руб.
|
Темп
роста в %
|
ВСЕГО,
в том числе
|
186
576,0
|
205
143,0
|
18
567,0
|
109,9
|
1. НДС
|
70
250,0
|
80
397,0
|
10
147,0
|
114,4
|
2. Акцизы
|
110
000,0
|
114
283,0
|
4
283,0
|
103,9
|
3. Налог на прибыль
|
5
254,0
|
6
944,0
|
1
690,0
|
132,7
|
4. Ресурсные платежи
|
861,0
|
302,0
|
-
559,0
|
-
35,1
|
5. Прочие налоги
|
211,0
|
3
217,0
|
3
006,0
|
1
524,6
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|