Как видно из таблицы 3. по НДС, акцизам, налогу на
прибыль, и прочим налогам суммы фактических поступлений выше, чем плановые
показатели. Особенно велико превышение прочих налогов от запланированной суммы
- на 3006,0 тыс.руб. или в 15,25 раз. Фактическое поступление прочих налогов за
9 месяцев 2003 г. составило 3217,0 тыс. руб.
По налогу на прибыль сумма фактических поступлений
превысила плановый показатель на 1690,0 тыс.руб. или на 132,7%. Плановый
показатель по этому налогу – 5254,0 тыс.руб., а сумма фактических поступлений
составила 6944,0 тыс.руб.
Следует отметить, что также превысил плановый показатель за
этот период поступление по НДС на 10147,0 тыс.руб. или на 114,4%.
Небольшое превышение суммы поступления имело место по
акцизам на 4283 тыс.руб. или на 103,9%, т.е. по акцизам сумма фактических
поступлений практически схожа с плановым показателем (110000 тыс.руб.).
Фактические поступления акцизов за 9 месяцев 2003 года составили 114 283,0
тыс.руб.
В тоже время наблюдается невыполнение намеченных бюджетных
показателей по ресурсным платежам на 559,0 тыс.руб. или 64,9 %.
Это произошло из-за неплатёжеспособности крупных
налогоплательщиков. Хотя следует сказать, что в отношении этих предприятий
налоговая инспекция проводила определённую работа по уменьшению и
принудительному взысканию сумм недоимки.
В целом фактическое поступление всех налогов за 9 месяцев
2003 года составило 205143,0 тыс.руб., что превысило плановый показатель на
18567,0 тыс. руб. или на 109,9%.
Таким образом, ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Саратова
не только выполнила план по поступлению налогов за указанный период, но даже
перевыполнила на 9,9%.
На основании табл. 3. можно построить диаграмму рис. 1.
состав бюджетных поступлений по ИМНС РФ Фрунзенского района г. Саратова по
видам налогов за 9 месяцев 2003 г.
Анализируя данные этой диаграммы можно с полной
уверенностью сказать, что наибольший удельный вес имеют акцизные платежи –
114283,0 тыс.руб., НДС – 80397,0 тыс.руб. Налог на прибыль и прочие налоги по
сравнению с вышеназванными налогами имеют небольшой удельный вес – 6944,0
тыс.руб. и 3217,0 тыс.руб. соответственно. Но самый маленький удельный вес по
отношению к другим налогам имеют ресурсные платежи – 302,0 тыс.руб.
Рассмотрим динамику сумм поступлений всех налогов,
собранных с предприятий Фрунзенского района г. Саратова за 9 месяцев 2002 года
и 9 месяцев 2003 года.
Таблица 4.
Динамика налоговых поступлений по
Фрунзенскому району г.Саратова за 9 месяцев 2002 года и 9 месяцев 2003 года
Наименование
налогов
|
Суммы
поступления тыс.руб.
|
Абс.откл.
|
Темп
роста, %
|
9
мес. 2002 г.
|
9
мес. 2003 г.
|
НДС
|
66
675,0
|
80
397,0
|
13
722,0
|
120,6
|
Акцизы
|
82
869,0
|
114
283,0
|
31
414,0
|
137,9
|
Налог на прибыль
|
4
972,0
|
6
944,0
|
1
972,0
|
139,7
|
Госпошлина
|
53,0
|
170,0
|
117,0
|
320,7
|
Прочие налоги
|
1
851,0
|
3
349,0
|
1
498,0
|
180,9
|
Всего поступило,
|
181
789,0
|
205
143,0
|
23
354,0
|
112,8
|
В том числе:
Федеральный
бюджет
|
149
547,0
|
158
820,0
|
9
273,0
|
106,2
|
Местный бюджет
|
8
086,0
|
18
530,0
|
10
444,0
|
229,2
|
Дорожный фонд
|
24
008,0
|
25
992,0
|
1
984,0
|
108,3
|
Отчислено в
область
|
148,0
|
1
801,0
|
1
653,0
|
1216,9
|
В целом из табл. 4. видно, что уменьшение сумм поступлений
за 9 месяцев 2003 года по сравнению с аналогичным периодом 2002 года не было.
Эффективным инструментом увеличения поступлений в местный
бюджет является действующая в городе система взаимозачётов между промышленными
и бюджетными предприятиями.
Сумма налога на добавленную стоимость за 9 месяцев 2003
года составила 80397,0 тыс.руб., а это на 13722,0 тыс.руб. или на 120,6% больше
чем в аналогичном периоде 2002 года.
Произошло увеличение суммы акцизов на 31414,0 тыс.руб. в
2003 году по сравнению с 2002 годом, сумма поступлений этого налога составила
114283 тыс.руб., темп роста составляет 137,9%.
Рост поступлений налога на прибыль за 9 месяцев 2003 года
по сравнению с 2002 годом практически тот же, что и рост акцизов. Сумма
поступлений этого налога составила 6944 тыс.руб., что больше чем в 2002 году на
1972 тыс.руб. или на 139,7%.
Сумма всех поступлений за 9 месяцев 2003 года составила
205143 тыс.руб., что больше чем в 2002 году на 23354 тыс.руб. или на 112,8%.
Самая большая часть суммы налогов приходится в федеральный
бюджет, а малая часть - отчисляется в область.
Подводя промежуточный итог исследования следует отметить,
что анализ работы позволяет координировать (регулировать) деятельность не
только отдельно взятой инспекции, но и всей системы налогового
администрирования, выявлять слабые места в организации работы и на основе этого
искать направления её совершенствования.
Планирование сулит немало выгод:
· планирование поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно;
· ведёт к установлению показателей деятельности для последующего
контроля;
· заставляет организацию чётко определять свои задачи и политические
установки;
· делает организацию более подготовленной к внезапным переменам.
Поэтому и для ИМНС РФ по Фрунзенскому
району планирование является основой для эффективной деятельности и достижения
намеченных целей перед организацией.
2.3 Контроль и мотивация в деятельности
налоговых органов
Контроль - это проверка чего-либо, направленная на
выполнение законов, планов. Особенностью же налогового контроля является то,
что он проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей
компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений
налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности,
осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а
также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом.
ИМНС РФ по Фрунзенскому району г.Саратова осуществляет
налоговый контроль трехступенчато:
· контроль налогоплательщиков за соблюдением налогового законодательства;
· ведомственный контроль;
· внутренний контроль.
Рассмотрим подробнее каждый из этих видов контроля.
1) Основными документами, регулирующими деятельность по
контролю предприятий за соблюдением налогового законодательства, являются:
Налоговый кодекс РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства и другие
нормативные акты.
В соответствии с вышеназванными документами налоговые
органы имеют право производить на предприятиях всех форм собственности проверки
различных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов - первичных
документов, бухгалтерских книг, отчётов, планов, смет и т.п., получать
необходимые сведения и справки, объяснения.
В ходе контрольных мероприятий налоговые органы применяют
два вида проверок:
· камеральная проверка;
· выездная налоговая проверка.
Камеральная проверка - это проверка налоговых расчётов в
момент их принятия должностным лицом налоговой инспекции. Её результат либо
отражается в специально выделенной графе налогового расчёта - «По данным
налоговых органов», в котором указывается сумма, определённая налоговым
инспектором, либо делается запись об исправлениях, внесённых в результате
предварительной оперативной проверки.
Выездная налоговая проверка - это более глубокая проверка полноты
и правильности расчётов по налогам, в ходе которой проверяется достоверность
отчётов, деклараций, расчётов путём сопоставления их данных с данными первичных
документов и бухгалтерских записей. Такие проверки могут проводиться налоговыми
инспекциями по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не может
продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях срок проверки может
быть увеличен до одного месяца, но с разрешения руководителя налогового органа
или его заместителя.
Эти проверки могут проводиться совместно с финансовыми,
банковскими и правоохранительными органами. При необходимости проводятся
внеплановые проверки. Обязательны проверки в случае ликвидации или банкротства
предприятия. Обязательным условием для подготовки к проверки является
утверждения перечня вопросов, подлежащих налоговому контролю.
Например, при проведении выездной налоговой проверки по
налогу на прибыль должностные лица налоговых органов в обязательном порядке
должны рассмотреть следующие вопросы:
· правильность определения предполагаемой прибыли и выручки от реализации
основной продукции (работ, услуг) для исчисления сумм авансовых платежей в
бюджет;
· правильность отражения в бухгалтерском учёте и отчётности фактической
прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг);
· достоверность данных учёта о фактической себестоимости продукции;
· полнота и правильность отражения в учёте фактических затрат на её
производство и калькулирование себестоимости продукции;
· достоверность и законность отражения в бухгалтерской отчётности прибыли
(убытков) прочей реализации и внереализованных операций;
· правильность расчётов по налогу на прибыль.
Сроки проведения документальных проверок и состав групп
определяется с учетом объема и особенностей деятельности налогоплательщика,
профессиональной подготовленности налоговых инспекторов (см . Приложение 12
«Акт выездной налоговой проверки»).
Если в процессе проверок должностными лицами налоговой
инспекции выявляются нарушения, за которые виновные подлежат к административной
ответственности, то данные факты отражаются в акте проверок и составляются
протоколы об административном нарушении налогового законодательства.
На государственные налоговые инспекции, в соответствии с
нормативными актами, возлагается обязанность принимать по материалам
проведенных документальных проверок письменное решение, направленные на
устранение выявленных нарушений, о внесении причитающихся сумм в бюджет, уплате
штрафных санкций.
Такие решения принимает руководитель налоговой инспекции или
его заместители в течении 14 дней по получению акта проверки на основе
всестороннего и полного изучения данного акта, а также других имеющихся
материалов (объяснений руководителей проверяемых предприятий, аналитических
справок и т.д.)
Особое внимание обращается на заключение проверяющего по
поводу правильности фактов, изложенных возражениях и объяснениях руководителя и
главного бухгалтера предприятия.
Решение должно содержать:
· краткое изложение выявленных нарушений налогового законодательства и
порядка ведения бухгалтерского учета со ссылками на конкретные
нормативно-правовые акты;
· перечень рекомендаций налогоплательщику по устранению выявленных
недостатков с указанием конкретных сроков их реализации;
· ответственность за допущенные нарушения налогового законодательства и
сроки перечисления денежных сумм;
· разъяснение налогоплательщику его права в месячный срок обжаловать
действия должностных лиц ИМНС и принятое решение в вышестоящий государственный
налоговый орган.
Примеры решений о возобновлении операций по счетам в банке
и о привлечении к налоговой ответственности представлены в Приложении 13
"Образцы документации ИМНС РФ".
Налоговые органы имеют право применять к предприятиям,
организациям и физическим лицам различные виды финансовых санкций для
дальнейшего недопущения нарушений в области налогового законодательства,
установленные Налоговым кодексом РФ.
Следует отметить, что налоговые органы после проведения
контрольных мероприятий обязаны обеспечить всесторонний контроль за устранением
налогоплательщиком выявленных нарушений налогового законодательства и порядка
ведения бухгалтерского учета.
2) Методы ведомственного контроля подразделяются на
систематические и разовые, плановые и внеплановые, комплексные, целевые и
тематические.
Систематический ведомственный контроль за органами,
структурными подразделениями и работниками осуществляется руководителями всех
ступеней и вышестоящими органами в ходе повседневной деятельности. Возможны, в
целях проверки жалобы или другого сигнала, разовые целевые командировки
сотрудника в нижестоящие налоговые органы.
Ведомственный контроль осуществляется в соответствии с
утверждаемыми руководителями вышестоящих налоговых органов планами контрольной
работы. В случае необходимости проводятся внеплановые проверки.
Комплексные проверки как правила проводятся не реже одного
раза в два года. Сроки и продолжительность проверки определяются руководителем,
назначившим проверку, с учетом объема и особенностей деятельности, подлежащих
проверке органов и численности работников, участвующих в ее проведении.
Руководитель при назначении комплексной проверки определяет
перечень участков работы и вопросы, подлежащие исследованию. В частности:
· работа по обеспечению своевременного и полного учета
налогоплательщиков;
· используемые формы и методы выявления неучтенных юридических лиц;
· организация сбора налога и иных обязательных платежей в бюджет и во
внебюджетные фонды;
· состояние контроля за налогоплательщиками;
· действенность работы по реализации материалов проверок соблюдения
налогового законодательства и правильность применения финансовых санкций,
своевременность и полнота взыскания дополнительно начисленных налогов и
соответствующих штрафов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|