-
не лишне
иной раз отображать эмоциональные переживания партнёра, показывая, что отлично
понимаете его психическое состояние; это очень приятно и улучшает доверительные
отношения;
-
устойчивый
контакт глазами с говорящим выказывает заинтересованность и вдохновляет визави
на продолжение монолога;
-
простейшие
нейтральные слова («конечно», «разумеется»…) с сочувственным наклоном головы,
подбадривают собеседника и вызывают у него желание продолжить общение;
-
ничто так
не нравиться безмолвствующему партнеру, как предложение высказать своё
суждение, которое, конечно же, надо внимательно слушать;
-
когда
человек видит, что его слушают, он с симпатией настраивается на собеседника и,
в свою очередь, старается прислушиваться к нему;
-
немалое
значение для приведения объекта в доброжелательное состояние всегда имеет умно
сказанный комплимент;
-
лесть не
воспринимается болезненно, когда она не выглядит как слишком явная ложь;
-
нельзя
рассчитывать на дружескую откровенность в ответ на фальшь, пусть даже
замаскированную;
-
не стоит
задавать излишнее количество вопросов, поскольку это может помешать Вам обрести
необходимое доверие;
-
безудержная
очевидная хвастливость, как правило, не эффективна, и прибегать к ней есть
какой то смысл только тогда, когда доверие партнёра уже обретено;
-
для
вызывания враждебности вполне хватает сухости и сдержанности в обмене
информацией;
-
для
обретения дружественности нужна непринуждённость и избыточность в сообщении
разных сведений.
Ведя разговор нельзя забывать, что людей обыкновенно раздражают:
-
негативный
эгоцентризм (речь о своих сугубо личных и интимных делах, будь то болезни или
неприятности на работе);
-
банальность
(разговор об известных всем вещам, повторение избитых шуток и афоризмов);
-
пассивность
(поддакивания собеседнику и нежелание высказывать обдуманное мнение);
-
самоуглублённость
(сосредоточенность лишь на своих успехах и проблемах);
-
серьёзность
(полное отсутствие улыбки и принимание всего всерьёз;
-
отсутствие
тактичности и скоропалительные выводы (излишние перебивания собеседника и
субъективные оценки по первому же впечатлению; всё это заставляет визави
принять оборонительную позицию, препятствующую нормальному общению);
-
высокомерие
( надменность и пренебрежение к собеседнику, «процеживание» слов сквозь зубы…);
-
грубость
(отчётливое и достаточно не учтивое противоречие…);
-
болтливость
(«владение разговором как личной вотчиной»);
-
непрошенные
советы (дача советов, когда об этом совершенно не просят, особенно если
советующий не очень то разбирается в затрагиваемом вопросе);
-
закрытые
вопросы (то есть вопросы требующие однозначного – «да» или «нет» - ответа; они
ведут к созданию напряжённости в беседе, поскольку ограничивают у партнёра
пространство для манёвра, и он может почувствовать себя как на допросе).
Заканчивая диалог нужно учитывать, что:
-
нечёткий
и не выразительный конец беседы способен развеять благоприятное впечатление от
всех ваших высказываний;
-
последние
фрагменты разговора запоминаются прочнее всего;
-
необходимо
уметь вовремя остановиться, иначе эффективность проведённого контакта
значительно понизится.
3.3 Психофизиологические
аспекты
Чтобы добиться от собеседника ожидаемого реагирования, необходимо
понимать особенности человеческого восприятия:
-
смысл
фраз, составленных более чем из тринадцати слов, сознание обычно не
воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
-
речь
можно понимать лишь при её скорости не превышающей двух с половиной слов в
секунду;
-
фраза,
произносимая без паузы дольше шести секунд, перестаёт осознаваться;
-
мужчина в
среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что
бы ему добавить к предмету разговора;
-
беседуя с
известным человеком в знакомых ситуациях, партнёры обычно слышат то, что
предполагают услышать, а потому сообщение, не очень характерное для него,
обычно пропускают мимо ушей или воспринимают неверно;
-
когда
нужно воздействовать на чувства человека – ему говорят преимущественно в левое
ухо, когда на логику – в правое;
-
то, что
всецело ново для партнёра и не каким образом не стыкуется с его познаниями, не
вызывает у него и особого интереса, а чем он больше знаком с предметом, тем
более его интересуют частности и нюансы;
-
человек
высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь
70% из этого, понимают – 60%, в памяти же у них остаётся от 10 до 25%;
-
чтобы
партнёр смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять
ему главенствующие там мысли и положения;
-
лучше
всего память работает между 8-12 часами утра и после 21 часа, хуже всего –
сразу после обеда;
-
память
человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того,
что он видит и 10% из того, что он слышит;
-
интеллект
лучше всего работает в положении человека сидя, хуже – стоя, совсем плохо –
лёжа;
-
стоящий
человек имеет некоторое психологическое преимущество над сидящим.
3.4 Составные элементы
общения
Любая беседа слагается из многочисленных элементов, зависящих от внешних
обстоятельств и сцеплённых продуманной стратегией. Готовясь к беседе, нужно
принимать во внимание, что:
-
необходимо
превосходно ориентироваться в той проблеме, которую вы собираетесь серьёзно
обсуждать; воздерживайтесь от необоснованных суждений;
-
располагаясь
за столом друг против друга вы создаёте атмосферу конкуренции, снижая этим
шансы на успех переговоров;
-
ненужное
присутствие незаинтересованных лиц и всякие непредусмотренные отвлечения
(звонок по телефону, внезапный шум, случайный посетитель…) мешают
доверительному общению, ломая устанавливаемый Вами настрой беседы;
-
сидящий
человек обычно откровеннее стоящего, но если поручается задание, рассчитанное
на решительность и быстроту – пусть визави всегда стоит;
-
желая,
чтобы собеседник запомнил некоторый факт, подайте ему эту информацию в самом
начале разговора, если же вы хотите, чтобы он нечто сделал - оставьте просьбу
на конец беседы.
Общаясь с человеком, нужно осознавать, что:
-
люди
нередко начинают мыслить лишь в тот момент, когда они заговорят;
-
чем
меньше у партнёра уверенности в себе, тем больше он расхаживает вокруг да
около, пока решится и приступит к главному;
-
с
взволнованным и возбуждённым человеком нет смысла говорить по-деловому;
-
опасно
поддаваться влиянию эмоций собеседника, иначе можно утерять весь смысл
сообщения.
Рассчитывая получить какую-либо информацию, нельзя забывать, что:
-
в ответе
на фактическое утверждение партнёр сообщает больше сведений, чем, отвечая на
обычный вопрос;
-
для
женщин характерно восприятие мелких событий как крупных;
-
ошеломляя
человека, иной раз удаётся получить довольно неожиданные материалы;
-
перемежая
своей фразой «не может быть» высказывания партнёра, вы провоцируете его на
откровенность: «люди только тогда сообщают интересующие нас сведения, когда мы
противоречим»;
-
если
создать убедительное впечатление, что ведаете гораздо больше собеседника,
последний сам расскажет всё, что знает.
Для сохранения нужной Вам доброжелательности визави полезно знать, что:
-
субъекта
можно привести в хорошее расположение духа, пойдя ему на некие уступки, которые
по существу заметно меньше, чем кажутся на первый взгляд;
-
при
всяком подходящем случае активно признавайте правоту партнёра, что может быть
полезно даже тогда, когда он в чём-то не прав;
-
чем
критичнее к себе отнестись при ошибке, тем более обезоруживается собеседник;
-
весьма
нехорошо на атмосферу делового разговора воздействует презрительное отметание
аргументов собеседника без всякого желания понять их настоящий смысл;
- когда
высказывается всецело неприемлемая позиция, не стоит отвергать её огульно,
лучше сказать, что Вам она пока что непонятна.
Выстраивая композицию контакта, учитывают, что:
-
в выборе
тактики и техники беседы надо учитывать своеобразие мышления собеседника и его
психофизические особенности (к примеру, женщине целесообразно показать, что
сделано, а не как делается);
-
беседу
следует периодически перемежать обоснованными паузами, чтобы давать возможность
передохнуть и закрепить достигнутое;
-
умело
расставленные паузы иной раз могут оказать заметно большее влияние, чем общий
поток слов;
-
не очень
приятные моменты и факты желательно чередовать с благоприятными, а начало и
конец беседы должны быть несомненно позитивными;
-
по мере
приближения к завершению, насыщенность контакта чаще всего рекомендуется
повысить;
-
желательно
не допускать впечатления, что собеседник сдался или заметно отступил от
собственных позиций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы следует отметить
следующее. Передаваемая в процессе коммуникации информация включает в себя
непосредственно речевую составляющую (вербальный язык) и то, как эта информация
преподносится собеседнику, а самое главное, как она воспринимается им в свете
оценки различных аспектов поведения отправителя (невербальный язык). Более
того, как уже отмечалось выше, люди как правило высказывают одно, а думают
совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. Для
правильного понимания говорящего оценивать произносимое желательно в
неразрывной связи слов, речи, пантомимики и других «сопроводителей» общения,
доводя своё восприятие до некоторой завершённости.
Эффективная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в
управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на
непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчинённым, подчинённые
друг с другом) в рамках различных событий. Во-вторых, межличностная
коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов,
характеризующихся неопределённостью и двусмысленностью.
Таким образом, от умения достигать взаимопонимания при общении, грамотно,
культурно работать с информацией, выступающей в качестве главного предмета
труда в сфере управления, зависит в большой степени эффективность,
продуктивность труда руководителя, специалиста, служащего, делового человека.
Информационная культура, то есть степень знаний в области методов работы
с информацией (уровень развития коммуникаций в организации), влияет на
множество процедур управления: служебный разговор по телефону, проведение
делового совещания, приём посетителей, обход цехов, подготовка документов,
докладов, проведение деловых переговоров и так далее. Однако некоторая часть
хозяйственных руководителей обладает невысокой информационной культурой, что
снижает продуктивность их труда, приводит к разбуханию управленческого
аппарата. Повышение культуры работы с информацией – важная задача повышения
квалификации кадров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 3-е изд. – М.:
Гардарики, 2000. – 528 с.
2 Дейнеко О.А. Современный организатор производства. – М.: Экономика,
1984. – 176 с.
3 Курбатов В.И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 320 с.
4 Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения
в психику, форсированное воздействие на личность, технические средства скрытого
наблюдения и съёма информации: Практическое пособие. – Минск: Харвест, 1998. –
368 с.
5 Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с
англ. – Рязань: Дело, 1990. – 720 с.
6 Кэссон Г.Н. Искусство делать и сохранять деньги. Двенадцать условий
успеха. Аксиомы бизнеса. Чисхольм П. Уверенность в себе: Nonfiction (Деловой бестселлер). Пер. с англ.
Гречихо С.Е., Калининой Е.Г., Юрышевой Н.Г. /Сост. Шарпило В.В./. – Минск:
Парадокс, 1995. – 432 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|