рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Влияние внешнеэкономических факторов на трансформационные процессы в России

  • расширение масштабов отечественного накопления;
  • увеличение национального производства, в т.ч. развитие экспортоориентированных предприятий, повышение занятости населения;
  • формирование благоприятного в первую очередь для национального инвестора инвестиционного климата, который бы способствовал производительному использованию внутренних инвестиционных ресурсов и делал бы нецелесообразным отток капитала за границу;
  • содействие структурной перестройке российского народнохозяйственного комплекса, включая аспекты рационального привлечения передовой технологии и техники из–за границы, опыта управления производственными инновационноориентированными, конкурентоспособными  на мировых товарных рынках структурами, а также разумного импортозамещения, отвечающего национальной концепции хозяйственного развития;
  • органичного использования преимуществ как международного разделения и кооперирования труда, так и мирового рынка капиталов в целях создания устойчивых предпосылок динамичного экономического развития страны;
  • формирования системы регулирования и контроля  передвижения российского капитала за национальную границу, в связи с чем: 
    1. расширение сети технического сервиса  за рубежом для поставляемой на экспорт машинотехнической продукции,
    2. развитие сети производств как путем создания новых, так и приобретения пакетов акций (и контрольного также) предприятий для поставки в Россию экономически оправданного импорта, исходя из складывающихся пропорций как в разделении труда, так и издержек производства и трансакционных расходов,
    3. использование   разнообразных возможностей возврата государственных долгов Российской Федерации со стороны зарубежных стран как путем конверсии их в реальные, прямые инвестиции, так и за счет использования договорных отношений на уровне Лондонского, Парижского клубов, а также  различных международных страховых организаций,
    4. вывод за национальные границы отдельных видов производств, в т.ч. вследствие погашения внешних долгов,
    5. создание устойчивых  связей  российского и зарубежного капиталов на основе производительного использования инвестиционных потенциалов государств в условиях органичного вхождения России  на принципиально отличной основе в систему мировой экономики.

 Правомерна здесь постановка вопроса о вступлении  России в ГАТТ–94/ ВТО. Мы полагаем, что торопится с этим вопросом не следует, поскольку Россия относится так сказать к странам "Второго эшелона", к которым предъявляются более завышенные требования, с одной стороны, а с другой  – фактически используются тарифные и нетарифные ограничения , подрывающие принцип равноправного конкурирования на мировых рынках . Например  , Россия трактуется в американском антидемпинговом законодательстве как "страна нерыночной экономики", что влечет :

отсутствие режима наибольшего благоприятствования; введения без согласования компенсационных пошлин и антидемпингового расследования; возможное введение количественных ограничений. Чтобы Россия получила статус страны с рыночной экономикой, США исследуют :

  • степень конвертируемости валюты,
  • степень свободы заключения  коллективных договоров между профсоюзами и и администрацией по ставкам зарпоаты,
  • степень допуска инокапитала в страну и международных предприятий,
  • степень госсобственности или контроля над средствами производства,
  • степень госконтроля над распределением ресурсов, процессом ценообразования и принятия решений предприятиями по поводу выпускаемой продукции,
  • другие факторы, как то – бартерные договоренности, бухгалтерские стандарты, права на интеллектуальную собственность, открытая торговая система – это отражает степень коммерческой надежности в стране, отражения цен и себестоимости тороваров и сервиса в подлинно рыночной экономике.

Для отдельных отраслей промышленного производства рассматриваются – отсутствие госвмешательства в процесс ценообразования или госрегулирования объемов производства,  отрасль характеризуется как частная или коллективная собственность, цены на все значительные ресурсы диктуются рыночными механизмами.

Однако обеспечение даже всех этих критериев, не дает полной гарантии равноправия в конкуренции и торговле, инвестиционном взаимодействии и на рынке прав интеллектуальной собственности России в рамках ВТО с США или странами ЕС.

  Проведение валютной политики в рамках ВЭП преследует цель поддержания экономической стабильности и создания прочной основы для  развития взаимовыгодных международных связей  на базе равноправного партнерства путем  воздействия на валютный курс и  операции по обмену валюты. Кроме того валютное регулирование предполагает создание стабильного правового поля  как для национального и зарубежного инвесторов, так и для резидентов и нерезидентов, выступающих просто субъектами отношений валютного рынка. Валютная политика в РФ относится к  компетенции Центрального банка и Министерства Финансов, при чем ЦБ РФ пользуется автономией ее реализации. Методами регулирования можно назвать такие как: обязательная продажа части  валютной выручки;  наличие лицензии Центробанка РФ на предоставление рассрочки платежа свыше 180 календарных дней; возможность перевода средств как гражданами России ( в т.ч. личных средств), так и юридическими лицами – резидентами валютных ресурсов за границу при наличии лицензии ЦБ РФ; запрет на хождение зарубежной валюты в платежных операциях не внешнеэкономического характера и др. В валютном регулировании мы также можем выделить меры экономического характера и административного принуждения. Например функции контроля за правомерностью контрактной цены при импорте возложены на органы Государственного Таможенного комитета, но цель такого контроля определяется преимущественно не задачами соблюдения экономической эффективности, ненарушения конкурентной среды для российских импортеров, а фискальными задачами – сбором импортных пошлин. И если эта задача решается, то в условиях неподготовленности России к широкой либерализации ВЭД ( ни в правовом отношении, ни в кадровом, ни в организации и технике осуществления ВЭД, ни в знании международных норм, правил и обычаев и т.д.) вопрос экономической эффективности не только импорта, но и экспортных операций оставлен на откуп хозяйствующим субъектам, что, как свидетельствует практика, наносит существенный ущерб хозяйственному потенциалу страны. В мировой практике к мерам административного воздействия в сфере валютных отношений относятся также возможность сосредоточения валютных операций исключительно в уполномоченных государством банках ( своего рода государственное лоббирование), валютные ограничения для импортеров, в т.ч. вывоза иностранной валюты с территории страны при личных поездках граждан определенными нормативными актами суммами, ограничения на обмен валюты и др. К экономическим мерам можно отнести взимание дополнительных налогов при обмене валюты, введение различных налоговых ставок подоходного налога на доходы от деятельности в национальной валюте и иностранной, различного рода льготирование резидентов и нерезидентов при их  инвестировании в иностранной валюте и т.д.

4. Кредиты и техническая помощь иностранных государств и международных организаций. Денежные потоки международных организаций в начальной фазе трансформационных процессов стран ЦВЕ , СНГ и России  являлись своего рода гарантом возвратности и высокой эффективности инвестиций. Именно своего рода эйфория преобразовательного процесса способствовала широкомасштабному инвестированию капитала в эти страны, не сообразуясь с наличием в них соответствующей  инвестиционной среды или климата.  Однако процессы трансформирования экономик в них характеризуются неравномерностью темпов и степени преобразования, масштабностью  развертывания, а также подготовленностью социально–этнической и культурной среды к глубине и сущности модификаций в той или иной стране, отдельных регионах  федеральных государств. Положение обострялось объективным процессом вхождения этих стран в фазу кризисного развития экономических хозяйств в силу объективных и субъективных причин  (согласно теории кризисов и циклов). В этой связи значимость и эффект  иностранного капитала, имея в первоначальный период единообразное значение, стали существенно различаться в зависимости от реально складывающихся условий развития реципиента инвестиций. Сформировавшиеся инвестиционные климаты в различных странах явились результирующим показателем целесообразности предоставления средств преимущественно для частных и государственных инвесторов –хозяйствующих субъектов. Отсюда определенная неравномерность поступления иностранного капитала характеризует современное состояние  в сфере прямого инвестирования и международных кредитов и займов.

Согласно располагаемым нами данными ресурсы международных  организаций на основе долгосрочных льготных кредитов, а также технического содействия и помощи ( например по линии ТАСИСа ) преследовали цель, характеризуя в глобальном масштабе – формирования рыночной среды и адекватной ей инфраструктуры в стране. Ведущими кредиторами России, к примеру, являются МБРР и МВФ, в члены которых наша страна была принята в 1992 г. В 1992–1998 гг только по линии Минфина РФ было использовано  24.2 млрд.долл. Кредиты, преимущественно, с возвратом основного долга через 17 лет и под процентные ставки, не превышающие 7% годовых, являлись:

  • бюджетозамещающими или финансовыми– для поддержания платежеспособности баланса и предоставляемые конечным пользователям безвозмездно;
  • инвестиционными, включая средства для решения важных социально–экономических задач, и предоставляемые частично на возвратной , а частично на безвозмездной основе. По этим займам закупки производятся на основе международных тендеров и исключаются ограничения участия поставщиков какой–либо страны.

По состоянию на 1.1.99 портфель завершенных и действующих проектов  за счет средств МБРР составил 39 единиц на сумму 10.9 млрд.долл. Из 33 займов на сумму 6.43 млрд.долл.   было израсходованы на инвестиционные нужды 2.08 млрд.долл и 4.35 млрд.долл. – на бюджетное финансирование. В портфеле займов МБРР 41% – инвестиционные займы, где приоритет отдан секторам инфраструктуры и окружающей среды, проблемам энергетики. Характерно также то обстоятельство, что средства МБРР направляются в государственный сектор экономики России. Основным источником погашения предоставляемых кредитов выступает государственный бюджет страны. Для реализации проектов, финансируемых за счет МБРР, формируются группы реализации проекта (ГРП), которых в России насчитывается  (на 1.1.99)  22 центральных и 15 региональных. По оценкам Счетной Палаты РФ расходы на содержание указанных групп, включая консалтинг и оперативные расходы по подготовке и реализации проектов составили около 800 млн. долл., взятых в счет кредитов МБРР. Эксперты банка регулярно проверяют процесс расходования средств, не анализируя конечный экономический эффект. В результате сегодня можно констатировать , что экономический  эффект заимствованный ресурсов по линии международных организаций ниже не только ожидаемого, но и в ряде случаев имеет отрицательную характеристику. Основная причина, по нашему мнению , заключается в том, что вся программа предоставления кредитов  в целом за весь период трансформационного преобразования не была адаптирована под конкретную  этно–социальную , психологическую и хозяйственную среду страны–реципиента инвестиций. Привязка же к отдельным проектам осуществлялась без учета общей ситуации в стране, в связи с чем  средства расходовались со значительным отставанием от графика, бизнес–план носил нереальный для хозяйственной ситуации в стране характер , а достаточно высокая доля средств расходовалась на сиюминутные нужды, в т.ч. и хозяйствующего субъекта–заемщика средств. Многие проекты (" Правовая реформа", "Развитие финансовых учреждений", "Совершенствование портфеля проектов"  стоимостью соответственно  58, 200 и 40 млн.долл. и другие) не конкретизированы в целевом плане, что практически исключает возможность определения эффективности использования заемных ресурсов. Среди негативных явлений в части использования кредитов международных организаций счетной Палатой РФ были названы отсутствие ТЭО привлечения заемных средств; высокий уровень организационно–управленческих расходов (стоимость 1 часа иноспециалиста оценивалась в ряде случаев в 1000 долл. в результате чего в итоге за 2 месяца работы заработная плате составляла около 500 тыс.долл., 1 адемический час лекции в национальном фонде подготовки национальных и управленческих кадров по проекту RU –3824 оплачивался по ставке 500 долл. ); отсутствие оценки эффективности привлечения и использования кредитных ресурсов; завышение процентных ставок национальными  банками в процессе перекредитования ресурсов  конечным пользователям ( ставка МБРР примерно 6%, а конечному пользователю –под 15%, исходя из экономической ситуации в стране), необоснованное установление для коммерческих банков возврата средств в 1 2 лет; использование  технических решений , предлагаемых иностранными специалистами, которые нерациональны и экономически неэффективна для природно–климатических условий РФ;    усложнение организационных структур, осуществляющих реализцию проектов, в т.ч. передача контрольных функций отдельным негосударственным организациям и фондам, в связи с чем значительная сумма займов уходит на административные расходы.

Несколько слов о значимости программ ТАСИСа для трансформационного процесса.

Получатели средств по программе ТАСИС                           

                                                                                  млн.экю

 

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

всего

всего

396.5

418.9

472.1

469.7

511.2

536.0

481.7

507.2

3793.3

армения

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.