|
|
Из приведенных выше таблиц видно, что в период с 01.01.01 по 01.01.02 государственный долг России сократился на 13 миллиардов долларов. В 2003 году Россия намеривается погасить около 17 миллиардов долларов внешнего долга. На данный момент произведены следующие выплаты на сумму свыше 5,5 миллиардов долларов. Данные по выплатам приведены в таблицах ниже.
Январь 2003 г. Таблица 8 млн. долларов США | |||||||
|
Основной долг |
Проценты |
||||||
Задолженность странам официальным кредиторам |
267,999 |
78,397 |
||||||
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
404,411 |
15,318 |
||||||
Еврооблигации Российской Федерации |
0,000 |
320,532 |
||||||
ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года |
0,000 |
0,000 |
Февраль 2003 г.
Таблица 9
млн. долларов США
Основной долг
Проценты
Задолженность перед странами официальными кредиторами, банками и фирмами
825,587
987,302
Задолженность перед международными финансовыми организациями
124,953
53,780
Еврооблигации Российской Федерации
0,000
0,000
ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года
0,000
0,000
Март 2003 г.
Таблица 10
млн. долларов США
Основной долг
Проценты
Задолженность перед странами официальными кредиторами, банками и фирмами
491,502
68,729
Задолженность перед международными финансовыми организациями
159,344
30,1
Еврооблигации Российской Федерации
0,000
763,427
ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года
0,000
0,000
Апрель 2003 г.
Таблица 11
млн. долларов США
Основной долг
Проценты
Задолженность перед странами официальными кредиторами, банками и фирмами
147,207
21,156
Задолженность перед международными финансовыми организациями
363,315
29,955
Еврооблигации Российской Федерации
418,349
37,651
ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года
0,000
0,000
3. Основные направления политики Правительства РФ в области управления внешним государственным долгом.
3.1 Стратегия управления государственным внешним долгом Российской Федерации на 2003 – 2005 года.
Внешний долг Российской Федерации формировался в
неблагоприятных экономических и политических условиях, а также в значительной
степени унаследован от бывшего СССР.
Специфика формирования внешнего долга России
обусловливает особенности его структуры. Прежде всего, речь идет о преобладании
в структуре долга нерыночных долговых инструментов и обязательств. Более 42%
внешних обязательств приходится на соглашения по долгу бывшего СССР со странами
- членами Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами. Кроме
того, порядка 6 млрд. долларов (около 5%) представляют собой неурегулированные
обязательства по долгу бывшего СССР. Только 37% внешнего долга выражено в
рыночных инструментах (еврооблигации и облигации государственного внутреннего
валютного займа - ОВГВЗ). Управление таким долгом на основе стандартных
подходов, используемых долговыми агентствами развитых стран (регулярное
рефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых
рынках, проведение процентных и валютных свопов и т. д.), весьма
затруднительно.
К началу 2003 года долгосрочный рейтинг России по
заимствованиям в иностранной валюте и облигациям внешних облигационных займов
согласно терминологии международных рейтинговых агентств соответствовал
"среднему качеству инвестиций с некоторыми спекулятивными
элементами".
Кардинальное улучшение рейтинга и переход в инвестиционную категорию предполагают улучшение ряда макроэкономических индикаторов, отражающих долговую устойчивость экономики, до средних значений, характерных для стран с инвестиционным рейтингом в пределах Ваа1-ВааЗ (низшие пределы инвестиционного рейтинга по методологии агентства Moody`s).
В частности, в соответствии со сложившейся практикой оценки инвесторами платежеспособности суверенного заемщика и принятых в международной практике показателей долгового бремени страны отношение государственного долга к валовому внутреннему продукту не должно превышать 40-42% ВВП, отношение общего внешнего долга страны (включая долг регионов и частного сектора) должно находиться на уровне 60% от ВВП, а коэффициент обслуживания внешнего долга (отношение всех платежей по общему внешнему долгу страны к поступлениям по счету текущих операций) - на уровне 13- 14%. Последний показатель для России в настоящий момент составляет около 11,9% и увеличится до 14,3% в 2003 году. Вместе с тем показатель отношения общего объема долга к поступлениям по счету текущих операций пока превышает показатель стран с инвестиционным рейтингом (131% против обычных 80-90%).
По другим параметрам Российская Федерация превосходит
значительное число стран с инвестиционным рейтингом. В целом при реализации
базового сценария макроэкономического прогноза и сохранении позиции России в
качестве нетто-плательщика по внешнему долгу предпосылки для перехода России в
инвестиционную категорию кредитного рейтинга будут полностью сформированы к 2005
году.
Повышение кредитного рейтинга Российской
Федерации до инвестиционного, по существу, будет означать, что риски доступа
государства и крупнейших российских компаний на международные рынки капиталов
станут минимальными.
Вместе с тем, как показывает практика, активное управление
внешним долгом, развитие внутреннего рынка государственных заимствований,
наличие значительного финансового резерва и достаточных золотовалютных
резервов, а также сбалансированность бюджета и высокая платежная репутация суверенного
заемщика позволяет успешно осуществлять международные займы на благоприятных
условиях до достижения страной инвестиционного кредитного рейтинга. Наличие в
настоящее время всех этих условий у Российской Федерации создает необходимые
предпосылки для активизации внешней заемной политики в ближайший период с
одновременным сохранением тенденции к улучшению показателей внешней долговой
нагрузки России.
В этой связи основными целями политики в области
государственного внешнего долга на среднесрочную перспективу являются:
1) обеспечение стабильного доступа Российской Федерации
на рынки внешних заимствований на выгодных условиях;
2) расширение объемов внешних заимствований на цели
рефинансирования внешнего долга;
3) активное управление внешней задолженностью с целью
сокращения стоимости ее обслуживания, а также сглаживания имеющихся "пиков
платежей" по государственному внешнему долгу в 2005 и 2008 годах;
4) существенное сокращение долга бывшего СССР, задолженности
Российской Федерации перед правительствами иностранных государств и
международными финансовыми организациями;
5) наращивание рыночной составляющей внешнего долга Российской Федерации;
6) проведение сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью
сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и получения ею
инвестиционного рейтинга к 2005 году.
Временные рамки завершения процесса
реструктуризации и переоформления всего долга в обязательства Российской
Федерации должны быть ограничены 2003 годом. Очевидно, что сохранение части
долга неурегулированной может поставить под сомнение получение Россией
инвестиционного рейтинга в 2005 году. В настоящее время Россия имеет
просроченную (неурегулированную) задолженность перед Кувейтом, Оманом,
Таиландом, Турцией, Южной Кореей, Грецией, Мальтой и неурегулированные взаимные
финансовые требования в отношениях с Китаем и республиками бывшей СФРЮ.
По итогам переоформления долга необходимо принять
специальное заявление Правительства Российской Федерации, официально
подтверждающее отказ от условного деления долговых обязательств на долг бывшего
СССР и долг Российской Федерации, а также декларирующее намерение
неукоснительно соблюдать все суверенные платежные обязательства вне зависимости
от природы их возникновения. Данный шаг, имеющий главным образом символическое
значение, в практическом плане позволит окончательно снять озабоченность
партнеров России по Парижскому клубу в отношении намерения вернуться к
обсуждению реструктуризации или списания советского долга. Соответственно будут
созданы политические предпосылки для выделения странами--членами клуба большей
доли своих финансовых требований к России на проведение операций по конверсии
долга.
Помимо обеспечения безусловного погашения обязательств
долга бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов, в период 2003-2004 годов
целесообразно приступить к трансформации этого долга в рыночные инструменты и
сокращению указанного долга посредством проведения операций по конверсии долга.
Кроме экономической целесообразности (оптимизация и улучшения управления
этой категорией задолженности Российской Федерации), подобная политика
диктуется и политическими причинами.
В прошлом, страны "семерки"
использовали в определенные моменты вопросы задолженности как эффективный
инструмент воздействия на Российскую Федерацию. Кроме того, намерение
Российской Федерации стать равноправным членом "большой восьмерки" к
2006 году, в том числе в сфере финансово-экономического взаимодействия, предопределяет
приоритетность кардинального сокращения и изменения структуры и формы этой
категории долга с учетом финансовой эффективности осуществления указанных
действий.
В настоящее время Парижский клуб согласился на
проведение Российской Федерацией операций по конверсии долга в пределах 10% от
общей суммы задолженности бывшего СССР перед странами-кредиторами. Реализация
упомянутых договоренностей и проведение операций по секъюритизации сопряжены с
определенными трудностями в отношении долга бывшего СССР перед США,
Великобританией, Германией, Францией, традиционно использующих долговую
проблематику в качестве рычага воздействия на Российскую Федерацию. В этой
связи необходимо добиваться максимальной "деполитизации"
конверсионных схем, исключения из них элементов "помощи развитию",
предполагающих в качестве непременного условия предварительное выполнение
должником согласованной программы действий и контроль со стороны кредитора за
порядком использования долговых платежей в рамках конверсии.
В то же время такие государства, как Италия, Испания, Финляндия, Австрия и Португалия, весьма восприимчивы к предлагаемым российской стороной схемам обмена долга и готовы не обусловливать их реализацию политическими требованиями. Акцентированное приложение усилий на этом направлении позволит выйти на конкретные договоренности в самые сжатые сроки.
Со странами, не являющимися членами Парижского клуба,
основным инструментом управления и погашения долга бывшего СССР должны стать
операции по ускоренному погашению долга путем прямого выкупа долговых
требований со значительным дисконтом, определяемым исходя из чистой приведенной
стоимости долга. В ряде случаев для продвижения на рынки этих стран военной
техники и высокотехнологической продукции машиностроения погашение долга
бывшего СССР могло бы осуществляться поставками товаров или посредством
проведения других видов операций по конверсии долга. При этом финансовая и
бюджетная эффективность указанных конверсионных операций должна соответствовать
операциям по прямому выкупу долговых обязательств Российской Федерации перед
этими странами.
Политика управления задолженностью Российской
Федерации перед правительствами иностранных государств и международными
финансовыми организациями, в том числе осуществления заимствований у правительств
иностранных государств и международных организаций, нуждается в существенной
корректировке. В настоящее время Россия продолжает ежегодно привлекать
значительные средства (примерно по 650 млн. долларов) кредитов международных
банков развития (МБР), в основном Всемирного банка и ЕБРР, и так называемых
"связанных" кредитов стран-членов ОЭСР, предназначенных исключительно
для закупки товаров и услуг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.