рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Взаимодействие банков с органами финансового надзора

·        отсутствие у кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей высшего юридического и экономического образования и опыта руководства подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с банковскими операциями, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким подразделением;

·        наличия судимости за совершение преступлений в сфере экономики у предполагаемых кандидатов на указанные должности;

·        в течение последних двух лет администрацией расторгался трудовой договор в отношении лиц, предполагаемых на указанные должности, предусмотренным п.2 ст. 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации [5], т.е. из-за совершения работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, приводящих к потере доверия к нему со стороны администрации[16].

·        совершения в течение одного года административного правонарушения в области торговли и финансов.

Существуют в российском законодательстве и косвенные законодательные положения по недопущению проникновения преступных капиталов в банковскую систему, которые, однако, больше относятся к предотвращению финансовых злоупотреблений в процессе банковской деятельности, чем к самому аспекту отмывания «грязных» денег. В частности, Федеральным законом «О банкротстве кредитных организаций» [11] устанавливается, что:

·        учредители (участники) кредитной организации, признанные судом виновными в доведении кредитной организации до банкротства, не вправе в течение 10 лет приобретать акции или доли другой кредитной организации, составляющие более 5 процентов ее уставного капитала;

·        члены совета директоров, руководители кредитных организаций, признанные судом виновными в ее банкротстве, не вправе в течение 5 лет занимать должности руководителей кредитных организаций.

Очевидно, что данные законодательные акты не могут рассматриваться достаточными и в полной мере предусматривающими невозможность проникновения преступных денежных средств в банковскую систему России.

Кроме того, в процессе выявления перечисленных сведений о структуре собственности кредитной организации, ее руководства необходимо тесное взаимодействие Банка России с органами финансового надзора, предполагающее выявление и проверку соответствующую информации. Предполагается, что данное взаимодействие имеет место, однако законодательством не прописано четкого легитимного механизма сбора данной информации.

2.2. Взаимодействие на стадиях выявления нарушений

С 1 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 7.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (Закон №115-ФЗ), в соответствии с которым кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств, а также ломбарды обязаны направлять сведения об операциях с «грязными» деньгами. 

Рассматривая кредитные организации в качестве «проводников» денежных средств своих клиентов необходимо отметить, что основная часть «грязных денег» проходит именно через кредитные организации. Следовательно, наиболее пристальное внимание со стороны соответствующих органов в данном вопросе уделяется именно кредитным организациям.

В соответствии с Законом №115-ФЗ [6] предполагалось создание «уполномоченного органа» - аналитического центра учета и анализа операций с преступными средствами, которым  в соответствии с Указом Президента Российской Федерации [13] впоследствии стал Федеральный орган исполнительной власти – КФМ России. Однако согласно п.7 статьи 7 Закона, надзорным органом для кредитных организаций, устанавливающего порядок предоставления сведений о «подозрительных» операциях, по-прежнему является Банк России. То есть, Банк России, в очередной раз доказал свое монополистское право осуществлять банковский надзор.

По Закону о борьбе с отмыванием денег [6] все операции «с денежными средствами или иным имуществом», по которым сведения должны направляться в КФМ России, можно разделить на 2 категории:

·        Операции, подлежащие «обязательному контролю»

(Операция, подлежащая обязательному контролю – это та операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма на которую она совершается равна или превышает 600 тыс. рублей, а по своему характеру эта операция относится к одному из видов операций указанных Статьей 6 Закона №115-ФЗ [там же])

·        Операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения по которым должны также предоставляться в КФМ России, если в процессе организации внутреннего контроля в банках возникли подозрения, что эти операции осуществляются в целях отмывания «грязных» денег, вне зависимости от суммы на которую они совершаются. При этом работники кредитных организаций не вправе информировать об этом клиентов и третьих лиц.

В соответствии с п.2 Статьи 7 Закона №115-ФЗ [там же] кредитные организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры для указанных целей.

С учетом изложенного, Банк России разработал рекомендации, отражающие необходимые принципы для установления в кредитных организациях внутреннего контроля по недопущению и пресечению использования кредитных организаций в целях отмывания преступных доходов. Внутренний контроль, помимо прочего, в обязательном порядке должен предусматривать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки «подозрительных» сделок.

Данные обязательные требования к организации внутреннего контроля были установлены в Законе №115-ФЗ [там же] в результате активного взаимодействия с представителями Банка России, заинтересованных органов исполнительной власти России, а также соответствующих органов власти других стран, имеющих опыт работы в данной сфере.

В частности, порядок осуществления документального фиксирования необходимой информации может основываться на приведенных выше Вольфсбергских принципах.

2.2.1. Анализ организации внутреннего контроля в кредитных организациях


Отмывание «грязных» денег является серьезным банковским риском, который способен разрушить деловую репутацию банка, вследствие чего он способен понести серьезные финансовые убытки. Основной целью внутреннего банковского контроля является минимизация банковских рисков. Таким образом, осуществление мер по борьбе с отмыванием преступных капиталов (как меры по снижению данного вида риска) через банки возложено на систему внутреннего банковского контроля.

В стратегии развития банковского сектора [25] сказано, что одним из внутренних факторов, препятствующих развитию банковской деятельности, является низкое качество управления во многих кредитных организациях, включая недостаточную эффективность систем управления рисками и внутреннего контроля. Таким образом, государственная политика в отношении банковского сектора на ближайшие 5 лет, должна быть направлена на создание условий для усиления внутреннего контроля в банках, в т.ч. в целях повышения эффективности мер по противодействию отмыванию «грязных денег». Например, при получении лицензии на осуществление банковской деятельности устав организации должен содержать, помимо прочего, сведения об органах внутреннего контроля, в т.ч. порядок образования и полномочия [32].

На начальной стадии разработки правил внутреннего контроля руководство кредитной организации должно четко уяснить для себя один вопрос: В какой степени сама кредитная организация будет осуществлять проверку как самого клиента, так и его операций с денежными средствами или иным имуществом? Речь не идет об операциях, подлежащих обязательному контролю, информация о которых должна быть направлена в КФМ России вне зависимости от оценки характера подозрительности. Подозрительные операции, по которым кредитная организация должна направлять сведения в КФМ России при наличии признаков отмывания денег могут быть выявлены только при наличии эффективного внутреннего банковского контроля.

Представляется очевидным, что в условиях растущей вовлеченности российских банков в международное банковское сообщество чрезвычайно актуальным является решение вопросов, связанных с защитой репутации кредитных организаций и недопущения их участия в операциях, связанных с отмыванием преступных денежных средств.

В целях снижения риска проникновения в банки преступных капиталов, работа внутреннего контроля должна быть построена таким образом, чтобы предотвратить беспрепятственную циркуляцию денежных средств внутри банковской системы. Таким образом, сведения по подозрительным операциям должны быть подвергнуты тщательной предварительной проверке со стороны самого банка в ходе реализации внутреннего контроля.

На основе рекомендаций, разработанных Банком России и утвержденным Письмом «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» [35] можно составить приведенную ниже схему  [2.2.1.] обеспечения внутреннего контроля в кредитной организации.

На первом этапе, в соответствии с правилами внутреннего контроля в кредитной организации, утверждаемыми ее руководством, необходимо создать программу идентификации и изучения кредитной организацией своих клиентов. При разработке данной программы Банк России рекомендует использовать анкетирование клиента, включающее:

·        Полное и сокращенное наименование клиента

·        Организационно-правовая форма

·        Регистрационный номер, дата и место регистрации

·        Адрес места нахождения и номера телефонов

·        ИНН

·        Уровень риска операции

·        Куратор счета

·        Дата заполнения анкеты клиента

Характерно отметить, что Банк России не разработал и ни в одном из своих нормативных актов не приводит бальную шкалу риска в соответствии с различными признаками «подозрительности» операций, оставляя прерогативу решения этого вопроса банкам. Однако представляется очевидным, что шкала бальной оценки рисков с указанием количества балов по каждому признаку операций (с созданием «резерва на предстоящие потери» в соответствии с нормативными актами Банка России), явилась бы методическим документом адекватным эффективной системе борьбы с отмыванием «грязных» денег.

Во второй части анкеты указывается в текстовой форме сведения об учредителях и собственниках компании, которые имеют право выносить те или иные решения об операциях с денежными средствами или иным имуществом. Здесь же приводятся данные об этих лицах (адрес, ИНН, и т.д.), а также сведения о наличии лицензий (разрешений) на осуществление определенного вида деятельности или операций, сведения о структуре компании и обособленных подразделений, сведения об основных видах деятельности, сведения о постоянных контрагентах.

Третья часть повествует об операциях, проводимых по счету, включая число операций за определенный период и суммы по ним, а также общую сумму, на которую они были совершены за данный период. Здесь же указываются источники поступления денежных средств с учетом сумм и числа операций за определенный период времени, например, за квартал.

В четвертой части приводится характеристика этих операций (оценка соотношения операций с деятельностью клиента, реальных оборотов по счету и т.д.).

Пятая завершающая часть анкеты показывает оценку риска осуществления клиентом легализации преступных доходов. Как уже говорилось, в качестве критерий, которые должны разрабатываться кредитной организацией самостоятельно, можно составить бальную шкалу риска на основе видов деятельности, причисленных Банком России к разряду высокорисковых.

В Приложении 2 к Рекомендациям Банка России №137-Т [35] приводятся критерии оценки риска осуществления клиентом операций, связанных с легализацией преступных доходов, которые разделены на три категории:

1.     По виду деятельности

Виды деятельности, операции по которым отнесены Банком России к высокорисковым, помимо прочего, включают туристскую деятельность, игорный бизнес, деятельность, связанную с реализацией предметов искусства и антиквариата, торговлю драгоценными металлами и ювелирными изделиями, торговлю недвижимым имуществом, осуществление внешнеэкономических операций.

Осуществление внешнеэкономических операций понятие, само по себе, является чрезмерно широким и расплывчатым. Необходимо уточнить отдельные виды внешнеэкономических операций, являющиеся высокорисковыми.

2.     По географическому признаку

Государства, территории, где незаконно производятся наркотики или которые не принимают мер по борьбе с преступными доходами, а также государства, в которых не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций.

По Закону №115-ФЗ [6] перечень таких государств должен быть утвержден Правительством Российской Федерации. Однако во всем мире такие перечни официально представляют лишь признанные международные организации. Да и у них черные списки несколько короче, чем тот, что вышел у россиян.

3.     По видам банковских операций (продуктов)

Банковские операции (продукты), позволяющие клиентам легко конвертировать денежные средства в наличной форме в безналичную форму или быстро переводить денежные средства из одного государства в другое.

Причем, в случае если кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации преступных доходов как высокий, то кредитная организация вправе направить к своему клиенту уполномоченного сотрудника.

Вторым этапом является разработка и внедрение программы выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных подозрительных операций.

В качестве ориентира для кредитной организации по выявлению иных операций, не подлежащих обязательному контролю, но являющимися подозрительными Банк России в Приложении 3 Рекомендаций перечисляет критерии выявления и признаки необычных сделок, которые подразделяются на:

1.                       Общие признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации преступных доходов

2.                       Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации преступных доходов, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.