рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил

Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил

Министерство образования и науки РФ

Институт экономики, права

и естественных специальностей

Кафедра экономической теории,

 экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

КАК  ПРОЦЕСС КООРДИНАЦИИ РЫНОЧНЫХ СИЛ»

 

Выполнила: студентка 1 курса ОДО

Обухова К.И.

Научный руководитель:

канд. экон. наук, доц.

Слепцова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2005

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….......3

 

1 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

          1.1  Сущность спроса и предложения             

1.1.1 Понятие спроса…………………………………………………...5

1.1.2 Понятие предложения…………………………………………..10

          1.2  Законы спроса и предложения

                   1.2.1 Закон спроса. Изменение кривой спроса…………………..…..14

                            1.2.2 Два объяснения закона спроса…………………………….…...20       

                   1.2.3 Закон предложения. Изменение кривой

                            предложения……………………………………………………..22

         

2 ВЗАИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ФАКТОР

   РАЗВИТИЯ РЫНКА

          2.1  Равновесная цена. Воздействие спроса

                 и предложения на цену………………………………………………....29

         2.2  Кривые совокупного спроса и совокупного предложения

                   2.2.1 Отрицательный наклон кривой

                              совокупного спроса…………………………………………….35

                   2.2.2 Кривая совокупного предложения

в долгосрочном и краткосрочном                         периоде………………………………………….………………39

         2.3  Взаимосвязь совокупных спроса и

       предложения…………………………………………………………….43

 

Заключение………………………………………………………………………....46

 

Список используемых источников…………………………………………..........49

Введение

 

В условиях рыночной экономики производители и потребители для осуществления своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Как известно, равновесие означает такой вариант выбора в экономике, который бы устраивал всех субъектов экономической деятельности. Оптимальный выбор в экономике предполагает сбалансированность способа использования ограниченных производственных ресурсов и их распределения между членами общества, то есть сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, а следовательно, спроса и предложения.

Особенность рыночного механизма в переходной экономике состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Показать как взаимодействие спроса и предложения способствует координации рыночных сил и выступает целью данной работы.

Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему: ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации  изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.

Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.

Работа состоит из введения, двух разделов, первый из которых раскрывает спрос и предложение как экономические категории, а второй – взаимосвязь этих категорий как фактор развития рынка, заключения, где сформулированы основные теоретические и аналитические выводы, списка используемых источников.

Наиболее популярными источниками, послужившими отправной точкой для наших рассуждений стали: «Курс экономики» Б.А. Райзберга, «Принципы экономикс» Н.Г. Мэнкъю, «Экономика» С. Фишер и др., «Экономика»          А.С. Булатов, «Экономическая теория (политэкономика)» В.И. Видянина,    Г.П. Журавлевой, из которых взято большинство определений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Спрос и предложение как экономические категории

 

1.1     Сущность спроса и предложения

 

1.1.1 Понятие спроса

 

Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар [23 с. 107].

Спрос – это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене [16 с. 79].

Спрос – это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги [6 с. 88].

Таким образом, спросом   называется количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар [20 с. 113].

Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

Итак, мы согласны, что в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса.

Мы знаем, что на величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо отметить, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.

Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях.

Отметим, что между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике.

Предположим, что при цене 5 руб. за сдобную булочку всеми потребителями будет куплено на рынке 9 единиц этого товара, при цене 4 руб. – 10 единиц, при цене 3 руб. – 12 единиц, при цене 2 руб. – 15 единиц и при цене 1 руб. – 20 единиц. Если цены за единицу товара (P) отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос (Q), - по оси абсцисс, то получим график кривой изображенный на рисунке 1.

Спрос не остается неизменным. При этом необходимо различать изменения величины спроса (объема спроса) и изменение спроса (характера спроса). Величина спроса меняется тогда, когда меняется только цена данного товара. Характер спроса меняется тогда, когда изменяются неценовые факторы, которые принимались ранее постоянными:

 Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил  Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил

Рисунок 1 – Спрос

Условные обозначения:

D – кривая спроса.

1. Изменение вкусов покупателей. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.

2. Изменение числа покупателей. Пример: сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым, повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.

3.  Изменение дохода. Пример: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низкой категории, как капуста, репа, восстановленные автомобильные шины,  ношеная одежда.

4. Изменение цен на товары-субституты и комплементарные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары). Пример: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом; сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видео кассеты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.