2.2 Кривые совокупного спроса и
совокупного предложения
2.2.1 Отрицательный наклон кривой
совокупного спроса
Совокупный спрос
и совокупное предложение относятся к основным показателям, характеризующим
состояние экономики страны. Они определяются соответственно общей суммой
индивидуальных спросов и предложений [21 с.245].
Кривая
совокупного спроса информирует нас об объеме всех товаров и услуг, на которые
предъявляется спрос при каждом данном уровне цен. На рисунке 10 кривая
совокупного спроса имеет отрицательный наклон. Это означает, что при прочих
равных условиях, падение общего уровня цен в экономике (от, скажем, Р1
к Р2) приводит к увеличению (от Q1 к Q2) количества товаров и услуг, на
которые предъявляется спрос.
Р1
1. Снижение
общего уровня цен…
|
|
Р2
2. …означает
предъявление спроса на большее количество товаров и услуг
|
|
Q1 Q2 Объем выпуска
Рисунок 10 –
Кривая совокупного спроса
Что лежит за
обратной зависимостью между уровнем цен и объемом спроса на товары и услуги?
Чтобы ответить на этот вопрос полезно вспомнить, что ВВП (обозначаемый символом
Y) есть сумма потребления (С),
инвестиций (I), государственных закупок (G) и чистого экспорта (NX), что видно по формуле 3.
Y = C + I + G + NX
(3)
Отметим, что
каждое из этих четырех слагаемых вносит определенный вклад в объем совокупного
спроса на товары и услуги. Государственные закупки рассматриваются как
постоянные, т.к. они детерминированы текущей политикой правительства, однако
другие компоненты расходов – потребление, инвестиции и чистый экспорт –
определяются прежде всего экономическими условиями и, в частности, уровнем цен.
Следовательно, чтобы объяснить отрицательный наклон кривой совокупного спроса,
мы должны исследовать воздействие уровня цен на количество товаров и услуг, на
которые предъявляется спрос, на цели потребления, инвестиций и чистого
экспорта.
Эффект богатства
(эффект Пигу). Рассмотрим деньги, которые хранятся в бумажнике и на банковском
счете. Их номинальная стоимость фиксирована, но реальная стоимость денег –
величина переменная. Когда цены на товары и услуги снижаются, ценность денег
возрастает, т.к. появляется возможность приобрести большее количество продуктов
и услуг. Таким образом, при снижении общего уровня цен потребители ощущают, что
их богатство возрастает. Это чувство поощряет их к увеличению расходов, т.е.
они предъявляют более высокий спрос на товары и услуги. Особое значение эффекту
богатства придавал экономист Артур Пигу (1877-1959), поэтому данную
закономерность иногда называют эффектом Пигу [11 с. 682].
Эффект процентной
ставки (эффект Кейнса). Уровень цен – одна из детерминант количества денег, на
которые предъявляется спрос. Чем ниже уровень цен, тем меньшее количество денег
необходимо иметь домашним хозяйствам для приобретения товаров и услуг.
Следовательно, при снижении уровня цен домашние хозяйства стремятся уменьшить
запасы наличных денег, отдавая в ссуду часть из них: например, приобретая
приносящие процентный доход облигации или помещая их в банк на сберегательный
счет. А банк использует новые денежные фонды для увеличения объема кредитов.
Т.к. домашние хозяйства стараются обратить часть своих денежных средств в
приносящие процентный доход активы, ставка процента снижается. Более низкие
процентные ставки, в свою очередь, поощряют к заимствованию как фирмы, желающие
инвестировать капитал в новые заводы и оборудование, так и домашние хозяйства,
которые вкладывают средства в новое жилищное строительство. Таким образом,
более низкий уровень цен ведет к снижению процентной ставки и поощряет
увеличение расходов на инвестиционные товары, следовательно, спрос на товары и
услуги возрастает. Особое значение эффекту процентной ставки придавал великий
экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), поэтому его иногда называют эффектом
Кейнса [11 с. 682].
Эффект обменного
курса (эффект Манделла-Флеминга). Как мы только что обсудили, снижение уровня
цен в США ведет к уменьшению значения ставки процента. Некоторые американские
инвесторы в поисках более высоких доходов будут вкладывать капитал за границей.
Например, при падении процентной ставки облигаций правительства США взаимный
фонд мог бы продать имеющиеся у него облигации и приобрести ценные бумаги
правительства ФРГ. Поскольку паевой инвестиционный фонд перемещает активы за
границу, предложение долларов на рынке обмена иностранной валюты возрастает.
Увеличение предложения долларов приводит к обесцениванию национальной денежной
единицы США по отношению к другим валютам (то есть количество денежных единиц
иностранной валюты, которое можно приобрести на американский доллар,
уменьшается). В результате снижения курса доллара, произведенные в США товары
(относительно импортной продукции) становятся относительно более дешевыми.
Данное изменение относительных цен ведет к увеличению экспорта товаров и услуг
из США и сокращению импорта. Чистый экспорт (разность экспорта и импорта) также
увеличится. Таким образом, когда падение уровня цен в США приводит к снижению
процентных ставок, реальный обменный курс национальной валюты снижается, что
стимулирует чистый экспорт США, вследствие чего происходит повышение предъявляемого
на товары и услуги объема спроса. Этот эффект обменного курса был отмечен
экономистами Робертом Манделлом и Маркусом Флемингом [11 с. 682-683].
Итак, существует
три различные, но связанные между собой причины по которым снижение уровня цен
ведет к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги:
потребители ощущают возросшее богатство, что стимулирует спрос на
потребительские товары; снижение процентных ставок стимулирует спрос на
инвестиционные товары; понижение обменного курса национальной валюты
стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет
отрицательный наклон кривой совокупного спроса означающий, что снижение общего
уровня цен в экономике ведет к увеличению предъявляемого спроса на общее количество
товаров и услуг.
2.2.2 Кривая совокупного
предложения в долгосрочном и краткосрочном периоде
Кривая
совокупного предложения позволяет нам узнать об объемах производства и продаж
фирмами товаров и услуг при каждом данном уровне цен. Связь между уровнем цен и
объемом предложения зависит от рассматриваемого нами временного горизонта. В
долгосрочном периоде кривая совокупного предложения вертикальна, в то время как
в краткосрочном периоде она имеет положительный наклон. Для того чтобы
разобраться в краткосрочных экономических колебаниях и отличиях поведения
экономики в краткосрочном периоде от ее функционирования на длительных отрезках
времени, мы должны исследовать как долгосрочную, так и краткосрочную кривые
совокупного предложения.
Что определяет
объем предложения товаров и услуг в долгосрочном периоде? В долгосрочном
периоде объем предлагаемых экономикой товаров и услуг зависит от предложения
капитала и труда, а также доступной технологии производства. Так как уровень
цен не влияет на долгосрочные детерминанты реального объема ВВП, кривая
совокупного предложения в долгосрочном периоде вертикальна, что показано на
рисунке 11. Иными словами, объем предлагаемых товаров и услуг определяется
наличествующими в ней капиталом, трудом и технологией и не зависит от устанавливающегося
в ней уровня цен.
Хотя модель
совокупного спроса и совокупного предложения может использоваться и для
описания экономики в долгосрочном периоде, она разработана, прежде всего, для
анализа краткосрочных отклонений от долгосрочного равновесия. Основное различие
между краткосрочным и долгосрочным периодами заключается в динамике совокупного
предложения.
В краткосрочном
периоде кривая совокупного предложения имеет положительный наклон, что показано
на рисунке 12. То есть на протяжении 1-2 лет повышение общего уровня цен в
экономике ведет к увеличению объема предложения товаров и услуг, а снижение
уровня цен – к уменьшению количества предлагаемых товаров и услуг.
Уровень
цен S
Р1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|