рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил

 

2.2 Кривые совокупного спроса и совокупного предложения

 

2.2.1 Отрицательный наклон кривой совокупного спроса

 

Совокупный спрос и совокупное предложение относятся к основным показателям, характеризующим состояние экономики страны. Они определяются соответственно общей суммой индивидуальных спросов и предложений [21 с.245].

Кривая совокупного спроса информирует нас об объеме всех товаров и услуг, на которые предъявляется спрос при каждом данном уровне цен. На рисунке 10 кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон. Это означает, что при прочих равных условиях, падение общего уровня цен в экономике (от, скажем, Р1 к Р2) приводит к увеличению (от Q1 к Q2) количества товаров и услуг, на которые предъявляется спрос.

 Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил
 Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил
 

 

 


 Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил  Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил            Р1

 Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил
 Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил
 


1. Снижение общего уровня цен…

 
           Р2

D

 
 Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил
 

 

 


 Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил

2. …означает предъявление спроса на большее количество товаров и услуг

 
 Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил                                           Q1              Q2                                Объем выпуска

 

Рисунок 10 – Кривая совокупного спроса

Что лежит за обратной зависимостью между уровнем цен и объемом спроса на товары и услуги? Чтобы ответить на этот вопрос полезно вспомнить, что ВВП (обозначаемый символом Y) есть сумма потребления (С), инвестиций (I), государственных закупок (G) и чистого экспорта (NX), что видно по формуле 3.

                                     Y = C + I + G + NX                                                 (3)

Отметим, что каждое из этих четырех слагаемых вносит определенный вклад в объем совокупного спроса на товары и услуги. Государственные закупки рассматриваются как постоянные, т.к. они детерминированы текущей политикой правительства, однако другие компоненты расходов – потребление, инвестиции и чистый экспорт – определяются прежде всего экономическими условиями и, в частности, уровнем цен. Следовательно, чтобы объяснить отрицательный наклон кривой совокупного спроса, мы должны исследовать воздействие уровня цен на количество товаров и услуг, на которые предъявляется спрос, на цели потребления, инвестиций и чистого экспорта.

Эффект богатства (эффект Пигу). Рассмотрим деньги, которые хранятся в бумажнике и на банковском счете. Их номинальная стоимость фиксирована, но реальная стоимость денег – величина переменная. Когда цены на товары и услуги снижаются, ценность денег возрастает, т.к. появляется возможность приобрести большее количество продуктов и услуг. Таким образом, при снижении общего уровня цен потребители ощущают, что их богатство возрастает. Это чувство поощряет их к увеличению расходов, т.е. они предъявляют более высокий спрос на товары и услуги. Особое значение эффекту богатства придавал экономист Артур Пигу (1877-1959), поэтому данную закономерность иногда называют эффектом Пигу [11 с. 682].

Эффект процентной ставки (эффект Кейнса). Уровень цен – одна из детерминант количества денег, на которые предъявляется спрос. Чем ниже уровень цен, тем меньшее количество денег необходимо иметь домашним хозяйствам для приобретения товаров и услуг. Следовательно, при снижении уровня цен домашние хозяйства стремятся уменьшить запасы наличных денег, отдавая в ссуду часть из них: например, приобретая приносящие процентный доход облигации или помещая их в банк на сберегательный счет. А банк использует новые денежные фонды для увеличения объема кредитов. Т.к. домашние хозяйства стараются обратить часть своих денежных средств в приносящие процентный доход активы, ставка процента снижается. Более низкие процентные ставки, в свою очередь, поощряют к заимствованию как фирмы, желающие инвестировать капитал в новые заводы и оборудование, так и домашние хозяйства, которые вкладывают средства в новое жилищное строительство. Таким образом, более низкий уровень цен ведет к снижению процентной ставки и поощряет увеличение расходов на  инвестиционные товары, следовательно, спрос на товары и услуги возрастает. Особое значение эффекту процентной ставки придавал великий экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), поэтому его иногда называют эффектом Кейнса [11 с. 682].

Эффект обменного курса (эффект Манделла-Флеминга). Как мы только что обсудили, снижение уровня цен в США ведет к уменьшению значения ставки процента. Некоторые американские инвесторы в поисках более высоких доходов будут вкладывать капитал за границей. Например, при падении процентной ставки облигаций правительства США взаимный фонд мог бы продать имеющиеся у него облигации и приобрести ценные бумаги правительства ФРГ. Поскольку паевой инвестиционный фонд перемещает активы за границу, предложение долларов на рынке обмена иностранной валюты возрастает. Увеличение предложения долларов приводит к обесцениванию национальной денежной единицы США по отношению к другим валютам (то есть количество денежных единиц иностранной валюты, которое можно приобрести на американский доллар, уменьшается). В результате снижения курса доллара, произведенные в США товары (относительно импортной продукции) становятся относительно более дешевыми. Данное изменение относительных цен ведет к увеличению экспорта товаров и услуг из США и сокращению импорта. Чистый экспорт (разность экспорта и импорта) также увеличится. Таким образом, когда падение уровня цен в США приводит к снижению процентных ставок, реальный обменный курс национальной валюты снижается, что стимулирует чистый экспорт США, вследствие чего происходит повышение предъявляемого на товары и услуги объема спроса. Этот эффект обменного курса был отмечен экономистами Робертом Манделлом и Маркусом Флемингом [11 с. 682-683].

Итак, существует три различные, но связанные между собой причины по которым снижение уровня цен ведет к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги: потребители ощущают возросшее богатство, что стимулирует спрос на потребительские товары; снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса означающий, что снижение общего уровня цен в экономике ведет к увеличению предъявляемого спроса на общее количество товаров и услуг.

2.2.2     Кривая совокупного предложения в долгосрочном и краткосрочном периоде

 

Кривая совокупного предложения позволяет нам узнать об объемах производства и продаж фирмами товаров и услуг при каждом данном уровне цен. Связь между уровнем цен и объемом предложения зависит от рассматриваемого нами временного горизонта. В долгосрочном периоде кривая совокупного предложения вертикальна, в то время как в краткосрочном периоде она имеет положительный наклон. Для того чтобы разобраться в краткосрочных экономических колебаниях и отличиях поведения экономики в краткосрочном периоде от ее функционирования на длительных отрезках времени, мы должны исследовать как долгосрочную, так и краткосрочную кривые совокупного предложения.

Что определяет объем предложения товаров и услуг в долгосрочном периоде? В долгосрочном периоде объем предлагаемых экономикой товаров и услуг зависит от предложения капитала и труда, а также доступной технологии производства. Так как уровень цен не влияет на долгосрочные детерминанты реального объема ВВП, кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде вертикальна, что показано на рисунке 11. Иными словами, объем предлагаемых товаров и услуг определяется наличествующими в ней капиталом, трудом и технологией и не зависит от устанавливающегося в ней уровня цен.     

Хотя модель совокупного спроса и совокупного предложения может использоваться и для описания экономики в долгосрочном периоде, она разработана, прежде всего, для анализа краткосрочных отклонений от долгосрочного равновесия. Основное различие между краткосрочным и долгосрочным периодами заключается в динамике совокупного предложения.

 В краткосрочном периоде кривая совокупного предложения имеет положительный наклон, что показано на рисунке 12. То есть на протяжении 1-2 лет повышение общего уровня цен в экономике ведет к увеличению объема предложения товаров и услуг, а снижение уровня цен – к уменьшению количества предлагаемых товаров и услуг.

        Уровень

 Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил  Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил                 цен                               S

 Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил
 

 


 Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил            Р1

 Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил
 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.