Взгляды меркантилистов и камералистов на роль государства в экономике
Челябинский Государственный Университет
Реферат
по дисциплине: «Финансы»
тема: «Взгляды меркантилистов и камералистов
на роль государства в экономике»
Выполнила:
Группа Э-302
Проверила: Клейман Анна Владимировна
Челябинск, 2003 г.
Содержание:
Введение_____________________________________________________________3
Глава 1. Сущность учения меркантилистов и их взгляды на роль государства в
экономике
1.1.
Эволюция
идей меркантилизма на вмешательство государства в
экономику______________________________________________________7
1.2.
Взгляды
Антуана де Монкретьена на роль государства в экономике ____14
1.3.
Экономические
идеи Томаса Мана
________________________________16
Глава 2. Взгляды камералистов на государственное вмешательство в
экономику___________________________________________________________ 20
Глава 3. Применение идей меркантилизма и камерализма о роли
государства в экономике сегодня
____________________________________________________24
Заключение
__________________________________________________________31
Список использованной литературы
_____________________________________36
Приложения
_________________________________________________________ 37
Введение
Тема моей работы актуальна на
сегодняшний день и интересна с исторической точки зрения. Меркантилисты и
камералисты внесли неоценимый вклад не только в развитие экономической науки,
но и в эволюцию взглядов на вмешательство государства в экономику.
Проблема государственного
вмешательства в экономику, на мой взгляд, является основной для любого
государства, независимо от того, рыночная ли это экономика иди же
распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет
на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и
услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто
некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия
форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого
производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а
ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением.
Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный
путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно
корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как
непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно
не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными
товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению,
государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень
вмешательства. Рыночная система- это прежде всего гибкость и динамизм в
принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны
производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от
изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного
стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие
экономики.
Государственное
регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию.
В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный
контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней
торговлей.
В 1615 г. француз А. Де Монкретьен опубликовал
«Трактат о политической экономии». Таким образом А. Де Монкретьен ввел существенно
новый термин – «политическая экономия». В своей работе автор давал
советы королю Франции для проведения выгодной экономической политики, которая
позволила бы нажить богатство для государства.
Работа
А. Де Монкретьена явилась предпосылкой к появлению в начале 17 века во Франции,
в Англии и в Испании такого экономического течения, как «меркантилизм». Самыми
яркими представителями меркантилистов стали Т. Ман в Англии и Ж.-Б. Кольбер во
Франции. Меркантилисты, как и А. Де Монкретьен, искали ответ на вопрос о том,
какой должна быть государственная политика, чтобы богатство страны
увеличивалось. По их мнению, богатство создавалось в сфере обращения, т. е.
посредством торговли. Главным критерием богатства в то время считалось наличие
золота и серебра, поэтому государство должно было запретить вывоз драгоценных
металлов за границу, а также ввоз в страну товаров, которые нужно обменивать на
драгоценные металлы. В то же время государство должно было поощрять
производство и вывоз за границу для продажи как можно большего числа товаров,
которые потом возвращались бы в страну в виде золота и серебра.
Меркантилисты
17 века - пионеры нормативной экономической теории - писали о том, что только
детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной
сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее
социальную справедливость.
С
переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов
канули в Лету. Подход основоположников классической экономики (18 век),
лимитировавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет
историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в экономике
стали рынок и свобода выбора. В экономическом смысле свобода предполагает две
главных составляющих: защищенное законом право частной собственности и
самостоятельность принятия решений. В 18 - 19 веках экономическая роль
государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав. 20 век был
ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия
государства.
Со
второй половины 19 века национальное производство достигло невиданных ранее
масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно - техническом
развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублением общественного
разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в
поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании.
Началось
наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов,
олигополий. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно
необходимы выработка антимонопольного законодательства и его применение
органами государства.
Усиление
государственного регулирования диктовалось целями подготовки к войнам, их
ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая система мер,
включавших принудительное картелирование (Германия), протекционизм (Япония).
Формировались военно-промышленные комплексы, тесно связанные с правительством.
Именно
тогда опять стали актуальными идеи меркантилистов и камералистов о
государственном вмешательстве в экономику.
Государственное
регулирование экономики явилось необходимым для осуществления социальной
политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное
потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение,
образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования
государственных рычагов и организаций.
И,
наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний,
потребность в государственной поддержке и подчас организации фундаментальных
научных исследований, а также защиты среды обитания.
Цель
работы:
проанализировать взгляды меркантилистов и камералистов на роль государства в
экономике.
Задачи
работы:
-
рассмотреть
историческое развитие и значение идей меркантилизма на вмешательство
государства в экономику;
-
описать
экономические взгляды Антуана де Монкретьена (основоположника политической
экономики) и Томаса Мана на роль государства в экономике;
-
охарактеризовать
значение взглядов камералистов на государственное вмешательство в экономику;
-
проследить
применение идей меркантилизма и камерализма о роли государства в экономике
сегодня.
В
процессе написания работы использовались различные источники по выбранной теме.
Это учебники, монографии и научные статьи различных исследователей взглядов
меркантелистов и камералистов М. Блауга, И. Плотникова, М. Сторчевой, Ю.
Старилова, Д. Розенберга, А. Худокормова и др. экономистов.
1.1.
Эволюция идей меркантилизма на вмешательство государства в экономику
Вытеснение натурально-хозяйственных отношений рыночными экономическими
отношениями охватывает исторический отрезок «переходного времени» примерно с
XVI по XVIII в. Этот период в экономической литературе называют обычно периодом
меркантилизма или меркантилистской системы.
Понятие «меркантилизм»
происходит от слова латинского происхождения mercari (торговать). По-английски и по-французски mercantile означает «торговый», а итальянское mercante означает «торговец» или «купец».
Однако меркантилистская система представляет собой гораздо более сложную
концепцию, возникновение которой тесно связано с последствиями великих
географических открытий, обусловивших ускорение «первоначального накопления капитала»,
возникновение новых типов хозяйствующих субъектов —
собственников-предпринимателей и наемных работников.
Основные представители:
Уильям Стаффорд (1554 - 1612), Томас Ман (1571 - 1641), Антуан де Монкретьен
(1575 - 1621), Антонио Серра (даты жизни и смерти не известны).
По оценке многих экономистов,
система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая
в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как
должна вести себя в отношении его государственная власть». Данная оценка
вполне увязывается с озвученными М. Блаугом мировоззренческими принципами
меркантилистов, как-то:
1) золото и сокровища любого
рода как выражение сути богатства;
2) регулирование внешней торговли
с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;
3) поддержка промышленности
путем импорта дешевого сырья;
4) протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;
5) поощрение экспорта,
особенно готовой продукции;
6) рост населения для
поддержания низкого уровня заработной платы.[1]
Наряду с этим следует отметить, что в отличие от средневековых
«традиций и обычаев» государственного вмешательства в экономику в период
меркантилизма координирующие и регулирующие хозяйственную жизнь меры
государства проявляли себя через различные указы и статуты, посредством
которых предполагалось возвести «всеобщую коммерциализацию в ранг национальной
политики». Однако в то же время, подобно сторонникам феодального порядка,
меркантилисты не допускали идею коммерциализации труда и земли — исходного
условия формирования рыночной экономики. Поэтому «при меркантилистском
хозяйственном строе независимая экономическая система попросту не
существовала», а «безусловная вера в абсолютную власть просвещенной деспотии
еще не была поколеблена даже намеками на демократию».
Такого рода государственная
забота меркантилистов о развитии рыночной системы совершенно нерыночными
способами предопределила объективную невозможность политики свободной конкуренции.
Это, в частности, проявилось в сохранении во Франции ремесленных цехов и
феодальных привилегий вплоть до 1790 г. В Англии же только в 1813—1814 гг. был
аннулирован Статут о ремесленниках и лишь в 1834 г. был отменен елизаветинский
Закон о бедных.
Тем не менее ярко выраженная
протекционистская экономическая политика государственной власти времен
меркантилизма, которая нацелена (ради приумножения денежного богатства) на превышение
экспорта над импортом и неэквивалентный обмен во внешней торговле,
обеспечивающий активный торговый баланс (положительное сальдо), кардинально
изменила роль торгового капитала в экономике. Дело в том, что при
меркантилизме именно благодаря непосредственному участию купцов в национальной
промышленности последняя стала развиваться на коммерческой основе и постепенно
перешла под их контроль. Подобное стало возможным еще и потому, что купец «знал
рынок, знал объем и качество существующего спроса, он мог, наконец,
обеспечивать поставки... товаров, которые использовались в надомном
производстве... но так как дорогое оборудование еще не существовало, то купец
особенно ничем не рисковал, беря на себя ответственность за производство». Вот
почему вплоть до конца XVIII в. промышленное производство в Западной Европе
оставалось простым придатком торговли.
Кроме того, необходимо
обратить внимание на то, что в доиндустриальной экономике меркантилизма еще
отсутствовали проблемы регулярной занятости и фабричной дисциплины. При этом в
теориях меркантилистов преобладали представления о неэластичности спроса и
целесообразности превышения экспорта над импортом, поощрения экспорта капитала
и одобрения общественных работ, а также предубеждение, будто только политика
«разори соседа» обогатит нацию.
Таким образом, меркантилизм
как первая школа экономической мысли периода зарождающихся рыночных
экономических отношений имеет целый ряд теоретико-методологических особенностей.
Их суть сводится к тому, что меркантилисты:
в качестве предмета изучения
(экономического анализа) предпочитают рассмотрение проблем сферы обращения,
причем в отрыве от проблематики сферы производства;
в качестве метода изучения
используют в основном эмпиризм, приводящий к описанию на каузальной основе
внешних проявлений экономических явлений и исключающий возможность системного
анализа всех сфер экономики;
возникновение денег считают
следствием искусственного изобретения людей, а сами деньги отождествляют с
богатством;
происхождение стоимости
(ценности) денег трактуют в связи с «естественной природой» золотых и
серебряных денег и их количеством в стране;
повышение предложения труда
увязывают с необходимостью более низкой, а не высокой заработной платы;
экономический рост рассматривают как следствие приумножения денежного
богатства страны благодаря государственному регулированию внешней торговли и
достижению положительного сальдо торгового баланса и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|