Относительно первой группы мер необходимо отметить,
что основной причиной недостаточной кредитной активности банков является не
низкий уровень рефинансирования, а сохраняющиеся высокие риски вложений в
реальный сектор экономики. Без решения этой проблемы форсированный рост объемов
рефинансирования банков может привести к неоправданному росту денежной массы,
не востребованной реальной экономикой, и в результате – к инфляции спроса.
Прямое государственное участие в рекапитализации
банковской системы ограничено бюджетными возможностями, поэтому основной акцент
должен быть сделан на формировании государством благоприятных условий
рекапитализации и функционирования банковской системы. В первую очередь должны
быть урегулированы вопросы адекватного определения доходов, расходов, относимых
на себестоимость банковских услуг и налогооблагаемой базы, улучшено
законодательное обеспечение прав инвесторов, обеспечены более благоприятные
налоговые условия для иностранных инвестиций и снижение некоммерческих рисков
вложений.
Относительно третьей группы мер необходимо отметить,
что ПРБ придерживается неизменной позиции – регулятивные требования должны быть
единые для всех кредитных организаций, действующих на территории приднестровской
молдавской республики. Действительно, надзорные требования не могут
рассматриваться как инструмент активизации кредитования реального сектора
экономики. Цель реализации этих требований совершенно другая – обеспечение
устойчивости кредитных организаций и банковской системы в целом. При этом не
вызывает сомнения, что регулятивные ограничения не должны необоснованно
препятствовать процессу роста кредитной активности банков, и в этом плане ПРБ
предпринимаются определенные меры.
Масштаб и сложность проблем реструктуризации сектора
материального производства, с одной стороны, недостаточно высокая роль
банковской системы в экономике республики и незначительные масштабы ее участия
в инвестиционном процессе, состояние ресурсной базы и уровня капитализации, с
другой, ограничивают реальные возможности банковского сектора и требуют
комплексного решения этой проблемы. При этом обязательным условием расширения
операций банков с реальной экономикой должно являться обеспечение финансовой
устойчивости банковской системы. Для реализации указанной задачи необходимо
обеспечить:
в части развития банковских продуктов,
связанных с проведением кредитных операций, - развитие механизмов и инструментов распределения и
минимизации рисков. Для проектов, имеющих особое (приоритетное) значение с
точки функционирования экономики республики, эти механизмы и инструменты при
проведении банками кредитных операций с субъектами реальной экономики должны
включать государственные гарантии. Гарантии могут включать субсидирование
процентных или (и) возврат определенной части кредита. Предоставление
синдицированных кредитов с разделением рисков между несколькими банками и
страхование исполнение обязательств по выданным ссудам, реализация мер по
повышению степени законодательной защиты прав кредиторов, транспарентности
информации о финансовом состоянии и структуре собственности организаций,
работающих в реальном секторе, также могут оказать существенное влияние на
снижение уровня риска вложений;
в части создания устойчивой долгосрочной
ресурсной базы – повышение
доверия к банковской системе на основе укрепления банковского надзора,
механизмов банкротства и ликвидации кредитных организаций, транспарентности
банковской системы. ПРБ ведется работа по совершенствованию методики и
организации надзора по следующим основным направлениям: повышение оперативности
и качества анализа финансового состояния кредитных организаций и эффективности
контроля за достоверностью банковской отчетности, развитие практики оценки
рисков на индивидуальной и консолидированной основе, в том числе путем
включения данных об операциях с небанковскими организациями, входящими в состав
банковских групп, расширение состава инструментов и рисков, по которым банки
должны формировать резервы на возможные потери. Новым направлением раскрытия
информации о банковском секторе должно стать введение в практику расчета и
публикации данных о надежности и стабильности банковской системы. Раскрытие
данной информации позволит кредитным организациям, надзорным органам, международным
финансовым организациям осуществлять регулярный мониторинг надежности
банковской системы.
В целом дальнейшее усиление взаимодействия банков и
предприятий различных отраслей экономики в целях ее структурной перестройки
требует выработки комплексной программы совместных действий всех заинтересованных
ведомств.
В первую очередь сегодня необходимо решить вопросы
совершенствования системы налогообложения банков, гражданского
законодательства, выработать основы реализации залогового права банков, создать
совершенную систему гарантирования вкладов, расширить практику рефинансирования
банков, кредитующих предприятия.
Развитие экономики невозможно без активного
кредитования реального сектора, поэтому первоочередной задачей для местных
органов власти могла бы стать выработка приоритетов кредитной поддержки
отраслей экономики, имеющих решающее значение для социально-экономического
развития территории. В первую очередь это должны быть отрасли, способные
обеспечить существенный рост и структурную перестройку производства, расширение
рабочих мест, т.е. следует активно кредитовать инвестиционную и инновационную
деятельность предприятий. При этом органам государственной власти и управления
необходимо делить с банками риски, связанные с государственной
социально-экономической политикой, - путем тщательного отбора уполномоченных
банков, разработки четкой системы выдачи и отслеживания правительственных
гарантий, усиления государственного влияния в капитале банков и учредителей.
Было бы желательно создание для банковских учреждений
системы финансовых льгот или стимулов, компенсирующих высокие риски и низкую
прибыль банков, например, в арендной плате, оплаты охраны, снижении ставки
местных налогов. Неминуемые при этом некоторые потери в доходах бюджета
обернутся в дальнейшем расширением налогооблагаемой базы заемщиков, и это
компенсирует снижение поступлений налогов от банков. Ведь подлинное значение
банковской системы для экономики состоит не только в том, какой непосредственно
доход она приносит республике, а как благодаря ей растет налогооблагаемая база
предприятий. Поэтому местные органы власти и самоуправления заинтересованы в
наличии эффективно действующих банковских учреждений в регионе.
Для самих банков очень важно продолжать наращивать
собственный капитал; расширять свою деятельность путем открытия филиалов и
дополнительных офисов в республике и за ее пределами; повышать уровень
управления банком; развивать новые банковские услуги в виде лизинга,
факторинга, выпуска пластиковых карт, внедрять персональный менеджмент крупных
клиентов.
На данном этапе ПРБ, как проводник денежно-кредитной политики
на территории республики, в рамках своих полномочий продолжает работать над
улучшением состояния налично-денежного обращения; оказывает необходимое
содействие в развитии банками перспективных форм организации безналичных
расчетов; проводит анализ экономики и мониторинг предприятий; осуществляет
надзор за кредитными учреждениями с целью сохранения доверия к их деятельности
со стороны кредиторов и вкладчиков и использования этого доверия в интересах
дальнейшего социально-экономического развития Республики.
1.2.
Развитие
коммерческих банков ПМР в сфере кредитования
Условия развития банковского сектора в 2001 году
заметно отличались от предыдущих лет. Функционирование банков происходило при
умеренном уровне инфляции и низких темпах девальвации приднестровского рубля.
Это внесло предсказуемость и стабильность в деятельность финансовых учреждений
и позволило осуществлять более широкий спектр банковских операций. Так, в 2001
году значительно расширились масштабы долгосрочного кредитования банками. Если
доля кредитных вложений банковских учреждений долгосрочного характера в
структуре ссудной задолженности на 1.01.2001г. не превышала трех процентов, то
на 1.01.2002г. она уже составляла около трети всех кредитных вложений. Это
требовало от финансовых учреждений проведения взвешенной и осторожной политики
в области управления операциями по привлечению и размещению средств.
В структуре активов коммерческих банков преобладали
кредитные вложения. На 1 января 2002 года их удельный вес превысил 45%. На ту
же дату в составе пассивов привлеченные средства занимали около 52,3%, собственные
средства (капитал) банков – 46,7%, доходы будущих периодов – 1,0%.
Состав банковского сектора. Общее количество банков, зарегистрированных
Приднестровским республиканским банком, на протяжении 2001 года не изменилось и
составило 12 учреждений, из них банков с иностранным участием–4.(Таблица1.2.1).
Таблица 1.2.1.
Количественный состав банковской системы ПМР (ед.)
|