президента, который потребовал от
правительства резко сократить
госдолю в смешанных АО, чтобы стало возможным
продать на рынке
больше акций, чем намечалось ранее.
Радикально была снижена выкупная цена
на землю, занимаемую
предприятиями. До мая она в 200 раз
превышала годовой земельный
налог. У производств просто не было таких
средств. Президентским
указом цену уменьшили до 10-кратной.
Процесс выкупа участков
сразу пошел очень интенсивно. Около 1,5
тыс. предприятий стали
землевладельцами. Особенно малые и
средние. Крупным трудней
мобилизовать необходимую сумму. То есть
удалось добиться того,
чего не сумели в 1992-1994 гг. Правда, и
сегодня приходится
преодолевать ожесточенное сопротивление в
Госдуме, где готовится
Земельный кодекс, прямо запрещающий
куплю-продажу земли.
В дополнение к этим двум источникам
поступлений от
приватизации в федеральный бюджет
Госкомимущества сумел в апреле
собрать с регионов их планы-графики продаж
акций, согласовать и
утвердить со всеми субъектами Федерации. Речь
идет о примерно 6
тыс. предприятий, 80% из которых уже проданы.
В отличие от реализации земли под
производствами, которую
указ запустил немедленно, для
раскрепления госпакетов
требовалось специальное
постановление правительства.
Категорически против выступали ряд
отраслевых комитетов и
ведомств. Процесс шел очень трудно и вместо
июля завершился лишь
в сентябре.
Средства от продажи земли остаются в
основном в местных
бюджетах, что уменьшило поступления в
федеральную казну. В
августе ситуация стала просто
критической для ГКИ:
запланированных доходов от приватизации не
набиралось. Ни от
реализации участков, ни 6 тыс. предприятий,
ни госдолей в АО.
В августе начался некоторый подъем на
рынке ценных бумаг,
который быстро угас из-за полной
непредсказуемости результатов
парламентских выборов. Чтобы переломить
ситуацию, в ГКИ вернулись
к идее консорциума коммерческих банков,
предложивших в марте
прокредитовать правительство под залог
акций. Схема теперь
видоизменилась (что отразилось в указе
президента от 31.08.95. о
раскреплении и продаже ценных бумаг).
Сформировался новый спрос
инвесторов, в том числе иностранных,
которого прежде не было.
Если у участника нет конкретной кредитной
схемы, он выбывает из
игры. Сохраняются и другие ограничения.
По ст.9 Закона о
приватизации запрещено участвовать в
торгах юридическим
лицам, где госдоля свыше 25%. Сильно лимитирован
доступ на
аукционы по залогу самих эмитентов, чьи
акции выставляются на
тендер. Купить можно не более 10% и
держать их разрешено не
дольше одного года.
Другой проект Госкомимущества
состоит в отборе 136
эффективных АО, чьи акции ГКИ намерен
продавать под своим
жестким контролем, не доверяя регионам.
Это ряд лесных
холдингов, пользующихся больших спросом у
инвесторов, нефтяных
компаний (существующих и вновь
создаваемых), транспортных (в
частности, речных) предприятий.
Графики реализации уже
опубликованы.
Третий план Госкомимущества: совместно с
Российским центром
приватизации организовать продажу 49% акций
Связьинвеста. После
переговоров с крупными банками и
финансовыми компаниями
оказалось, однако, что сразу реализовать
такой большой пакет
нереально. Решено в 1995 г. остановиться на
25%, а в 1996 г.
разместить 24%. По правилам Мирового банка
был проведен тендер.
Победил консорциум, который возглавляет банк
" Ротшильд энд
Санс" уже заключивший с ГКИ контракт и
приступивший к работе.
Первый вице-премьер А.Чубайс встречался с
другими стратегическими
инвесторами, готовыми приобрести вторую часть
пакета.
Начались аукционы по залогу.
Планируется выставить на них
акции еще ряда предприятий - ЮКОСа,
Сибнефти, Братского ЛПК и
др. В итоге всех этих программ ГКИ надеется
выполнить задания по
приватизации. От продажи земли и региональных
аукционов собрать в
федеральный бюджет 500-700 млрд. руб.
От реализации 136
предприятий - 1-1,5 трлн. руб. От схемы по
залогу - 2-3 трлн.
руб. От продажи бумаг Связьинвеста -
1,5 трлн. руб. Т.е.
Госкомимущества выходит на выполнение
правительственного задания.
В 1996 г. заканчиваются сроки
закрепления госпакетов многих
АО. В т.ч. ЮКОСа, ЛУКойла, Сургутнефтегаза,
что тоже дает шанс на
получение средств в федеральный бюджет.
Предполагается полная
приватизация финансовых институтов с
большой долей в уставных
капиталах - Сбербанка,
Внешторгбанка, совзагранбанков,
Ингосстраха, Росгосстраха и др. Их
бумаги планируется
реализовывать по индивидуальным схемам для
формирования лучшего
спроса. ГКИ намерен и дальше
заниматься административным
пробиванием новых эффективных вариантов
подготовки предприятий к
приватизации, продажи их акций. На 1996
г. запланированы 11
трлн. руб., что с учетом дефлятора сохраняет
прежнее задание в 9
трлн. руб. Реализуемость этих планов решается
сейчас. Все ждут,
получит ли Госкомимущество намеченные суммы.
2. Законодательно-правовые нормы
об
иностранных инвестициях в
России
Основные проблемы переходного
этапа нашей экономики
связанны с отсутствием достаточно
понятных , корректных,
стабильных "правил игры", т.е.
законодательной базы, регулирующей
инвестиционную деятельность.
Основу национального
законодательства об иноинвестициях составляют
правовые гарантии,
непосредственно влияющие на международный инвестиционный
процесс.
Цель таких гарантий - обеспечение взаимных
интересов принимающих
стран и иностранных инвесторов. Другими
словами, иностранная
частная собственность - инвестиции - как бы
приравниваются по
правовому положению к частной
собственности отечественных
инвесторов.
Однако, для взаимовыгодных отношений это
недостаточно. Ведь
иноинвесторам приходится нести
дополнительные расходы на
транспорт, связь и многое другое.
Поэтому национальное
законодательство принимающих стран
предусматривают предоставление
иностранным инвесторам льгот и
привилегий ( в отношении
налогообложения, таможенных пошдин, и др.)
В настоящее время основным
законодательным актом,
регулирующим деятельность по
иностранному инвестированию,
является Закон РФ от 4 июля 1991 года "Об
иностранных инвестициях
в РСФСР". Статья 6 Закона указывает, что
иностранные инвестиции
на территории РФ пользуются полной правовой
защитой, а статья 7
декларирует гарантии от принудительных
изъятий. Согласно закону,
иностранные инвестиции не подлежат
национализации, реквизиции или
конфискации кроме как в
исключительных, предусмотренных
законодательством случаях. При этом
иностранные инвесторы имеют
право на возмещение возникающих убытков.
Налоги инвесторы платят
в соответствии с законами РФ.
Предусмотрены некоторые льготы
совместным предприятиям с
иностранными инвестициями - право без
лицензии экспортировать
продукцию и импортировать товары для собственных
нужд, оставлять
валютную выручку полностью в своем
распоряжении.
До недавнего времени большая проблема
было связана со
взиманием таможенных пошлин и налогов с
иностранных фирм, которые
практически не имели никаких преимуществ
перед российскими
инвесторами. Поэтому зарубежные партнеры
вынуждены были уменьшать
размеры своих инвестиционных программ на
величину взимаемых
пошлин и налогов. Но 25 января подписан
Указ Президента РФ "О
дополнительных мерах по привлечению иностранных
инвестиций в
отрасли материального производства
РФ" В качестве таких мер
установлено снижение в 2 раза
таможенных пошлин на ввоз
иностранных товаров, если ввозящие их
иностранные компании
являются учредителями предприятий по
производству аналогичных
товаров и осуществляют прямые
капиталовложения в отрасли
материального производства РФ. Тоже относится
к налогообложению
компаний с долей иностранного капитала более
30% (или не менее 10
млн $), оно приравнено фактически к
налогообложению малых
предприятий; инвесторы освобождены от
таможенных пошлин, НДС и
акцизов при поставке оборудования для
действующих предприятий и
при вкладе их в уставной капитал.
Но все равно, законодательная
база, регулирующая
иноинвестиции, не доработана. Так, все
бизнесмены мира ведут свое
дело на основе законов, у нас же им
приходиться руководствоваться
указами, распоряжениями, постановлениями и
другими нормативными
документами, которые постоянно меняются, дополняются,
уточняются,
разъясняются, что затрудняет реализацию
любых экономических
программ.
3. Психологическая проблема
привлечения инокапитала
Следует учитывать еще одну проблему,
связанную скорее с
психологическими, чем экономическими
факторами, мешающими
привлечению капитала. Это
психологическое несовпадение
возможностей инвестора и заказчика, которое
кроется в различной
их нравственной организации, разном
восприятии хозяйственных
процессов и представления о них. Умственная
неорганизованность
представителей российского малого и среднего
бизнеса проявляется
в бессистемности хозяйственного
мышления, маловариантности
представлений о развитии
хозяйственных событий,
безответственности и пассивности. Все это
не соответствует
психологическому поведению зарубежных
инвесторов, их постоянной
нацеленности на системное решение
хозяйственных задач, умению
дифференцировать экономические процессы по
значимости и т.д.
Несовпадение менталитетов и уровней
экономической культуры
российских и зарубежных инвесторов
препятствует реализации ряда
инвестиционных программ.
Большим барьером реализации инвестиционных
программ является
проявление иждивенчества в различных
формах. Иностранные и
российские партнеры по-разному понимают
роль и значение
инвестиционного бизнеса. Одни - как способ
заработать трудовые
деньги, другие - как дармовую возможность их
тратить. Российские
заказчики нередко предлагают для
инвестирования случайные и
бесперспективные проекты, стремятся
прежде всего залатать
собственные производственные и финансовые дыры
за счет зарубежных
средств. Зарубежные же инвесторы скрупулезно
разрабатывают свои
бизнес-планы для сфер помещения своих
капиталов, тщательно
подсчитывают экономическую эффективность
капитальных вложений и
ищут пути сокращения сроков их окупаемости.
Таким образом, эта проблема заключается в
несовпадении целей
и непонимании инвестиционных программ
иностранных инвесторов
российскими, а российских инвесторов -
иностранными, их разными
менталитетами.
4. Перестройка фондового рынка.
Одно из условий инвестиций в
России (прежде всего
зарубежных) - понятная и работающая
структура фондового рынка,
жесткие правила игры для его участников. В
июле Россия была
принята в международную ассоциацию по
регулированию рынка ценных
бумаг (РЦБ). Весьма активна Федеральная
комиссия по ценным
бумагам и биржам, которая вырабатывает
стандарты, создает и
поддерживает инфраструктуру фондовой
торговли. В этом ее главное
отличие от западных, где подобные комиссии
ограничиваются лишь
контролем за соблюдением соответствующего
законодательства.
При комиссии учрежден экспертный
совет. Налажено
взаимодействие с саморегулирующимися
организациями РЦБ в
регионах и Центре. Прежде всего с
Профессиональной ассоциацией
участников фондового рынка (ПАУ- ФОР) и др.
Цель: объединить
усилия государства, коммерческих структур,
банков, финансовых
компаний и инвестиционных фондов в
развитии РЦБ, разработке
необходимой нормативной базы.
Многое уже сделано. Разрабатывается закон
о ценных бумагах,
который может быть принят до конца 1995
г., об акционерных
обществах (прошел первое чтение в
Госдуме), акты по
регулированию инвестиционных рисков.
Необходимо утвердить
стандарты и правила лицензирования
для регистраторов,
перерегистраторов, инвесторов, фондовой
торговли (в первую
очередь твердых котировок). Планируется
принять новые документы
по проспектам эмиссии (приближенные к
западным требованиям,
чтобы иноинвесторы могли лучше
ориентироваться). Ввести жесткие
санкции против АО, нарушающих права
акционеров. Всего в целом
одобрены 13 из 16 подготовленных нормативных
актов.
В июле в России был принят указ о
создании паевых фондов,
что позволит, как надеются в ФКЦБ,
привлечь к инвестициям не
только зарубежный, но и российский капитал,
сбережения населения.
Сегодня у него на руках около 20 млрд.
долл. и примерно 70-80
трлн. руб. По расчетам комиссии, примерно 10%
от этих сумм могут
быть быстро пущены на капвложения с помощью
паевых фондов.
Попытка объединить в финансовых
программах ресурсы граждан,
отечественных и заграничных
институциональных инвесторов (а
подобные фонды тоже могут выпускать
ценные бумаги) -
качественно новый шаг в развитии РЦБ в
России. Дополнительный
фактор его прозрачности, надежности,
ликвидности. Причем не
устанавливается никаких ограничений для
иностранцев, которым
разрешается даже возглавлять паевые фонды.
Быстрыми темпами достраивается
инфраструктура. Расчеты,
клиринг, депозитарий, как считают в
комиссии, тоже должны
соответствовать международным нормам.
Уже существует
электронная биржа, некий аналог американской
НАСДАК, к которой
присоединились регионы. Сейчас
отрабатываются правила торгов.
Внебиржевой рынок в Москве переходит на эту
систему.
Прошли те времена, когда клиринг на
столичных фондовых
биржах сводился к вываливанию на столы
мешков денег, которыми
расплачивались за ваучеры по текущему
курсу. С тех пор утекло
немало воды в Москве-реке. В 1994 г.
создана депозитно -
клиринговая компания (ДКК). В нее входят
крупные российские и
Страницы: 1, 2, 3, 4
|