рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Западное инвестирование в экономику России

президента, который потребовал  от правительства резко  сократить

госдолю в смешанных АО,  чтобы стало возможным продать на рынке

больше акций, чем намечалось ранее.

    Радикально была  снижена выкупная  цена на  землю, занимаемую

предприятиями. До мая она  в 200 раз превышала  годовой земельный

налог. У производств просто не было таких средств.  Президентским

указом  цену уменьшили до  10-кратной.  Процесс  выкупа  участков

сразу пошел очень интенсивно.  Около 1,5 тыс.   предприятий стали

землевладельцами.   Особенно малые  и средние.   Крупным  трудней

мобилизовать необходимую  сумму. То  есть удалось  добиться того,

чего не сумели  в  1992-1994  гг.  Правда, и  сегодня  приходится

преодолевать ожесточенное сопротивление в Госдуме,  где готовится

Земельный кодекс,  прямо  запрещающий  куплю-продажу земли.

    В дополнение к этим двум источникам поступлений от

приватизации в федеральный бюджет  Госкомимущества сумел в апреле

собрать с регионов их  планы-графики продаж акций, согласовать  и

утвердить со всеми субъектами  Федерации. Речь идет о  примерно 6

тыс. предприятий, 80% из которых уже проданы.

    В отличие  от  реализации земли под производствами,   которую

указ   запустил   немедленно,     для   раскрепления   госпакетов

требовалось      специальное   постановление       правительства.

Категорически   против  выступали  ряд  отраслевых  комитетов   и

ведомств. Процесс шел очень трудно и вместо июля завершился  лишь

в сентябре.

    Средства  от  продажи  земли  остаются  в  основном в местных

бюджетах, что уменьшило   поступления  в   федеральную казну.   В

августе   ситуация    стала   просто    критической   для    ГКИ:

запланированных доходов  от приватизации  не набиралось.   Ни  от

реализации участков,  ни 6 тыс. предприятий, ни госдолей в АО.

    В августе  начался некоторый  подъем на  рынке ценных  бумаг,

который быстро  угас из-за  полной непредсказуемости  результатов

парламентских выборов. Чтобы переломить ситуацию, в ГКИ вернулись

к идее  консорциума коммерческих  банков,   предложивших в  марте

прокредитовать   правительство  под  залог  акций.  Схема  теперь

видоизменилась (что отразилось в указе президента от 31.08.95.  о

раскреплении и продаже ценных  бумаг). Сформировался новый  спрос

инвесторов,  в  том числе иностранных,  которого прежде не  было.

Если у участника нет  конкретной  кредитной схемы, он выбывает из

игры.  Сохраняются  и  другие  ограничения.  По  ст.9  Закона   о

приватизации   запрещено   участвовать   в   торгах   юридическим

лицам, где  госдоля   свыше  25%.   Сильно  лимитирован  доступ на

аукционы по  залогу самих  эмитентов, чьи  акции выставляются  на

тендер.  Купить  можно  не  более  10%  и держать их разрешено не

дольше одного года.

    Другой  проект   Госкомимущества  состоит   в   отборе    136

эффективных  АО,  чьи   акции  ГКИ  намерен  продавать  под своим

жестким  контролем,   не  доверяя  регионам.   Это  ряд    лесных

холдингов,  пользующихся  больших спросом у инвесторов,  нефтяных

компаний  (существующих  и  вновь  создаваемых),  транспортных (в

частности,   речных)   предприятий.   Графики   реализации    уже

опубликованы.

    Третий план Госкомимущества:  совместно с Российским  центром

приватизации организовать продажу 49%  акций Связьинвеста.  После

переговоров  с   крупными  банками   и  финансовыми    компаниями

оказалось,   однако, что  сразу реализовать  такой большой  пакет

нереально. Решено в  1995 г.   остановиться на 25%,  а в 1996  г.

разместить 24%. По правилам Мирового банка был  проведен  тендер.

Победил  консорциум,   который  возглавляет  банк  " Ротшильд энд

Санс" уже  заключивший с  ГКИ контракт  и приступивший  к работе.

Первый вице-премьер А.Чубайс встречался с другими стратегическими

инвесторами, готовыми приобрести вторую часть пакета.

    Начались аукционы  по  залогу.  Планируется выставить  на них

акции еще ряда предприятий -  ЮКОСа,  Сибнефти,  Братского  ЛПК и

др. В итоге всех этих программ ГКИ надеется выполнить задания  по

приватизации. От продажи земли и региональных аукционов собрать в

федеральный   бюджет  500-700  млрд.   руб.   От  реализации  136

предприятий - 1-1,5 трлн.  руб.  От схемы  по залогу - 2-3  трлн.

руб.   От  продажи  бумаг  Связьинвеста  -  1,5  трлн.  руб. Т.е.

Госкомимущества выходит на выполнение правительственного задания.

    В 1996 г.  заканчиваются сроки закрепления  госпакетов многих

АО. В т.ч. ЮКОСа,  ЛУКойла, Сургутнефтегаза, что тоже дает шанс на

получение средств  в федеральный  бюджет.   Предполагается полная

приватизация  финансовых  институтов  с  большой долей в уставных

капиталах   -    Сбербанка,    Внешторгбанка,    совзагранбанков,

Ингосстраха,    Росгосстраха  и   др.    Их  бумаги   планируется

реализовывать по индивидуальным схемам для  формирования  лучшего

спроса.   ГКИ  намерен   и  дальше  заниматься   административным

пробиванием новых эффективных вариантов подготовки предприятий  к

приватизации,   продажи их  акций.   На 1996  г. запланированы 11

трлн.  руб., что с учетом дефлятора сохраняет прежнее задание в 9

трлн. руб.  Реализуемость этих планов решается сейчас.  Все ждут,

получит ли Госкомимущество намеченные суммы.



              2. Законодательно-правовые нормы об

                иностранных инвестициях в России


    Основные   проблемы   переходного   этапа   нашей   экономики

связанны  с   отсутствием  достаточно   понятных  ,   корректных,

стабильных "правил игры", т.е. законодательной базы, регулирующей

инвестиционную      деятельность.      Основу       национального

законодательства об иноинвестициях составляют правовые  гарантии,

непосредственно влияющие на международный инвестиционный процесс.

Цель таких гарантий - обеспечение взаимных интересов  принимающих

стран  и  иностранных  инвесторов.  Другими  словами, иностранная

частная собственность  - инвестиции  - как  бы приравниваются  по

правовому  положению   к  частной   собственности   отечественных

инвесторов.

    Однако, для взаимовыгодных  отношений это недостаточно.  Ведь

иноинвесторам   приходится   нести   дополнительные   расходы  на

транспорт,   связь   и   многое   другое.   Поэтому  национальное

законодательство принимающих стран предусматривают предоставление

иностранным  инвесторам   льгот  и   привилегий  (   в  отношении

налогообложения, таможенных пошдин, и др.)

    В   настоящее   время    основным   законодательным    актом,

регулирующим   деятельность   по   иностранному   инвестированию,

является Закон РФ от 4 июля 1991 года "Об иностранных инвестициях

в РСФСР". Статья 6  Закона указывает, что иностранные  инвестиции

на территории РФ пользуются  полной правовой защитой, а  статья 7

декларирует гарантии от принудительных изъятий. Согласно  закону,

иностранные инвестиции не подлежат национализации, реквизиции или

конфискации   кроме   как   в   исключительных,   предусмотренных

законодательством случаях. При  этом иностранные инвесторы  имеют

право на возмещение возникающих убытков. Налоги инвесторы  платят

в соответствии с законами РФ.

     Предусмотрены  некоторые  льготы  совместным  предприятиям с

иностранными  инвестициями  -  право  без лицензии экспортировать

продукцию и импортировать товары для собственных нужд,  оставлять

валютную выручку полностью в своем распоряжении.

    До  недавнего  времени  большая  проблема  было  связана   со

взиманием таможенных пошлин и налогов с иностранных фирм, которые

практически  не  имели  никаких  преимуществ  перед   российскими

инвесторами. Поэтому зарубежные партнеры вынуждены были уменьшать

размеры  своих  инвестиционных  программ  на  величину  взимаемых

пошлин и  налогов. Но  25 января  подписан Указ  Президента РФ "О

дополнительных  мерах  по  привлечению  иностранных  инвестиций в

отрасли  материального  производства  РФ"  В  качестве  таких мер

установлено  снижение  в  2   раза  таможенных  пошлин  на   ввоз

иностранных  товаров,  если  ввозящие  их  иностранные   компании

являются  учредителями  предприятий  по  производству аналогичных

товаров  и   осуществляют  прямые   капиталовложения  в   отрасли

материального производства РФ.  Тоже относится к  налогообложению

компаний с долей иностранного капитала более 30% (или не менее 10

млн  $),  оно  приравнено  фактически  к  налогообложению   малых

предприятий; инвесторы  освобождены от  таможенных пошлин,  НДС и

акцизов при поставке  оборудования для действующих  предприятий и

при вкладе их в уставной капитал.

    Но   все    равно,   законодательная    база,    регулирующая

иноинвестиции, не доработана. Так, все бизнесмены мира ведут свое

дело на основе законов, у нас же им приходиться руководствоваться

указами, распоряжениями,  постановлениями и  другими нормативными

документами, которые постоянно меняются, дополняются, уточняются,

разъясняются,  что  затрудняет  реализацию  любых   экономических

программ.


               3. Психологическая проблема

                  привлечения инокапитала


     Следует  учитывать  еще  одну  проблему,  связанную скорее с

психологическими,   чем   экономическими   факторами,   мешающими

привлечению   капитала.    Это    психологическое    несовпадение

возможностей инвестора и  заказчика, которое кроется  в различной

их  нравственной  организации,  разном  восприятии  хозяйственных

процессов и  представления о  них. Умственная  неорганизованность

представителей российского малого и среднего бизнеса  проявляется

в   бессистемности   хозяйственного   мышления,  маловариантности

представлений     о      развитии     хозяйственных      событий,

безответственности  и  пассивности.  Все  это  не   соответствует

психологическому поведению  зарубежных инвесторов,  их постоянной

нацеленности  на  системное  решение  хозяйственных задач, умению

дифференцировать  экономические  процессы  по  значимости  и т.д.

Несовпадение  менталитетов  и   уровней  экономической   культуры

российских и зарубежных  инвесторов препятствует реализации  ряда

инвестиционных программ.

    Большим барьером реализации инвестиционных программ  является

проявление  иждивенчества  в  различных  формах.  Иностранные   и

российские  партнеры   по-разному  понимают   роль  и    значение

инвестиционного бизнеса. Одни -   как способ заработать  трудовые

деньги, другие - как дармовую возможность их тратить.  Российские

заказчики  нередко  предлагают  для  инвестирования  случайные  и

бесперспективные  проекты,  стремятся   прежде  всего   залатать

собственные производственные и финансовые дыры за счет зарубежных

средств. Зарубежные же  инвесторы скрупулезно разрабатывают  свои

бизнес-планы  для  сфер  помещения  своих  капиталов,   тщательно

подсчитывают экономическую  эффективность капитальных  вложений и

ищут пути сокращения сроков их окупаемости.

    Таким образом, эта проблема заключается в несовпадении  целей

и  непонимании  инвестиционных  программ  иностранных  инвесторов

российскими, а российских  инвесторов - иностранными,  их разными

менталитетами.



              4.  Перестройка фондового рынка.


    Одно   из   условий   инвестиций   в   России  (прежде  всего

зарубежных)  - понятная  и работающая структура фондового  рынка,

жесткие правила  игры для  его участников.   В июле  Россия  была

принята в международную ассоциацию по регулированию рынка  ценных

бумаг  (РЦБ).   Весьма  активна  Федеральная  комиссия  по ценным

бумагам и  биржам,   которая   вырабатывает стандарты,  создает и

поддерживает инфраструктуру фондовой торговли.  В этом ее  главное

отличие от западных,   где подобные комиссии ограничиваются  лишь

контролем за соблюдением соответствующего законодательства.

    При   комиссии    учрежден   экспертный    совет.    Налажено

взаимодействие   с   саморегулирующимися   организациями   РЦБ  в

регионах  и  Центре.  Прежде всего с Профессиональной ассоциацией

участников фондового рынка  (ПАУ- ФОР) и  др.  Цель:   объединить

усилия государства, коммерческих структур, банков,   финансовых

компаний  и  инвестиционных  фондов  в  развитии  РЦБ, разработке

необходимой нормативной базы.

    Многое уже сделано.  Разрабатывается закон о  ценных бумагах,

который может быть принят  до конца  1995   г.,  об   акционерных

обществах   (прошел   первое   чтение   в   Госдуме),    акты  по

регулированию  инвестиционных   рисков.    Необходимо   утвердить

стандарты   и   правила     лицензирования   для   регистраторов,

перерегистраторов,   инвесторов,  фондовой  торговли  (в   первую

очередь твердых котировок).  Планируется принять новые  документы

по  проспектам  эмиссии   (приближенные  к западным  требованиям,

чтобы иноинвесторы могли  лучше ориентироваться). Ввести  жесткие

санкции против  АО, нарушающих  права акционеров.  Всего в  целом

одобрены 13 из 16 подготовленных нормативных актов.

    В июле  в  России  был принят указ о создании паевых  фондов,

что  позволит,  как  надеются  в  ФКЦБ, привлечь к инвестициям не

только зарубежный, но и российский капитал, сбережения населения.

Сегодня у  него на  руках около  20 млрд.  долл. и примерно 70-80

трлн. руб. По расчетам комиссии, примерно 10% от этих сумм  могут

быть быстро пущены на капвложения с помощью паевых фондов.

    Попытка объединить в  финансовых программах ресурсы  граждан,

отечественных и  заграничных   институциональных   инвесторов  (а

подобные  фонды   тоже   могут    выпускать  ценные   бумаги)   -

качественно новый  шаг в  развитии РЦБ  в России.  Дополнительный

фактор  его  прозрачности,  надежности,  ликвидности.  Причем  не

устанавливается  никаких  ограничений  для  иностранцев,  которым

разрешается даже возглавлять паевые фонды.

    Быстрыми  темпами  достраивается  инфраструктура.    Расчеты,

клиринг,  депозитарий,  как  считают  в  комиссии,  тоже   должны

соответствовать   международным   нормам.     Уже      существует

электронная биржа,  некий  аналог американской НАСДАК, к  которой

присоединились  регионы.  Сейчас  отрабатываются  правила торгов.

Внебиржевой рынок в Москве переходит на эту систему.

    Прошли те   времена,  когда   клиринг  на  столичных фондовых

биржах сводился  к вываливанию  на столы  мешков денег,  которыми

расплачивались за ваучеры  по  текущему курсу.  С тех пор  утекло

немало  воды  в  Москве-реке.  В  1994  г.   создана  депозитно -

клиринговая компания  (ДКК).   В нее входят крупные российские  и

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.